КРЕПКИЙ СИБИРЯК
КРЕПКИЙ СИБИРЯК
РЕПОРТАЖ ЗР
КРЕПКИЙ СИБИРЯК
Много сегодня прогуливается проектов того, как в считанные месяцы сделать, к примеру, "москвичи" реальными "рено", а "жигули" - "опелями" и т. п. Только намерения, как досадно бы это не звучало, остаются мечтами. Все таки есть пример (в авто бизнесе, пожалуй, единственный), когда шинники из Словакии отважились вложить Энциклопедия грузовых автомобилей в совместное предприятие "Матадор-Омск" (см. ЗР, 1996, № 8). Минул год. О неких итогах работы СП ведает наш корреспондент Вячеслав СУББОТИН.
Признаться, 2-ая командировка на омский "Тореадор" изумила меня не меньше, чем 1-ая. Годом ранее был праздничек - открытие. Красноватая ленточка, 1-ые блестящие покрышки, приветственные речи, шампанское... Но даже во время общего торжества находились Различное, уверявшие, что запуск нового завода - явление случайное, не пройдет и года, как все упадет. Что ж, возможность такая была и была полностью объяснима - никому еще не удавалось побороть российские налоги, таможенные поборы и бюрократию.
Сейчас приятно было убедиться, что скептики неправы. Невзирая на трудности, завод делает расписанную по неделям программку: выпускает покрышки, увеличивает объем и, очевидно, ассортимент. В цехе прибавилось оборудования и, естественно, людей.
За неделю до моего приезда на предприятии окончили установку дорогого (800 тыщ германских марок) германского комплекса "Хофманн" для контроля свойства шин. Эта компания известна в мире и в нашей стране тоже, только вот такового оборудования нет, пожалуй, ни на одном российском шинном заводе. А ведь без него сегодня нельзя. Таковой комплекс дает полную гарантию, что из ворот завода выйдут покрышки самого высочайшего свойства. Автомобилисты со стажем наверное помнят случаи, когда автомобиль с отрегулированными углами фронтальных колес на только-только установленных новых покрышках вдруг начинало вести в сторону либо активно изнашивалась одна из сторон протектора. Бывало, через полторы-две тыщи вдруг ни с того ни с этого появлялась "грыжа" либо покрышка "закручивалась винтом". Все эти недостатки в главном от ошибок при сборке шины. Выявит их тот "Хофманн" - он держит под контролем силовую неоднородность, дисбаланс и т. д. Не считая того, на "Тореадоре", как положено на современном шинном заводе, изделия инспектируют на промежных операциях, а в конце все покрышки проходят рентгенографию.
На заводе только и слышишь о качестве и его контроле: забугорные требования TUV, ISO, DOT, сертификаты экологии и т. п. И это не одни дискуссии: в первый раз покрышки нашего завода продают в Германии, Австрии, Чехии и, естественно, в странах Восточной Европы. Награда в этом, сначала, словацких "матадоровцев". В свое время завод в Пухове получил сертификаты свойства на шины и создание, главные из их - европейский ISO 9001 и южноамериканский DOT 109. Очень принципиально, что их действие распространяется в течение 2-ух лет также на дочернее предприятие "Матадор-Омск". Но после обозначенного срока сибирскому "Тореадору" придется отвечать за качество самому. Кстати, любая модель шины из Омска сертифицирована Госстандартом Рф и НИИШПом, о чем на боковине есть особая отметка - номер сертификата и значок "Е-22". Покупая шины других российских компаний, приглядитесь, есть ли у их схожая надпись.
Настолько нестандартное для россиян отношение к качеству и разумные цены (от 27 до 30 баксов за штуку) сделали покрышки из Омска пользующимися популярностью в нашей стране. Кстати, с мая этого года "Матадор-Омск" (а не просто "Тореадор") будет поставлять покрышки на вазовский сборочный поток. Очередное веское подтверждение свойства шин.
Что все-таки сегодня делают в Омске? Пока только покрышки для легковых автомобилей. Все бескамерные, круговой конструкции, с металлокордным брекером. Правда, в отличие от словацких аналогов, некие модели после испытаний в НИИШПе оснастили усиленным, двойным каркасом. Для разбитых дорог, изобилующих ямами да колдобинами, это то, что нужно. Они стали несколько жестче (за счет комфорта), но защита боковины и беговой дорожки от пробоя и иных повреждений надежнее.
У моделей МР4, МР5, МР7 и МР8 - дорожный набросок. Правда, 1-ые три полностью можно считать универсальными - у их более развитый протектор, чем у МР8. МР11 - для не плохих жестких покрытий. На асфальте - это очевидный победитель, а вот по грязищи и тем паче снегу она пойдет ужаснее. Размеры покрышек самые ходовые - "жигулевские" и "волговские", другими словами 13 и 14 дюймов разной ширины и профиля.
Отдельного внимания заслуживают зимние шины. В Омске уже сделали первую партию ошипованных покрышек МР57, нареченных "Сибирь". В ее разработке самое активное роль воспринимал НИИШП. На укатанном либо рыхловатом снегу, на льду шина заслужила высшую оценку профессионалов.
Так как эта шина совершенно новенькая для матадоровцев, Омский завод, как подобает хоть какому современному предприятию, устроил презентацию МР57 "Сибирь" и очередной, МР7 ("волговского" размера) для местных журналистов. Соорудили специальную трассу, пригласили тест-пилотов из числа автоПодвескасменов, проявили способности задне- и переднеприводных машин на новых покрышках и, очевидно, дали всласть порезвиться пишущей братии.
Покидая омский "Тореадор", я на уровне мыслей вожделел ему избежать невзгод либо удачно их преодолеть. Ведь такое предприятие в собственном роде уникально хотя бы тем, что работает в три смены в городке, где практически все фабрики стоят, часто выплачивает заработную плату, да к тому же развивается. Будем возлагать, омский "Тореадор" окажется крепким сибиряком.