ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
КЛУБ Автовладельцев
Не спутай!
ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
Термостат - прибор обычный. Но очень принципиальный. Ошибки при его подмене недопустимы.
Сергей МИШИН
Термостат в движке служит для поддержания в охлаждающей системе подабающей температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от обычного прибора зависят и мощность, и расход горючего, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще - долговечность, срок службы мотора.
На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока мотора и представляет собой самостоятельный элемент. Сейчас мы знаем последующие его модели:
2101 - такими оснащается вся вазовская "классика", начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает раскрываться при температуре 80±2°, а стопроцентно открыт при 95±2°. Отличительный признак "первого" термостата - патрубки развернуты относительно друг дружку на угол чуток больше 90 градусов (фото 1 слева).
2121 - для "Нивы". По внутренности фактически "ноль 1-ый" термостат. Исключительно в силу компоновочных особенностей его патрубки размещены на корпусе под углом практически 180 градусов. Кстати, на модернизированной "Ниве" VAZ 21213 стоит термостат 2101.
2108 - последующее поколение термостатов (фото 1 в центре) - создано для движков "Самары". У последних более совершенная форма камеры сгорания и поболее высочайшая степень сжатия, их температурный режим выше по сопоставлению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические свойства машины. "Восьмерочный" термостат начинает раскрываться при 87°, а стопроцентно открыт бывает при 102°. Правда, сейчас на рынке встречаются "восьмые" термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Разъяснить это просто: качество термостатов сегодня не на высоте, клапан нередко раскрывается с запаздыванием, создавая риск перегрева мотора. Вот и сбросили два градуса... "про припас".
Патрубки термостата 2108 размещены практически как на "ноль первом", но как будто зеркально по отношению к нему. Не считая того, поближе к донышку у "восьмого" есть дополнительный тоненький патрубок - для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы остывания пузырьков воздуха, если он почему-то туда попадет.
2110 - конструктивно повторяет "восьмерочный", у него практически те же свойства (циркуляция по "большенному кругу" начнется при 87 либо 85°). Снаружи же он еще больше идентичен (но тоже зеркально, не путать!) с "ноль первым", потому что не имеет дополнительного узкого патрубка (фото 1, справа).
На VAZ 2110 "дорогу" для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными движками (VAZ 2110 и 21111). По мере надобности на их можно поставить и "восьмерочный" термостат, нужно только основательно заглушить его воздушный патрубок.
Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, потому при покупке термостата загляните в него. В высшей части корпуса должна быть вертикальная полоса металла либо пластмассы, напоминающая шторку, которая обхватывает дополнительный клапан в секторе приблизительно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость ужаснее перемешивается, меньше и медлительнее нагревает термосиловой элемент - и термостат при завышенной температуре переключается на "большой круг" с запозданием.
2112 - термостат последующего поколения - для впрысковых движков (фото 3). Отличается от прошлых тем, что, не считая основной функции, к тому же увеличивает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление "малого круга", вынудив тем охлаждающую жидкость лучше протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с "малого" на "большой круг" начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания хоть какого термостата выдавлен на донышке (фото 4).
Перейдем сейчас к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы остывания. Сейчас выпускаются два поколения датчиков - двухамперные и двадцатиамперные. При этом каждое, в свою очередь, разделяется на две категории - для классики и для переднеприводных моделей.
К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Так как они не могли конкретно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103-3808800. Вспомним: "трешка" была первой машиной ВАЗа без повсевременно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора - 92°, выключения - 87°.
Как ранее говорилось, у мотора "Самары" более жесткий температурный режим. Потому тут электровентилятор врубается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108-3828010) замыкаются при 99°, размыкаются - при 94°.
Датчики последнего поколения не нуждаются в помощи силового реле - они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы - 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для "самар" и "десяток" с движками 21083, номер 2110-3828010). При всем этом на всех моделях "десяток", "самар" и "жигулей" предвидено применение и нового блока предохранителей - евро типа.
Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках последнего поколения выбиты 1-ые числа маркировки: "661" (для классики) либо "66" (для "самар" и "десяток"), на старенькых - ТМ-108. В любом варианте на примыкающей плоскости непременно указывается температура срабатывания.
Новые датчики можно безболезненно ставить заместо старенькых. Напротив - ни при каких обстоятельствах! Контакты "100 восьмых" просто сгорят, не выдержав огромного тока. В гипотетичной ситуации - датчик отказал, а под рукою есть только ТМ-108 - придется поменять схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.
Что касается впрысковых движков (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у их электровентилятор системы остывания управляется контроллером ("мозгами впрыска"). Последний определяет температуру охлаждающей воды одним из собственных особых датчиков. Потому в радиаторах систем остывания этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.
P. S. Когда верстался номер, нам сказали, что в конструкцию термостата 2112 вводятся конфигурации. Во входном патрубке сейчас будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, поближе к стенам. В данном случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более накрепко.
Термостаты вазовских автомобилей: 2101 - слева, 2108 - в центре, 2110 - справа.
В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.
Термостат 2112. Так смотрится дроссельное отверстие "малого круга".
На донышке термостата указана температура начала срабатывания.
Датчик включения электровентилятора системы остывания.
КЛУБ Автовладельцев
Не спутай!
ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!
Термостат - прибор обычный. Но очень принципиальный. Ошибки при его подмене недопустимы.
Сергей МИШИН
Термостат в движке служит для поддержания в охлаждающей системе подабающей температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от обычного прибора зависят и мощность, и расход горючего, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще - долговечность, срок службы мотора.
На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока мотора и представляет собой самостоятельный элемент. Сейчас мы знаем последующие его модели:
2101 - такими оснащается вся вазовская "классика", начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает раскрываться при температуре 80±2°, а стопроцентно открыт при 95±2°. Отличительный признак "первого" термостата - патрубки развернуты относительно друг дружку на угол чуток больше 90 градусов (фото 1 слева).
2121 - для "Нивы". По внутренности фактически "ноль 1-ый" термостат. Исключительно в силу компоновочных особенностей его патрубки размещены на корпусе под углом практически 180 градусов. Кстати, на модернизированной "Ниве" VAZ 21213 стоит термостат 2101.
2108 - последующее поколение термостатов (фото 1 в центре) - создано для движков "Самары". У последних более совершенная форма камеры сгорания и поболее высочайшая степень сжатия, их температурный режим выше по сопоставлению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические свойства машины. "Восьмерочный" термостат начинает раскрываться при 87°, а стопроцентно открыт бывает при 102°. Правда, сейчас на рынке встречаются "восьмые" термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Разъяснить это просто: качество термостатов сегодня не на высоте, клапан нередко раскрывается с запаздыванием, создавая риск перегрева мотора. Вот и сбросили два градуса... "про припас".
Патрубки термостата 2108 размещены практически как на "ноль первом", но как будто зеркально по отношению к нему. Не считая того, поближе к донышку у "восьмого" есть дополнительный тоненький патрубок - для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы остывания пузырьков воздуха, если он почему-то туда попадет.
2110 - конструктивно повторяет "восьмерочный", у него практически те же свойства (циркуляция по "большенному кругу" начнется при 87 либо 85°). Снаружи же он еще больше идентичен (но тоже зеркально, не путать!) с "ноль первым", потому что не имеет дополнительного узкого патрубка (фото 1, справа).
На VAZ 2110 "дорогу" для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными движками (VAZ 2110 и 21111). По мере надобности на их можно поставить и "восьмерочный" термостат, нужно только основательно заглушить его воздушный патрубок.
Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, потому при покупке термостата загляните в него. В высшей части корпуса должна быть вертикальная полоса металла либо пластмассы, напоминающая шторку, которая обхватывает дополнительный клапан в секторе приблизительно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость ужаснее перемешивается, меньше и медлительнее нагревает термосиловой элемент - и термостат при завышенной температуре переключается на "большой круг" с запозданием.
2112 - термостат последующего поколения - для впрысковых движков (фото 3). Отличается от прошлых тем, что, не считая основной функции, к тому же увеличивает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление "малого круга", вынудив тем охлаждающую жидкость лучше протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с "малого" на "большой круг" начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания хоть какого термостата выдавлен на донышке (фото 4).
Перейдем сейчас к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы остывания. Сейчас выпускаются два поколения датчиков - двухамперные и двадцатиамперные. При этом каждое, в свою очередь, разделяется на две категории - для классики и для переднеприводных моделей.
К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Так как они не могли конкретно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103-3808800. Вспомним: "трешка" была первой машиной ВАЗа без повсевременно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора - 92°, выключения - 87°.
Как ранее говорилось, у мотора "Самары" более жесткий температурный режим. Потому тут электровентилятор врубается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108-3828010) замыкаются при 99°, размыкаются - при 94°.
Датчики последнего поколения не нуждаются в помощи силового реле - они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы - 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для "самар" и "десяток" с движками 21083, номер 2110-3828010). При всем этом на всех моделях "десяток", "самар" и "жигулей" предвидено применение и нового блока предохранителей - евро типа.
Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках последнего поколения выбиты 1-ые числа маркировки: "661" (для классики) либо "66" (для "самар" и "десяток"), на старенькых - ТМ-108. В любом варианте на примыкающей плоскости непременно указывается температура срабатывания.
Новые датчики можно безболезненно ставить заместо старенькых. Напротив - ни при каких обстоятельствах! Контакты "100 восьмых" просто сгорят, не выдержав огромного тока. В гипотетичной ситуации - датчик отказал, а под рукою есть только ТМ-108 - придется поменять схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.
Что касается впрысковых движков (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у их электровентилятор системы остывания управляется контроллером ("мозгами впрыска"). Последний определяет температуру охлаждающей воды одним из собственных особых датчиков. Потому в радиаторах систем остывания этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.
P. S. Когда верстался номер, нам сказали, что в конструкцию термостата 2112 вводятся конфигурации. Во входном патрубке сейчас будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, поближе к стенам. В данном случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более накрепко.
Термостаты вазовских автомобилей: 2101 - слева, 2108 - в центре, 2110 - справа.
В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.
Термостат 2112. Так смотрится дроссельное отверстие "малого круга".
На донышке термостата указана температура начала срабатывания.
Датчик включения электровентилятора системы остывания.