ЛЕГЕНДА О МЕТАЛЛИКЕ
ЛЕГЕНДА О "МЕТАЛЛИКЕ"
КЛУБ Автовладельцев
Малярка
ЛЕГЕНДА О "МЕТАЛЛИКЕ"
Сберегайте "родную" эмаль - выкрасить
машину так, как на заводе,
обойдется дорого...
Антон УТКИН
"Куплю ВАЗ от 95 г.в., небитый, некрашеный..." Прочитав такое объявление, непосвященный может поразмыслить, что идет речь об автомобиле, который почему-либо сошел с сборочного потока с неокрашенным кузовом...
Все, как мы знаем, еще проще: клиент желает машину с стопроцентно сохранившейся заводской эмалью - та, что уже побывала в малярном цехе автосервиса, его не интересует. Вправду, опыт нескольких поколений автолюбителей многих обучил - ремонта хватит на короткий срок. Пусть даже самый наилучший маляр покрасит вам отрихтованное либо приваренное крыло "как себе", кропотливо обезжирив, прогрунтовав и высушив, через две "соленые" зимы оно все равно зацветет паучками коррозии.
На заводах, на том же Вуале, а в ближайшее время и на ГАЗе ("соболи" и "газели") красят полностью приемлимо. Фирменное оборудование и западные технологии эффективны даже с дешевенькими русскими материалами - лет на 5 покрытия хватает. А вот далее...
На рис. 1 показан полный цикл работы окрасочной полосы. Ознакомьтесь и станет естественным, что в критериях даже отлично снаряженного автосервиса важнейших стадий подготовки кузова не воспроизвести. Одна только катафорезная обработка с полным погружением кузова в ванну дает очень крепкий слой грунта - влага, с течением времени проникшая под эмаль через трещинкы и сколы, не может добраться до металла.
А сейчас о другом. Говоря о покраске, нельзя не сказать о самих материалах. Наш автопром вот уже 40 лет употребляет, в главном, эмали серии МЛ (меламиноалкидные), образующие хрупкую, неэластичную пленку. На Западе ведущие автозаводы используют более долговременные полиэфирные и полиакриловые эмали. К примеру, германский концерн "Хербертс", как и другие производители, поставляет на сборочные потоки в главном водоразбавляемые материалы, без органических растворителей - испарять в атмосферу сотки тонн этилцеллозольва и циклогексанона, как это делается у нас, в Европе считают варварством - экология главнее всего.
Цвет и колер эмали (всего их около 45 тыщ) зависят от сочетания в ней разных пигментов - порошков минерального либо органического происхождения. Так, двуокись титана (TiО2) дает белоснежный цвет, газовая сажа (С) - темный и т. д. В продвинутых странах ядовитые пигменты запрещены. К примеру, заместо желтоватого хромата свинца (PbCrO4) тот же "Хербертс" издавна подобрал неопасный заменитель.
Используемых пигментов еще меньше, чем цветов эмалей, так как, соединяя их согласно хроматическому кругу (рис. 2), можно получить хоть какой цвет диапазона. Цвета, расположенные в круге напротив, - антагонисты, они уничтожают друг дружку в консистенции эмалей. Но все это обыденные либо, как их именуют, одноцветные эмали. Более всераспространены на автомобилях "металлики" - вот о их и побеседуем подробнее.
В первый раз эмаль, содержащую железные частички, у нас узрели никак не на автомобилях - в те годы "победы" и "волги" красили незатейливо - в темный, белоснежный, бежевый... Зато рамы велосипедов харьковского завода искрились так именуемыми лессирующими эмалями - чешуйки алюминия отражали свет из глубины лаковой пленки. "Металлики" первых поколений были однослойными (рис. 3, а) - пленка эмали содержала дюралевые частички по всей толщине в 50 микрон. В последние годы "металлик" наносят в два слоя: 20 микрон базы с частичками алюминия и еще 50 - прозрачный лак (рис. 3, б). Двухслойное покрытие не только лишь более эффектное - оно прочнее и долговечнее, так как лучше отражает ультрафиолетовые лучи солнца - эмаль медлительнее стареет.
Последнее достижение - эмали с эффектом перламутра. Их главный компонент - частички слюды. Это природный минерал - алюмосиликат калия, размолотые кристаллы которого образуют тончайшие прозрачные пластинки. Покрывая их по специальной технологии окислами металлов, химики получают частички, меняющие цвет зависимо от угла зрения. У перламутровой эмали минимум два слоя - база со слюдой и тусклый лак, а время от времени даже три - белоснежная либо цветная подложка, слюда и лак. Глубинные переливы и игра цветов завораживают взор - покрытие конкурирует в красе с природным жемчугом, тем паче что все цвета, интенсивность отражения и преломления световых лучей разработчик может запрограммировать, подбирая состав эмали и режим расцветки.
На рис. 4 показаны падение и отражение лучей света в покрытиях различных видов. Так, в пленке обыкновенной одноцветной эмали (а) свет проходит на глубину около 25 микрон, а угол падения равен углу отражения. В "металликах" и "перламутрах" углы меняются. В однослойном покрытии (б) достаточно много дюралевых чешуек, расположенных близко к поверхности и параллельно ей, потому нижний, видимый с боковой стороны тон выходит темным, а верхний, видимый под прямым углом - светлым. В двухслойном "металлике" (в) - напротив: черный верхний тон и светлый нижний. В эмали с эффектом перламутра (г) свет отчасти отражается пластинками слюды, отчасти проходит через их, отражаясь от подложки под различными углами, потому мы лицезреем смесь разноцветных лучей.
Словом, не так просто сделать фирменную краску. Зная это, просто осознать, почему у гаражных кустарей, пытавшихся сделать "металлик" из консистенции никак не чешуйчатого, а порошкообразного алюминия ("серебрянки") и обыкновенной "синтетики", выходило нечто схожее на "молотковую" эмаль для несгораемых шифанеров... И уж совершенно нереально рассчитывать на долговременное покрытие, обойдясь приобретенной банкой дешевенькой однокомпонентной эмали.
Проф ремонтные материалы непременно двухкомпонентные: и к эмали, и к тусклому лаку прилагается соответственный отвердитель, позволяющий акриловым смолам сохнуть до высочайшей твердости при температуре от 20 до 60оС. Очевидно, такие значительно дороже, чем созданные для заводов - туда поставляют только однокомпонентные, так как нагой кузов без легкоплавких пластмассовых деталей и чувствительной электроники сушат при 140оС. Пробы наскоро, без разборки, выкрасить "синтетикой" МЛ-12 современную импортную машину (либо хотя бы ее часть) с следующей высокотемпературной сушкой вероятнее всего завершатся плачевно - салон станет скрипучим, как на "Самаре", а неискоренимые сбои системы впрыска горючего принудят реализовать машину на запчасти...
Выкрасить битую либо поржавевшую машину не ужаснее, чем на заводе, можно, но не всякому по кармашку. К примеру, отлично снаряженный сервис, работающий фирменными двухкомпонентными материалами, возьмет за покраску крыла VAZ 2110 около $120, всей "10-ки" - до $1500, а, скажем, "Мерседеса-124" - до $3000. Потому сберегайте кузов, пока он свежайший: смывайте соль, впору закрашивайте сколы эмали, натирайте поверхность восковыми и тефлоновыми полиролями - копейка рубль сбережет...
Рис. 1. Стадии обработки кузова на окрасочной полосы.
Рис. 2. Хроматический круг.
Рис. 3. Размещение плоских дюралевых частиц в пленке "металлика": а - однослойном;
б - двухслойном
Рис. 4. Облегченная схема отражения лучей света в покрытиях различных видов: а - одноцветная эмаль; б - однослойный "металлик"; в - двухслойный "металлик"; г - трехслойный "перламутр".