ПОМОГУ, ЧЕМ СМОГУ
ПОМОГУ, ЧЕМ СМОГУ
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
ПОМОГУ, ЧЕМ СМОГУ
Рвение СДЕЛАТЬ АВТОМОБИЛЬ БЕЗОПАСНЕЕ Только на 1-ый Взор ДОСТОЙНО Бесспорной ПОХВАЛЫ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА - ОН ИГРАЕТ, КАК УМЕЕТ!
Если веровать вестернам, такие предупреждения были нередки в салунах Одичавшего Запада. Сегодня впору делать что-то схожее для электроники в автомобиле. Ведь умные системы все настойчивее вмешиваются в управление. Идет речь уже не о контроле работы мотора, а о самой пикантной материи - маневренности! Антиблокировочная система тормозов, противобуксовочная система и венец электрических ухищрений - система стабилизации стали обыкновенны не только лишь на самых дорогих машинах, да и в более доступных ценовых категориях. Естественно, для новенького за рулем неважно какая дополнительная "страховка" полезна, но опытнейшему водителю очередной посредник меж ним и машиной кажется неприемлимым. Попробуем разобраться в его роли, оперируя не только лишь чувствами, да и цифрами.
Нужное ЗЛО?
Полностью неопасной машины быть просто не может. Пассивная Законодательство дает себя знать, только когда катастрофа уже произошла. Активная - комплекс мер, способных предупредить наихудшее развитие событий. Как сделать машину более предсказуемой, совершенно точно выполняющей команды водителя? Отлично настроенное шасси - только полдела. В предельных режимах неминуемы скольжения и заносы, когда неподготовленному водителю трудно совладать даже с обычным и понятным в управлении автомобилем. Вобщем, и поболее опытнейший в схожей ситуации не всегда избежит столкновения - к примеру, на узенькой дороге либо в насыщенном потоке. Тут-то и должна посодействовать система стабилизации (ESP - Electronic Stability Program). Что она может?
Электрический "ЖУК"
Роль подопытного сейчас выпала модному "Фольксвагену-Нью Битл". "Новый жук" оказался единственной из машин концерна, снаряженных схожей системой, - он поступает к нам в европейской комплектации. Все другие "фольксвагены" в Россию пока приходят без нее. Сложность в том, что "русские" машины имеют другую программку управления движком, а интеграция с ней нужна для работы ESP. Потому сложную систему, требующую тщательной доводки под свойства автомобиля и мотора, у нас пока не предлагают.
Наш подопытный обустроен не только лишь ESP, но также Abs и противобуксовочной системой (ее можно отключить вместе с ESP). Как понятно, новый "Жук" изготовлен на платформе "Гольфа", а поэтому на техническом уровне не достаточно отличается от него. Под капотом поперек - двухлитровая 115-сильная "четверка"; забегая вперед, скажем: агрегат на уникальность тяговитый и послушливый. Привод, естественно, фронтальный, "обувка" по сезону - "Континенталь Винтер Контакт", зимние нешипованные покрышки серьезного размера - 205/55R16.
ЧТО МОЖЕТ Abs?
Ее задачка - не давать колесам блокироваться при торможении, подстраховывая автомобиль от заноса и позволяя управлять им при критическом торможении. На самом деле все вышло не так радужно. Во-1-х, с работающей Abs машина управляется далековато не так отлично, проявляя склонность к сносу фронтальных колес. Во-2-х, тормозной путь с Abs оказался больше, чем без нее. На гладком льду с включенной Abs "Жук" останавливался с 50 км/ч приблизительно на 2,5 м далее, чем без нее. Вобщем, в относительных цифрах это совершенно малость: всего 4,2%.
А вот на снегу Abs проиграла уже вчистую: 3,5 м тут - это уже 21% тормозного пути. Вобщем, никаких чудес. Заблокированные колеса "вгрызаются" в плотный снег и резвее тормозят автомобиль. Abs же, напротив, не дает им "зарыться", заставляя катиться по скользкой поверхности.
БУКСУЙ Резвее
Как разогнаться на льду - "в натяг", на грани пробуксовки либо, напротив, шлифовать лед колесами "во всю дурь"? Как нередко бывает, обе крайности неоптимальны. Идеальнее всего ускоряться с маленький контролируемой пробуксовкой - если потренироваться, подходящую меру отыщите стремительно. Сумеет ли электроника найти ее так же точно? Как досадно бы это не звучало, нет. Разгон до 50 км/ч под присмотром ESP, повсевременно "душащей" движок, продолжается на 2,5 с подольше, чем под управлением проницательной правой ноги нашего профессионала. Справедливости ради добавим, что ESP совсем не неумна. Она все таки допускает маленькую пробуксовку, а поэтому дает малость выиграть по сопоставлению с разгоном "в натяг".
КАК Вертятся "ЖУКИ"
Упражнение № 1: вход в поворот. Размеченный резиновыми конусами коридор плавненько изгибается на лево. Его ширина - 3,5 м, как у полосы движения на дороге. Заезжаем резвее, еще резвее, и через несколько попыток темный "Жук" начинает выскальзывать наружу. В это время ESP, притормаживая внутреннее фронтальное колесо, практически "запихивает" машину вовнутрь поворота. Еще резвее - и электроника уже не способен посодействовать: автомобиль выскальзывает за границы "дороги", разметая по снегу полосатые конусы. Рекорд - 38,2 км/ч.
Попытайтесь по-другому. "Ломаем" линию движения на входе в поворот и заходим в него со скольжением. Дудки! В самый ответственный момент ESP "душит" движок, и "Жук" снова вылетает с линии движения. Да, так резвее не получится.
Отлично, отключаем ESP и наслаждаемся полным контролем над машиной. Сейчас лучше? Не совершенно, если заезжать обыденным образом. "Фольксваген" показывает традиционную недостаточную поворачиваемость: "рожой" вперед и давай давить конуса. Пробуем вход со скольжением: заработало! Сейчас скорость возросла больше чем на 3 км/ч, а автомобиль все еще может быть удержать в коридоре.
Упражнение № 2: "переставка". Узенький входной коридор, потом 18 метров на замену полосы движения, широкий коридор и сужение. Под колесами - очень плотный укатанный снег. Начинаем потихоньку, позже резвее. Всего 50 км/ч, а работа ESP уже чувствуется. Неуж-то предел близок? Не похоже. Последующий, заход 52 км/ч, позже 55, 58, 60, 62. Еще резвее. 1-ый конус полетел при скорости 69 км/ч, наилучший "незапятнанный проход" 71 км/ч! И ни намека на занос - предел избран по сцепным свойствам шин.
Сейчас выключаем систему - и новенькая серия заездов. Начинаем с 55 км/ч, а уже при 59 км/ч возникают 1-ые признаки курсовых колебаний. За отметкой 66 км/ч борьба с машиной в самом разгаре. Только очень стремительная и четкая работа рулем может удержать "Жука" в выходном коридоре. Мельчайшая некорректность - и экипаж опять вылезает на мороз расставлять конуса. Все же итог, показанный с ESP, повторить не удается - наилучший заезд 68,5 км/ч. Итак, "обычный" автомобиль не способен удержаться в коридоре на большей скорости. А ESP удачно препятствует развитию колебаний.
Упражнение № 3: бег по кругу. Восьмидесятиметровая окружность обозначена десятком "ворот". Под колесами укатанный снег вперемешку с шероховатым льдом. Задачка - проехать три круга за малое время. Чуток резвее, и фронтальные колеса "Жука" скользят наружу. Добавить газу - перейти на больший радиус, скинуть - втянуться вовнутрь. Просто, но лишь на 1-ый взор.
Прикатались стремительно - результаты стали попадать "один в один". Сейчас включаем ESP. Ну что такое: "Жук" отрешается вносить "корму", плохо реагирует на сброс газа, а на любые деяния рулем притормаживает то одно, то другое фронтальное колесо. Естественно, можно ехать и так, но чувства неважные, ну и время не блестящее. Но разрыв в 2,2% по сопоставлению с отключенной системой невелик. Четыре-шесть 10-х секунды на круг, а кажется - существенно больше. Вот вам и личный фактор - не веруй часам своим?
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Почему мы избрали конкретно такие ситуации? Дело в том, что за каждой из их стоит определенная мысль. Езда по кругу дает возможность оценить деяния ESP в повороте, прощупать "способности" системы при фактически постоянных критериях. Нескончаемый поворот неизменного радиуса скучен лишь на 1-ый взор; по сути - это странноватый многоугольник, составленный из циклов "занос-разгон-снос-торможение скольжением". Пока такое упражнение лучше удается человеку, чем электронике.
Вход в поворот и "переставка" - модели обычных ситуаций и ошибок человека за рулем. Давайте на уровне мыслей перенесем результаты с полигона на обыденное шоссе. Представим - по невниманию, ошибке в расчете либо недочету опыта шофер очень стремительно вошел в поворот. Руль повернут, но автомобиль движется практически прямо. Каковы варианты развития событий?
1. Испуганный шофер давит на тормоз. Автомобиль по касательной уходит в кювет либо на встречную полосу. Отлично, если кювет неглубокий, а навстречу никого.
2. Шофер резко сбрасывает газ, провоцируя занос. Далее все в его руках. Сумеет "изловить" машину и нащупать подходящую линию движения - подфартило. Нет - сорвется в неконтролируемое вращение либо уйдет с дороги в боковом скольжении.
3. Осознав, что в поворот "не попасть", шофер заблаговременно выставляет автомобиль боком и втягивает машину в поворот, стопроцентно используя сцепные свойства ведущих колес. Отлично тому, кто умеет обладать автомобилем в таковой ситуации, но давайте начистоту: вы можете?
4. Автомобиль с ESP. Если превышение скорости невелико, система сможет удержать машину в границах полосы движения. Если же нет - автомобиль, по последней мере, остается контролируемым - даже на обочине.
Еще одна ситуация. Ночь, зимняя дорога, снег, местами укатанный до льда. В свете фар - внезапное препятствие. Тормозить поздно, скорость очень велика. В последний момент шофер все-же успевает объехать преграду. Если он увернулся "на пределе", далее вариант развития событий, вероятнее всего, один - занос, запоздалая попытка корректировки, еще занос, вращение и... Ну как повезет. Ас, может, и "выдернет" автомобиль из заноса тягой фронтальных колес, но откуда взять ее на пятой передаче?
Что произойдет, если автомобиль оборудован ESP? Вернитесь к тесту "переставка" - ответ предельно ясен.
СТАТЬ УМНЕЕ
Естественно, ESP не эталон и не панацея от проблем на дороге. Но по сопоставлению с уже обычной для многих Abs ее вмешательство лучше. По последней мере, очевидно не приводит к осложнениям и не усугубляет безопасности машины. Правда, насчет наслаждения от вождения можно поспорить...
Нет, ESP не перепишет законы физики и не поменяет комплекта не плохих шин. И уж подавно она бессильна против лишнего самомнения. Если шофер очень уверен внутри себя, он в какой-то момент попадет в ситуацию, которая ему не по зубам. Может быть, тогда ESP даст ему очередной шанс - стать умнее...
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
ПОМОГУ, ЧЕМ СМОГУ
Рвение СДЕЛАТЬ АВТОМОБИЛЬ БЕЗОПАСНЕЕ Только на 1-ый Взор ДОСТОЙНО Бесспорной ПОХВАЛЫ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ
НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ПИАНИСТА - ОН ИГРАЕТ, КАК УМЕЕТ!
Если веровать вестернам, такие предупреждения были нередки в салунах Одичавшего Запада. Сегодня впору делать что-то схожее для электроники в автомобиле. Ведь умные системы все настойчивее вмешиваются в управление. Идет речь уже не о контроле работы мотора, а о самой пикантной материи - маневренности! Антиблокировочная система тормозов, противобуксовочная система и венец электрических ухищрений - система стабилизации стали обыкновенны не только лишь на самых дорогих машинах, да и в более доступных ценовых категориях. Естественно, для новенького за рулем неважно какая дополнительная "страховка" полезна, но опытнейшему водителю очередной посредник меж ним и машиной кажется неприемлимым. Попробуем разобраться в его роли, оперируя не только лишь чувствами, да и цифрами.
Нужное ЗЛО?
Полностью неопасной машины быть просто не может. Пассивная Законодательство дает себя знать, только когда катастрофа уже произошла. Активная - комплекс мер, способных предупредить наихудшее развитие событий. Как сделать машину более предсказуемой, совершенно точно выполняющей команды водителя? Отлично настроенное шасси - только полдела. В предельных режимах неминуемы скольжения и заносы, когда неподготовленному водителю трудно совладать даже с обычным и понятным в управлении автомобилем. Вобщем, и поболее опытнейший в схожей ситуации не всегда избежит столкновения - к примеру, на узенькой дороге либо в насыщенном потоке. Тут-то и должна посодействовать система стабилизации (ESP - Electronic Stability Program). Что она может?
Электрический "ЖУК"
Роль подопытного сейчас выпала модному "Фольксвагену-Нью Битл". "Новый жук" оказался единственной из машин концерна, снаряженных схожей системой, - он поступает к нам в европейской комплектации. Все другие "фольксвагены" в Россию пока приходят без нее. Сложность в том, что "русские" машины имеют другую программку управления движком, а интеграция с ней нужна для работы ESP. Потому сложную систему, требующую тщательной доводки под свойства автомобиля и мотора, у нас пока не предлагают.
Наш подопытный обустроен не только лишь ESP, но также Abs и противобуксовочной системой (ее можно отключить вместе с ESP). Как понятно, новый "Жук" изготовлен на платформе "Гольфа", а поэтому на техническом уровне не достаточно отличается от него. Под капотом поперек - двухлитровая 115-сильная "четверка"; забегая вперед, скажем: агрегат на уникальность тяговитый и послушливый. Привод, естественно, фронтальный, "обувка" по сезону - "Континенталь Винтер Контакт", зимние нешипованные покрышки серьезного размера - 205/55R16.
ЧТО МОЖЕТ Abs?
Ее задачка - не давать колесам блокироваться при торможении, подстраховывая автомобиль от заноса и позволяя управлять им при критическом торможении. На самом деле все вышло не так радужно. Во-1-х, с работающей Abs машина управляется далековато не так отлично, проявляя склонность к сносу фронтальных колес. Во-2-х, тормозной путь с Abs оказался больше, чем без нее. На гладком льду с включенной Abs "Жук" останавливался с 50 км/ч приблизительно на 2,5 м далее, чем без нее. Вобщем, в относительных цифрах это совершенно малость: всего 4,2%.
А вот на снегу Abs проиграла уже вчистую: 3,5 м тут - это уже 21% тормозного пути. Вобщем, никаких чудес. Заблокированные колеса "вгрызаются" в плотный снег и резвее тормозят автомобиль. Abs же, напротив, не дает им "зарыться", заставляя катиться по скользкой поверхности.
БУКСУЙ Резвее
Как разогнаться на льду - "в натяг", на грани пробуксовки либо, напротив, шлифовать лед колесами "во всю дурь"? Как нередко бывает, обе крайности неоптимальны. Идеальнее всего ускоряться с маленький контролируемой пробуксовкой - если потренироваться, подходящую меру отыщите стремительно. Сумеет ли электроника найти ее так же точно? Как досадно бы это не звучало, нет. Разгон до 50 км/ч под присмотром ESP, повсевременно "душащей" движок, продолжается на 2,5 с подольше, чем под управлением проницательной правой ноги нашего профессионала. Справедливости ради добавим, что ESP совсем не неумна. Она все таки допускает маленькую пробуксовку, а поэтому дает малость выиграть по сопоставлению с разгоном "в натяг".
КАК Вертятся "ЖУКИ"
Упражнение № 1: вход в поворот. Размеченный резиновыми конусами коридор плавненько изгибается на лево. Его ширина - 3,5 м, как у полосы движения на дороге. Заезжаем резвее, еще резвее, и через несколько попыток темный "Жук" начинает выскальзывать наружу. В это время ESP, притормаживая внутреннее фронтальное колесо, практически "запихивает" машину вовнутрь поворота. Еще резвее - и электроника уже не способен посодействовать: автомобиль выскальзывает за границы "дороги", разметая по снегу полосатые конусы. Рекорд - 38,2 км/ч.
Попытайтесь по-другому. "Ломаем" линию движения на входе в поворот и заходим в него со скольжением. Дудки! В самый ответственный момент ESP "душит" движок, и "Жук" снова вылетает с линии движения. Да, так резвее не получится.
Отлично, отключаем ESP и наслаждаемся полным контролем над машиной. Сейчас лучше? Не совершенно, если заезжать обыденным образом. "Фольксваген" показывает традиционную недостаточную поворачиваемость: "рожой" вперед и давай давить конуса. Пробуем вход со скольжением: заработало! Сейчас скорость возросла больше чем на 3 км/ч, а автомобиль все еще может быть удержать в коридоре.
Упражнение № 2: "переставка". Узенький входной коридор, потом 18 метров на замену полосы движения, широкий коридор и сужение. Под колесами - очень плотный укатанный снег. Начинаем потихоньку, позже резвее. Всего 50 км/ч, а работа ESP уже чувствуется. Неуж-то предел близок? Не похоже. Последующий, заход 52 км/ч, позже 55, 58, 60, 62. Еще резвее. 1-ый конус полетел при скорости 69 км/ч, наилучший "незапятнанный проход" 71 км/ч! И ни намека на занос - предел избран по сцепным свойствам шин.
Сейчас выключаем систему - и новенькая серия заездов. Начинаем с 55 км/ч, а уже при 59 км/ч возникают 1-ые признаки курсовых колебаний. За отметкой 66 км/ч борьба с машиной в самом разгаре. Только очень стремительная и четкая работа рулем может удержать "Жука" в выходном коридоре. Мельчайшая некорректность - и экипаж опять вылезает на мороз расставлять конуса. Все же итог, показанный с ESP, повторить не удается - наилучший заезд 68,5 км/ч. Итак, "обычный" автомобиль не способен удержаться в коридоре на большей скорости. А ESP удачно препятствует развитию колебаний.
Упражнение № 3: бег по кругу. Восьмидесятиметровая окружность обозначена десятком "ворот". Под колесами укатанный снег вперемешку с шероховатым льдом. Задачка - проехать три круга за малое время. Чуток резвее, и фронтальные колеса "Жука" скользят наружу. Добавить газу - перейти на больший радиус, скинуть - втянуться вовнутрь. Просто, но лишь на 1-ый взор.
Прикатались стремительно - результаты стали попадать "один в один". Сейчас включаем ESP. Ну что такое: "Жук" отрешается вносить "корму", плохо реагирует на сброс газа, а на любые деяния рулем притормаживает то одно, то другое фронтальное колесо. Естественно, можно ехать и так, но чувства неважные, ну и время не блестящее. Но разрыв в 2,2% по сопоставлению с отключенной системой невелик. Четыре-шесть 10-х секунды на круг, а кажется - существенно больше. Вот вам и личный фактор - не веруй часам своим?
ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ
Почему мы избрали конкретно такие ситуации? Дело в том, что за каждой из их стоит определенная мысль. Езда по кругу дает возможность оценить деяния ESP в повороте, прощупать "способности" системы при фактически постоянных критериях. Нескончаемый поворот неизменного радиуса скучен лишь на 1-ый взор; по сути - это странноватый многоугольник, составленный из циклов "занос-разгон-снос-торможение скольжением". Пока такое упражнение лучше удается человеку, чем электронике.
Вход в поворот и "переставка" - модели обычных ситуаций и ошибок человека за рулем. Давайте на уровне мыслей перенесем результаты с полигона на обыденное шоссе. Представим - по невниманию, ошибке в расчете либо недочету опыта шофер очень стремительно вошел в поворот. Руль повернут, но автомобиль движется практически прямо. Каковы варианты развития событий?
1. Испуганный шофер давит на тормоз. Автомобиль по касательной уходит в кювет либо на встречную полосу. Отлично, если кювет неглубокий, а навстречу никого.
2. Шофер резко сбрасывает газ, провоцируя занос. Далее все в его руках. Сумеет "изловить" машину и нащупать подходящую линию движения - подфартило. Нет - сорвется в неконтролируемое вращение либо уйдет с дороги в боковом скольжении.
3. Осознав, что в поворот "не попасть", шофер заблаговременно выставляет автомобиль боком и втягивает машину в поворот, стопроцентно используя сцепные свойства ведущих колес. Отлично тому, кто умеет обладать автомобилем в таковой ситуации, но давайте начистоту: вы можете?
4. Автомобиль с ESP. Если превышение скорости невелико, система сможет удержать машину в границах полосы движения. Если же нет - автомобиль, по последней мере, остается контролируемым - даже на обочине.
Еще одна ситуация. Ночь, зимняя дорога, снег, местами укатанный до льда. В свете фар - внезапное препятствие. Тормозить поздно, скорость очень велика. В последний момент шофер все-же успевает объехать преграду. Если он увернулся "на пределе", далее вариант развития событий, вероятнее всего, один - занос, запоздалая попытка корректировки, еще занос, вращение и... Ну как повезет. Ас, может, и "выдернет" автомобиль из заноса тягой фронтальных колес, но откуда взять ее на пятой передаче?
Что произойдет, если автомобиль оборудован ESP? Вернитесь к тесту "переставка" - ответ предельно ясен.
СТАТЬ УМНЕЕ
Естественно, ESP не эталон и не панацея от проблем на дороге. Но по сопоставлению с уже обычной для многих Abs ее вмешательство лучше. По последней мере, очевидно не приводит к осложнениям и не усугубляет безопасности машины. Правда, насчет наслаждения от вождения можно поспорить...
Нет, ESP не перепишет законы физики и не поменяет комплекта не плохих шин. И уж подавно она бессильна против лишнего самомнения. Если шофер очень уверен внутри себя, он в какой-то момент попадет в ситуацию, которая ему не по зубам. Может быть, тогда ESP даст ему очередной шанс - стать умнее...