ЩЕТКА Заместо Пилюли
ЩЕТКА Заместо "Пилюли"
Страница ИСТОРИИ
ЩЕТКА Заместо "Пилюли"
поддерживала неизменное напряжение в бортсети автомобиля.
Сергей КАНУННИКОВ
В доэлектронные времена конструкция реле-регуляторов не изменялась десятилетиями, а на многих машинах 30-х годов отдельного регулятора не было совсем. Его роль делала дополнительная 3-я щетка генератора.
Метод корректировки бортового напряжения основывался на ординарном принципе. При вращении якоря генератора поле, создаваемое электромагнитами возбуждения, тем посильнее сдвигается по ходу вращения якоря, чем выше обороты последнего. Электромагниты возбуждения подключали меж отрицательной и дополнительной щетками. При определенном повышении числа оборотов якоря и силы тока магнитное поле смещалось так, что участок обмотки якоря, с которого снимала ток дополнительная щетка, выходил из магнитного потока. Напряжение, подаваемое щеткой в магниты возбуждения, падало. Уменьшалась напряженность магнитного поля и, как следует, напряжение, возбуждаемое якорем генератора.
Итак, если при регулировке дополнительную щетку сдвигали по направлению вращения якоря, сила тока увеличивалась, в обратном - понижалась.
Ординарную и довольно надежную конструкцию применяли не только лишь на российских машинах (к примеру, на первых "москвичах-400"). Многие автомобилисты-ветераны помнят ее по неким трофейным автомобилям.
Любопытно, что бывалые водители умудрялись инспектировать результаты регулировки без амперметра, которым обычно воспользовались ремонтники в больших гаражах. Опытным иногда хватало собственного чутья и контрольной лампы щитка устройств. Даже в аннотации по эксплуатации грузовика АМО-3 был указан аналогичный метод диагностики. Если лампа зажигалась при движении на прямой передаче со скоростью 12-15 (!) км/ч, означает напряжение бортовой сети было отрегулировано верно.
Почему же 3-я щетка в свое время уступила место капризным электромеханическим реле-регуляторам? Дело в том, что, отслеживая изменение оборотов мотора, щеточная конструкция не реагировала на включение дополнительных потребителей (к примеру, фар) и напряжение в бортсети падало. А о таких тонкостях, как температурная компенсация, и речи быть не могло - аннотация предписывала "зимнее" и "летнее" положения щетки. Так что сейчас узреть третью щетку можно исключительно в музее либо в... моторчике стеклоочистителя, где она "управляет" скоростью вращения якоря.
Схема генератора АТЭ: 1 - якорь; 2 - коллектор; 3 - щетки; 4 - дополнительная щетка; 5 - электромагниты возбуждения.
Страница ИСТОРИИ
ЩЕТКА Заместо "Пилюли"
поддерживала неизменное напряжение в бортсети автомобиля.
Сергей КАНУННИКОВ
В доэлектронные времена конструкция реле-регуляторов не изменялась десятилетиями, а на многих машинах 30-х годов отдельного регулятора не было совсем. Его роль делала дополнительная 3-я щетка генератора.
Метод корректировки бортового напряжения основывался на ординарном принципе. При вращении якоря генератора поле, создаваемое электромагнитами возбуждения, тем посильнее сдвигается по ходу вращения якоря, чем выше обороты последнего. Электромагниты возбуждения подключали меж отрицательной и дополнительной щетками. При определенном повышении числа оборотов якоря и силы тока магнитное поле смещалось так, что участок обмотки якоря, с которого снимала ток дополнительная щетка, выходил из магнитного потока. Напряжение, подаваемое щеткой в магниты возбуждения, падало. Уменьшалась напряженность магнитного поля и, как следует, напряжение, возбуждаемое якорем генератора.
Итак, если при регулировке дополнительную щетку сдвигали по направлению вращения якоря, сила тока увеличивалась, в обратном - понижалась.
Ординарную и довольно надежную конструкцию применяли не только лишь на российских машинах (к примеру, на первых "москвичах-400"). Многие автомобилисты-ветераны помнят ее по неким трофейным автомобилям.
Любопытно, что бывалые водители умудрялись инспектировать результаты регулировки без амперметра, которым обычно воспользовались ремонтники в больших гаражах. Опытным иногда хватало собственного чутья и контрольной лампы щитка устройств. Даже в аннотации по эксплуатации грузовика АМО-3 был указан аналогичный метод диагностики. Если лампа зажигалась при движении на прямой передаче со скоростью 12-15 (!) км/ч, означает напряжение бортовой сети было отрегулировано верно.
Почему же 3-я щетка в свое время уступила место капризным электромеханическим реле-регуляторам? Дело в том, что, отслеживая изменение оборотов мотора, щеточная конструкция не реагировала на включение дополнительных потребителей (к примеру, фар) и напряжение в бортсети падало. А о таких тонкостях, как температурная компенсация, и речи быть не могло - аннотация предписывала "зимнее" и "летнее" положения щетки. Так что сейчас узреть третью щетку можно исключительно в музее либо в... моторчике стеклоочистителя, где она "управляет" скоростью вращения якоря.
Схема генератора АТЭ: 1 - якорь; 2 - коллектор; 3 - щетки; 4 - дополнительная щетка; 5 - электромагниты возбуждения.