МАЛ МАЛА КРУЧЕ
МАЛ МАЛА КРУЧЕ
ТЕХНИКА
/ТЮНИНГ
МАЛ МАЛА КРУЧЕ
"ОКА" С Движком "ТАВРИИ"
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
В прошедшем вазовская, а сейчас челнинско-серпуховская микролитражка выпускается более 12 лет - с 1989 года. Наибольшая модернизация за этот период времени - повышение рабочего объема мотора на сотку "кубиков", с 650 до 750 смз. Было это в 1996-м. Сменился и индекс, с 1111 на 11113, но автомобиль намного быстрее не стал. Практически у всех хозяев педаль газа на "Оке" как и раньше ассоциируется с двухпозиционной кнопкой "вкл./выкл." - или газ нажат до пола и машина разгоняется, или отпущен - тогда она катится либо стоит. Промежные положения будто бы не необходимы. Ну и вообщем, автомобиль примелькался, если не сказать приелся - необходимость модернизации назрела. Тем паче, что новенькая "Ока-2" появится не ранее 2005 года (см. ЗР, 2002, № 2). И вот...
ЮЖНЫЙ Характер
С компанией "Астра-Кар" из Набережных Челнов и некими ее изделиями читатели уже знакомы (см. ЗР, 2000, № 9). Но если длиннобазная "Ока" и "Ока"-пикап еще ожидают собственного часа, то ВАЗ-11301 - микролитражка с 4-х цилиндровым движком МеМЗ - уже освоена в мелкосерийном производстве. Ее нам и выпала честь пилотировать.
1-ые секунды в салоне супер-"Оки" - 1-ые воспоминания. Непривычный звук из-под капота, необыкновенная схема переключения передач: 1-ая и 3-я на себя, 2-ая и 4-ая от себя. Вобщем, все это мелочи, к которым стремительно привыкаешь. Главное - впереди.
Стартуем на снегу (так случилось). Невзирая на 49-сильный мотор, троганье не очень комфортабельное - сцепление слабовато. Зато далее это уже совершенно другой автомобиль. На первых 2-3 передачах машина чутко смотрит за вашей правой ногой, живо реагируя даже на маленькое добавление газа. Ну и на четвертой тягу необходимо дозировать, а не просто включать либо выключать. На рыхловатом, но неглубоком снегу "Астро" (так нарекли машину) норовит сорваться в пробуксовку аж на третьей передаче - серийная "Ока" тут и разгоняться-то откажется. Выехав на асфальт, понимаешь, что автомобиль заполучил другой нрав (стал достаточно проворный) и сейчас управляется не только лишь рулем, да и газом.
Сидя в "Оке", стремительность воспринимаешь в особенности чувственно. Обгон на таком автомобиле - уже не поступок, а неотъемлемый элемент движения.
На шоссе наибольшая скорость возросла со 130 до 150 км/ч, хотя личные воспоминания - вот-вот самолет обгонишь. Но, разогнавшись, необходимо впору тормознуть - с этим чуток ужаснее. Тормоза на машине остались прежними. В требования ГОСТа они, естественно, укладываются, но в потоке с другими шустрыми машинами ехать (а главное - тормозить) стало некомфортно. Тем паче, биение тормозов у "Оки" - фирменная болезнь. Зато еще от одной приобретенной хвори, кажется, удалось избавиться. Возлюбленные всеми "оководами" двухвыводные катушки сейчас отказывать не будут - их нет: тут рядовая бобина и старина распределитель.
Колеса на нашей машине оказались родными, "оковскими", но это быстрее обходной вариант. Должны стоять 13-дюймовые - такие можно приобрести и для обыкновенной "Оки". Других видимых конфигураций, кажется, нет. Разве что панель с "6-ой" композицией устройств, но такая встречается и на обыкновенной "Оке".
ЗАГЛЯНЕМ Вовнутрь
Как мы уже произнесли, под капотом "Астро" разместился "гарный двигун" - 4-х цилиндровый МеМЗ-2451. Практически таковой же, как у "Таврии", только с другой головкой цилиндров - под "80-й" бензин. В таком дефорсированном варианте мотор дает 36 кВт/49 л. с. Правда, эти данные получены без резонатора и глушителя - на машине может получиться чуток меньше.
Коробка тоже не совершенно "таврическая" - четырехступная. Отличается от известной пятиступной приблизительно этим же, чем традиционные коробки ВАЗов с 4-мя и пятью ступенями: покороче, без хвостовиков и дополнительных шестеренок на их. Но даже в усеченном варианте агрегат оказался длинноват: пригодилось на 9 мм надрезать брызговик. Вобщем, и в мировой практике схожее встречается.
Для передачи возросшего момента пришлось пользоваться другими шарнирами равных угловых скоростей. Внутренние "гранаты" - от "Таврии", внешние - компании GKN. В перспективе инженеры рассчитывают получать от известной компании приводы в сборе.
Разумеется, что на машине употребляется другая приемная труба и система зажигания. Перешла в багажник запаска. Правда, для нее пришлось в заднем коробе прорезать нишу на 4 см. Радиатор, аккумулятор, расширительный бачок и остальные подкапотные мелочи остались на месте.
Итак, в семействе малеханьких умеренных машинок появились "особи", способные поменять мировоззрение об "Оке", как тихоходной "божьей коровке". Пожалуй, "зубило" за пояс не заткнем, но огрызнуться можем.
Создают "Астро" пока в маленьких количествах - около 50 штук за месяц. Есть, молвят, у нее шансы попасть на сборочный поток, но навряд ли это произойдет скоро. Стоимость? Если рядовая "Ока" стоит чуток меньше 70 тыс. руб., "Астро" обещают продавать малость дешевле 80.
Другая катушка зажигания...
...распределитель... ...приводы...
...подрамник, приемная труба...
...и "80-й" бензин.
Запаска легла на пол багажника.
"АСТРО" ВАЗ-11301
Число мест 4
Оснащенная/полная масса н. д.
Размеры (д х ш х в), мм 3200х1565х1400
Наибольшая скорость, км/ч около 150
Время разгона с места до 100 км/ч, с н. д.
Рабочий объем мотора, смз 1091
Поперечник цилиндра х ход поршня, мм 72х67
Мощность, кВт/л. с. 36/49
Вращающий момент, Н.м 78
при об/мин 3500
Расход горючего, л/100 км около 5