СТОПТАННЫЕ ЛАПТИ
СТОПТАННЫЕ ЛАПТИ
КЛУБ Автовладельцев
/ЗРИ В КОРЕНЬ
СТОПТАННЫЕ ЛАПТИ
О ЧЕМ Ведает ИЗНОС ШИН?
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЕВСТИФЕЕВ
Поменять Либо НЕ Поменять?
Кому бы пришло в голову поменять местами колеса, работающие в схожих критериях? Но условия всегда различные: одно колесо ведущее, другое нет, одно нагружено больше, другое меньше. Дорога под левым и правым не однообразная - последнему больше достается и выбоин, и грязищи, и гвоздиков. Не идиентично и давление воздуха, различно состояние подвески, тормозов, отличаются углы установки... Итог отлично известен: колеса изнашиваются неравномерно.
Заметив это, многие заглядывают в аннотацию, - а там, обычно, есть рекомендация - поменять местами! И показано, как это сделать. При сем отмечено: для более равномерного их износа.
Вообще-то износ для шины - понятие достаточно вместительное, но не последнюю роль играет истирание протектора. Оно обосновано тем, как прилагаются к "шашкам-дорожкам" силы реакций дороги, "причесывающие" протектор с различных направлений (зависимо от движения колеса относительно покрытия). Шашки подгибаются и посильнее изнашиваются по ту сторону, к которой приложена сила. Если она действует в большей степени в одном направлении (к примеру, на фронтальных колесах заднеприводной машины), шашки изнашиваются неровно, образуя заостренную заднюю кромку (рис. 1).
Заметим, что приработавшаяся на собственном месте шина "плешивет" медлительнее новейшей (нагрузки на углы шашки у первой меньше). Выходит, равномерный износ шин - не означает малый. Представим кривую полуось: если на этом месте будут временами "трудиться" все четыре колеса, они станут похожи, как уродливые братья-близнецы. Отсюда следует:
ПИЛООБРАЗНЫЕ АНОМАЛИИ
Редко встретишь автомобилиста, который перед каждой поездкой хотя бы пересчитывал колеса, не говоря уже о контроле давления воздуха. К чему приводит такое непочтение, говорилось несчетно. Только найдя, что одно из колес изнашивается в возмутительном "противоречии" с другими, обладатель напоминает, как месяц вспять влетел в яму!
Ездят все по-разному. У кого-либо шины визжат на повороте - и происходит то, что показано на рис. 2. От боковых сил всего посильнее изнашиваются наружные дорожки протектора фронтального колеса, на которое "наваливается" кузов. Итог - пилообразный износ - уже поперек дорожек.
"Знаток" произнесет: но это - как при лишнем развале колес (рис. 3), когда тоже изнашиваются наружные дорожки! Различить то и это, в принципе, можно. При большенном развале эти дорожки существенных боковых сил не испытывают. А означает - в поперечном направлении "пилы" нет, износ ровненький.
Естественно, если оба фактора налицо, точно найти, что с шиной происходит, тяжело. А необходимо ли? Само по себе "облысение" протектора должно заставить задуматься. Это очевидная аномалия.
Кстати, взглянем на рис. 4. Такового при естественном износе шин исправного автомобиля быть не может! Видимо, левую при ремонте развернули напротив: колеса работают несимметрично, машину тянет в сторону. Заодно напомним, что шину с направленным рисунком крутить вообщем нельзя - на влажном, грязном, заснеженном покрытии она не обеспечит нужного сцепления.
Сейчас о сходе колес. Если он в норме, то бокового проскальзывания протектора нет, износ - ровненький. При неверном сходе шашки гнет боковая сила и возникает "пила" в поперечном направлении по всей ширине протектора (рис. 5). Направление "пилы" находится в зависимости от действующих сил. При положительном сходе покрытие "набегает" на протектор с наружной стороны: "зубья" глядят вовнутрь. При отрицательном - напротив.
ЧТО И КАК Измерять
Другой специалист чуток что хвастает: "У меня глаз - ватерпас!" Но, как указывает жизнь, хвастает зря. Сэкономив две-три сотки, автолюбитель, сам не замечая того, в конечном счете платит куда больше - с неверными углами установки колес машина, мягко говоря, "не та": ужаснее рулится, ужаснее едет - нервирует...
Меж тем современные, сложные картинки протектора схожему "анализу" иногда не поддаются: нет точных шашек либо дорожек, выступы и прорези - стреловидные, винтовые, серпообразные. Все это в большинстве случаев нацелено на достижение больших характеристик шины. Оценивать углы установки таких колес по нраву износа протектора очень рискованно. Единственно разумный подход - инструментальный. Кстати, толковый автовладелец и нитью отрегулирует сход-развал как следует, тем паче, что допуски на эти углы достаточно широкие. Чуть ли не главное - чтоб углы для левого и правого колес были довольно симметричны, без очевидного "антагонизма".
Ну а чем измерять давление в шинах? Не ударом "тарированной ноги"! А шинным манометром. Да вот неудача: точность требуется достаточно высочайшая (ошибка больше 0,1 кгс/см2 недопустима), а реализующиеся горе-приборы иногда лгут втрое больше. Остается "прокалибровать" манометр, сравнив с другим, отлично испытанным.
При правильном давлении протектор нагружен умеренно, изнашивается ровно. Лучше инспектировать это по задним шинам - они меньше зависят от перегрузок на повороте. Если же износ смотрится так, как на рис. 6, давление в шине очень огромное - колесо опирается, в главном, на средние дорожки, тут и "плешивет". А при малом середина протектора недогружена, колесо опирается на последние дорожки (рис. 7). Кстати, если загрузка автомобиля изменяется, то и давление воздуха в шинах необходимо корректировать.
НА ДЕСЕРТ
У вас "Жигули", "Самара", "Волга"? Опора заднего моста либо задней подвески достаточно жесткая, плоскости колес параллельны - и можно считать, что тут понятия сход и разрушение не к месту? Правильно. Но... не всегда! Если опора деформирована, задние колеса могут изнашиваться некорректно, к примеру, как на рис. 8.
А вот кое-что почуднее - протектор изношен как будто "на искосок". Видимо, при каждом обороте колеса нагрузка приходится то на внутренние, то на внешние дорожки протектора. Это бывает, если беспечный владелец катался с кривой полуосью либо деформированным диском колеса. Шина, как молвят, "восьмерила". (Внимательный это сходу увидит: при скорости около 10 км/ч машину осязаемо покачивает в стороны.)
Время от времени задают и таковой вопрос. Почему на заднеприводной машине протектор фронтальных колес пилообразный, а задних - ровненький? А на переднеприводной - напротив? Разъяснение обычное. Ведущее колесо то тянет, то тормозит - действующие на протектор силы меняют направление на 180° - и шашки стираются ровно. А ведомое колесо, как уже было сказано, испытывает нагрузки 1-го направления. (Эпизодическое движение задним ходом не в счет.)
Очередной вид необыкновенного износа - равнораспределенными пятнами, "лысинами". Этим колесо докладывает владельцу, что оно плохо отбалансировано - и, к тому же, пора заняться подвеской, амортизатором. Пятнистый износ - признак сильных резонансных колебаний шины и подвески при недостающем их "гашении" амортизатором. Видимо, придется ехать к спецам.
на исправном автомобиле поменять колеса местами в большинстве случаев глупо, а на неисправном - вредоносно, потому что это маскирует его недостатки, ускоряет износ комплекта шин, ну и деталей подвески, управляющего управления...
Рис. 1. Так изнашивается шашка в критериях извива.
Рис. 2. Износ дорожек протектора в повороте.
Рис. 3. Износ протектора, вызванный чрезмерным развалом.
Рис. 4. Такового быть не должно!
Рис. 5. Износ протектора от лишнего схода.
Рис. 6. Завышенное давление перегружает средние дорожки протектора.
Рис. 7. Износ протектора около боковин - следствие низкого давления в шине.
Рис. 8. Опора заднего моста кривая.
КЛУБ Автовладельцев
/ЗРИ В КОРЕНЬ
СТОПТАННЫЕ ЛАПТИ
О ЧЕМ Ведает ИЗНОС ШИН?
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЕВСТИФЕЕВ
Поменять Либо НЕ Поменять?
Кому бы пришло в голову поменять местами колеса, работающие в схожих критериях? Но условия всегда различные: одно колесо ведущее, другое нет, одно нагружено больше, другое меньше. Дорога под левым и правым не однообразная - последнему больше достается и выбоин, и грязищи, и гвоздиков. Не идиентично и давление воздуха, различно состояние подвески, тормозов, отличаются углы установки... Итог отлично известен: колеса изнашиваются неравномерно.
Заметив это, многие заглядывают в аннотацию, - а там, обычно, есть рекомендация - поменять местами! И показано, как это сделать. При сем отмечено: для более равномерного их износа.
Вообще-то износ для шины - понятие достаточно вместительное, но не последнюю роль играет истирание протектора. Оно обосновано тем, как прилагаются к "шашкам-дорожкам" силы реакций дороги, "причесывающие" протектор с различных направлений (зависимо от движения колеса относительно покрытия). Шашки подгибаются и посильнее изнашиваются по ту сторону, к которой приложена сила. Если она действует в большей степени в одном направлении (к примеру, на фронтальных колесах заднеприводной машины), шашки изнашиваются неровно, образуя заостренную заднюю кромку (рис. 1).
Заметим, что приработавшаяся на собственном месте шина "плешивет" медлительнее новейшей (нагрузки на углы шашки у первой меньше). Выходит, равномерный износ шин - не означает малый. Представим кривую полуось: если на этом месте будут временами "трудиться" все четыре колеса, они станут похожи, как уродливые братья-близнецы. Отсюда следует:
ПИЛООБРАЗНЫЕ АНОМАЛИИ
Редко встретишь автомобилиста, который перед каждой поездкой хотя бы пересчитывал колеса, не говоря уже о контроле давления воздуха. К чему приводит такое непочтение, говорилось несчетно. Только найдя, что одно из колес изнашивается в возмутительном "противоречии" с другими, обладатель напоминает, как месяц вспять влетел в яму!
Ездят все по-разному. У кого-либо шины визжат на повороте - и происходит то, что показано на рис. 2. От боковых сил всего посильнее изнашиваются наружные дорожки протектора фронтального колеса, на которое "наваливается" кузов. Итог - пилообразный износ - уже поперек дорожек.
"Знаток" произнесет: но это - как при лишнем развале колес (рис. 3), когда тоже изнашиваются наружные дорожки! Различить то и это, в принципе, можно. При большенном развале эти дорожки существенных боковых сил не испытывают. А означает - в поперечном направлении "пилы" нет, износ ровненький.
Естественно, если оба фактора налицо, точно найти, что с шиной происходит, тяжело. А необходимо ли? Само по себе "облысение" протектора должно заставить задуматься. Это очевидная аномалия.
Кстати, взглянем на рис. 4. Такового при естественном износе шин исправного автомобиля быть не может! Видимо, левую при ремонте развернули напротив: колеса работают несимметрично, машину тянет в сторону. Заодно напомним, что шину с направленным рисунком крутить вообщем нельзя - на влажном, грязном, заснеженном покрытии она не обеспечит нужного сцепления.
Сейчас о сходе колес. Если он в норме, то бокового проскальзывания протектора нет, износ - ровненький. При неверном сходе шашки гнет боковая сила и возникает "пила" в поперечном направлении по всей ширине протектора (рис. 5). Направление "пилы" находится в зависимости от действующих сил. При положительном сходе покрытие "набегает" на протектор с наружной стороны: "зубья" глядят вовнутрь. При отрицательном - напротив.
ЧТО И КАК Измерять
Другой специалист чуток что хвастает: "У меня глаз - ватерпас!" Но, как указывает жизнь, хвастает зря. Сэкономив две-три сотки, автолюбитель, сам не замечая того, в конечном счете платит куда больше - с неверными углами установки колес машина, мягко говоря, "не та": ужаснее рулится, ужаснее едет - нервирует...
Меж тем современные, сложные картинки протектора схожему "анализу" иногда не поддаются: нет точных шашек либо дорожек, выступы и прорези - стреловидные, винтовые, серпообразные. Все это в большинстве случаев нацелено на достижение больших характеристик шины. Оценивать углы установки таких колес по нраву износа протектора очень рискованно. Единственно разумный подход - инструментальный. Кстати, толковый автовладелец и нитью отрегулирует сход-развал как следует, тем паче, что допуски на эти углы достаточно широкие. Чуть ли не главное - чтоб углы для левого и правого колес были довольно симметричны, без очевидного "антагонизма".
Ну а чем измерять давление в шинах? Не ударом "тарированной ноги"! А шинным манометром. Да вот неудача: точность требуется достаточно высочайшая (ошибка больше 0,1 кгс/см2 недопустима), а реализующиеся горе-приборы иногда лгут втрое больше. Остается "прокалибровать" манометр, сравнив с другим, отлично испытанным.
При правильном давлении протектор нагружен умеренно, изнашивается ровно. Лучше инспектировать это по задним шинам - они меньше зависят от перегрузок на повороте. Если же износ смотрится так, как на рис. 6, давление в шине очень огромное - колесо опирается, в главном, на средние дорожки, тут и "плешивет". А при малом середина протектора недогружена, колесо опирается на последние дорожки (рис. 7). Кстати, если загрузка автомобиля изменяется, то и давление воздуха в шинах необходимо корректировать.
НА ДЕСЕРТ
У вас "Жигули", "Самара", "Волга"? Опора заднего моста либо задней подвески достаточно жесткая, плоскости колес параллельны - и можно считать, что тут понятия сход и разрушение не к месту? Правильно. Но... не всегда! Если опора деформирована, задние колеса могут изнашиваться некорректно, к примеру, как на рис. 8.
А вот кое-что почуднее - протектор изношен как будто "на искосок". Видимо, при каждом обороте колеса нагрузка приходится то на внутренние, то на внешние дорожки протектора. Это бывает, если беспечный владелец катался с кривой полуосью либо деформированным диском колеса. Шина, как молвят, "восьмерила". (Внимательный это сходу увидит: при скорости около 10 км/ч машину осязаемо покачивает в стороны.)
Время от времени задают и таковой вопрос. Почему на заднеприводной машине протектор фронтальных колес пилообразный, а задних - ровненький? А на переднеприводной - напротив? Разъяснение обычное. Ведущее колесо то тянет, то тормозит - действующие на протектор силы меняют направление на 180° - и шашки стираются ровно. А ведомое колесо, как уже было сказано, испытывает нагрузки 1-го направления. (Эпизодическое движение задним ходом не в счет.)
Очередной вид необыкновенного износа - равнораспределенными пятнами, "лысинами". Этим колесо докладывает владельцу, что оно плохо отбалансировано - и, к тому же, пора заняться подвеской, амортизатором. Пятнистый износ - признак сильных резонансных колебаний шины и подвески при недостающем их "гашении" амортизатором. Видимо, придется ехать к спецам.
на исправном автомобиле поменять колеса местами в большинстве случаев глупо, а на неисправном - вредоносно, потому что это маскирует его недостатки, ускоряет износ комплекта шин, ну и деталей подвески, управляющего управления...
Рис. 1. Так изнашивается шашка в критериях извива.
Рис. 2. Износ дорожек протектора в повороте.
Рис. 3. Износ протектора, вызванный чрезмерным развалом.
Рис. 4. Такового быть не должно!
Рис. 5. Износ протектора от лишнего схода.
Рис. 6. Завышенное давление перегружает средние дорожки протектора.
Рис. 7. Износ протектора около боковин - следствие низкого давления в шине.
Рис. 8. Опора заднего моста кривая.