БЫЛИНА О ВЕЗДЕХОДЕ
БЫЛИНА О ВЕЗДЕХОДЕ
Тесты
Презентация
БЫЛИНА О ВЕЗДЕХОДЕ
Пребывал некогда во граде Новгороде торговый человек по имени Садко. Отправился он как-то в бизнес поездку аква транПодвескаом, попал в передрягу и как бы утонул. Но новгородский купчишка мужчиной оказался цепким, дел наделал и в подводном мире. Царю тому голову заморочил, дочь его кросотку охмурил и вроде как сухим из воды вылез... Издавна это было, только сказку о Садко и помнили. До того времени, пока деловые мужи из другого Новгорода - Нижнего не нарекли именованием былинного героя свое детище - вэдовый грузовик.
Игорь ТВЕРДУНОВ
РОДОСЛОВНАЯ
Праотцы современного "Садко" появились на свет издавна. Не в сказочном, естественно, измерении, а по меркам техническим. Практически 40 годов назад начали выпускать грузовой ГАЗ-53. Честно отработав на благо русской родины, старичок перетерпел несколько модернизаций. В конечном итоге, получив современную кабину, стал зваться ГАЗ-3307. Но в постсоветские времена спрос на него свалился. Нынешнее создание "под заказ" не идет ни в какое сопоставление с былыми масштабами.
Пращуры с другой стороны - мастера ратных дел. Пригодился господам генералам легкий грузовик завышенной проходимости: личный состав возить, пушки-минометы таскать и чтоб при случае с самолета можно было скинуть на голову супостату. Нужно сказать, что в те былинные времена, господа... извиняюсь, товарищи генералы были в силе и при деньгах. Захотели - получили вэдовый ГАЗ-66. Аппарат отличался более чем завышенной проходимостью и - совсем скотскими критериями для работы водителя, который мостился "на жердочке" рядом с мотором и выворачивал руку за спину в поисках очередной передачи.
В заботе об обороноспособности родины и личном составе "шестьдесят 6-ой" попробовали модернизировать. Установили новый дизельный мотор, перераблотали кабину, перенесли злополучный рычаг коробки в обычное место. Все бы отлично, только военные в новые времена достояние свое подрастеряли. Не то что модернизированный - обыденный ГАЗ-66 стал им не по кармашку. Создание автомобиля фактически встало.
СЕЛЕКЦИОНЕРЫ
А сейчас представьте для себя положение завода, у которого в программке две модели, но ни одна толком не продается. Продолжать тянуть обе - разоришься. Снять обе с производства - пробросаешься. А если сделать из 2-ух одну? Так и появился "Садко".
Рецепт его сотворения прост. От "штатского" грузовика семейства 3307 берется рама и кабина. От "военного" "шестьдесят шестого" - коробка: раздаточная коробка (модернизированная, от ГАЗ-66 последних выпусков), ведущие мосты. Движок - старенькый знакомый: V-образная бензиновая "восьмерка" либо, в перспективе, шестицилиндровый рядный дизель ГАЗ-562. Коробка - или "старушка" четырехступная, или более современный пятиступный агрегат, а к нему - сцепление с диафрагменной пружиной.
Остались сущие мелочи: удлинить карданный вал, приспособить лебедку, не запамятовать про регулирование давления в шинах. Готово! Вышел "Садко", "по паПодвескау" - ГАЗ-3308. В активе - унификация с дорожным грузовиком, а означает, удешевление производства, полностью современный и не очень "милитаристский" внешний вид, переработанные в производстве и знакомые ремонтникам узлы и агрегаты, людские условия труда водителя. В пассиве - на теоретическом уровне худшая геометрическая проходимость (база-то длиннее).
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
Знакомство с "Садко" мы начали с... ГАЗ-66. Ведь все познается в сопоставлении, а армейские воспоминания создателя от "шишиги" значительно потускнели с течением времени. Что ж, попробуем, как в молодости: одну ногу на ступицу, другую просунуть под управляющую колонку, последним движением вношу себя на сидение. Руль уперся в животик, педали висят высоко - завидую тем, у кого ноги покороче. Чих-пых-трах-бах, снова чих! Руку за спину, отыскать рычаг, пошевелить его, стоя на месте. Под знакомый ноющий звук газовской "восьмерки" трогаюсь, сейчас вторую... Ага, она кое-где тут. Со второго раза должно получиться - и выходит, правда, с неблагопристойным хрюком. Не торопиться! Расслабленно "вытащил" передачу, сделал выдержку, мягко, но напористо "вживил" последующую. И нечего ловить правой рукою воздух - рычаг не тут, а у задней стены кабины, меж сиденьями. Сейчас "вниз" с перегазовкой. Что, "не лезет"? 2-ая попытка - уже лучше. Ну вот и приспособился. Еще чуть-чуть пообвыкну - и "в пампасы".
Да, на пересеченной местности "шестьдесят 6-ой" - аппарат очень суровый. Гребет в томном влажном снегу по ступицу, хоть бы хны - только не ошибись с передачей. Бензиновый мотор не приучен ездить внатяг - утратив обороты, здесь же глохнет. Стремительно переключиться успеваешь не всегда, а если встал в снегу либо песке, попробуй-ка тронуться вновь! Есть, естественно, лебедка...
В общем, езда на этой машине - работа, и нелегкая. В особенности для водителя, непривычного к чисто военной технике. Хотя, молвят, человек привыкает ко всему - тесноте, шуму, жаре от мотора, эргономическим несуразицам.
Поупражнялся, вспомнил юность? Вернемся к нашему герою.
"САДКО"-ПРОХОДИМЕЦ
После "шестьдесят шестого" "Садко" сходу располагает к для себя: чтоб ощутить разницу, довольно легко сесть за руль. Кабина от ГАЗ-3307, может, и не шедевр технического искусства, но, повторим, все познается в сопоставлении. Высочайшая, комфортная посадка, обычное размещение органов управления, хороший обзор. По удобству рабочего места водителя "Садко" ушел далековато вперед.
Из-под капота раздалось свойственное ворчание: "Садко" нам выдали не обычный - дизельный. Как мы уже отмечали ранее, нижегородско-австрийский дизель соединяет сильную тягу с совсем недизельной живостью отклика на педаль акселератора. Тогда речь шла о 4-х цилиндровом моторе "Газели". Установленная на "Садко" "шестерка" более темпераментна. Спецы компании "Штайр" адаптировали движок для русского грузовика: снизили наибольшие обороты и улучшали характеристику вращающего момента - он добивается максимума при 1800 об/мин и далее идет практически ровненькой площадкой на графике. Так что на недочет тяги сетовать не приходится.
Дизельный движок позволяет заного строить стратегию езды по бездорожью. Много пореже требуется включать понижающую ступень в раздаточной коробке. Не приходится повсевременно поддерживать завышенные обороты мотора из опаски заглушить его в самый неподходящий момент. Там, где ГАЗ-66 еле ползет на первой передаче, "Садко" уверенно идет на 2-ой либо даже на третьей, хотя и с неким "напрягом". Когда "шишига" ревет и дергается на пониженной передаче, преемник позволяет использовать первую, да к тому же играть тягой. Дизель поможет мягко, внатяг тронуть с места стоящую в целине машину, тогда как с "бензинкой", требующей оборотов, не избежать буксования колес, и машина наверное зароется.
Да, мотор - то, что нужно для реального "проходимца", в особенности вместе с довольно успешной "шестьдесят 6-ой" коробкой. Езда по бездорожью стала более обычный, можно сказать, комфортабельной. Жалко только, что пока с сборочного потока в главном идет "Садко" со старенькым бензиновым мотором. Таковой автомобиль, естественно, подкупает собственной дешевизной (заводская стоимость - от 140 тыс. рублей). Но значимой части тех свойств, которые ему присваивает дизель, он, как досадно бы это не звучало, лишен. Новенькая кабина со всеми ее плюсами - это отлично. Новенькая пятиступная коробка и сцепление с диафрагменной пружиной - отлично. Зато расход горючего (более дорогого бензина) существенно выше. И главное, нет той неколебимой убежденности в автомобиле, в особенности на бездорожье, которую дает дизель с его "тракторной" тягой. Создание же шестицилиндровых дизелей только начинается. В сегодняшнем году планируется выпустить партию в тыщу штук.
DRIVERS CAR
Самые калоритные воспоминания, как ни удивительно, остались не от преодоления снежных косогоров, а от езды на "Садко" по скользкой дороге. Благо, подвернулась трасса, адаптированная для зимних гонок. Вешнее солнце растопило ее ледяное покрытие, здесь стукнул мороз, и рыхловатая снежная каша вновь промерзла. Сюда-то мы и забрались "просто так", проехаться. Признаемся, "проехаться" очень затянулось: тяжело было представить , что сундуковатый вездеход может так по-легковому ездить.
Помнится, маститый гонщик учил юного журналиста: не крути еще раз рулем, автомобиль управляется в главном тягой! - и показывал произнесенное на дороге. Практиковались на "Subaru" - очень "правильной" вэдовой легковой машине.
Та "лекция" вспоминалась за рулем "Садко". Легкое движение рулем, сброс газа - грузовик, скользя всеми 4-мя колесами и чуток закидывая "корму", вваливается в поворот. А сейчас добавить - занос задка прекращается, "Садко", все еще дрейфуя боком, начинает разгоняться. Так, малость перестарался, очень очень вынесло наружу. Чуток отпускаю педаль - машина послушливо уходит на наименьший радиус. Сейчас плавно так, чтоб не сорвать машину, добавляю... В этот поворот попал, маленькая ровная кончается - и опять "провокация" рулем, сброс газа, чуток добавить тяги, чуток скинуть - руль крутить практически не приходится. И так - поворот за поворотом, круг за кругом, пока фотограф не отобрал автомобиль для съемки.
Да, ездить "Садко" способен совсем по-легковому. Реакции на деяния водителя понятные и конкретные, а оттого взаимопонимание приходит очень стремительно. Естественно, грузовик малость задумчив по легковым меркам, по грузовому же счету нрав у "Садко" просто взрывной.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Давненько российский автомобиль, вприбавок грузовой, не оставлял у журналиста, балованного импортными машинами, настолько сильного воспоминания. "Садко", в особенности дизельный, - бесспорная фортуна ГАЗа. В стране, где бездорожье все еще норма жизни, такая машина нужна и многих она наверное заинтригует. Сколько желающих сумеют за нее заплатить - другой вопрос. Чтобы обеспечить для себя будущее, "Садко" пробует обаять не только лишь частников, да и геологов, нефтяников, газовщиков - и, естественно, военных. Людям в погонах он, похоже, понравился, при этом не только лишь русским. Будут заказы, станет расти создание. Пока "Садко" делают маленькими партиями под заказ.
Дизель ГАЗ-562 под капотом "Садко" и интерьер его кабины (справа). Для сопоставления "убранство" "шестьдесят шестого" (слева).
Фото Владимира КНЯЗЕВА
Тесты
Презентация
БЫЛИНА О ВЕЗДЕХОДЕ
Пребывал некогда во граде Новгороде торговый человек по имени Садко. Отправился он как-то в бизнес поездку аква транПодвескаом, попал в передрягу и как бы утонул. Но новгородский купчишка мужчиной оказался цепким, дел наделал и в подводном мире. Царю тому голову заморочил, дочь его кросотку охмурил и вроде как сухим из воды вылез... Издавна это было, только сказку о Садко и помнили. До того времени, пока деловые мужи из другого Новгорода - Нижнего не нарекли именованием былинного героя свое детище - вэдовый грузовик.
Игорь ТВЕРДУНОВ
РОДОСЛОВНАЯ
Праотцы современного "Садко" появились на свет издавна. Не в сказочном, естественно, измерении, а по меркам техническим. Практически 40 годов назад начали выпускать грузовой ГАЗ-53. Честно отработав на благо русской родины, старичок перетерпел несколько модернизаций. В конечном итоге, получив современную кабину, стал зваться ГАЗ-3307. Но в постсоветские времена спрос на него свалился. Нынешнее создание "под заказ" не идет ни в какое сопоставление с былыми масштабами.
Пращуры с другой стороны - мастера ратных дел. Пригодился господам генералам легкий грузовик завышенной проходимости: личный состав возить, пушки-минометы таскать и чтоб при случае с самолета можно было скинуть на голову супостату. Нужно сказать, что в те былинные времена, господа... извиняюсь, товарищи генералы были в силе и при деньгах. Захотели - получили вэдовый ГАЗ-66. Аппарат отличался более чем завышенной проходимостью и - совсем скотскими критериями для работы водителя, который мостился "на жердочке" рядом с мотором и выворачивал руку за спину в поисках очередной передачи.
В заботе об обороноспособности родины и личном составе "шестьдесят 6-ой" попробовали модернизировать. Установили новый дизельный мотор, перераблотали кабину, перенесли злополучный рычаг коробки в обычное место. Все бы отлично, только военные в новые времена достояние свое подрастеряли. Не то что модернизированный - обыденный ГАЗ-66 стал им не по кармашку. Создание автомобиля фактически встало.
СЕЛЕКЦИОНЕРЫ
А сейчас представьте для себя положение завода, у которого в программке две модели, но ни одна толком не продается. Продолжать тянуть обе - разоришься. Снять обе с производства - пробросаешься. А если сделать из 2-ух одну? Так и появился "Садко".
Рецепт его сотворения прост. От "штатского" грузовика семейства 3307 берется рама и кабина. От "военного" "шестьдесят шестого" - коробка: раздаточная коробка (модернизированная, от ГАЗ-66 последних выпусков), ведущие мосты. Движок - старенькый знакомый: V-образная бензиновая "восьмерка" либо, в перспективе, шестицилиндровый рядный дизель ГАЗ-562. Коробка - или "старушка" четырехступная, или более современный пятиступный агрегат, а к нему - сцепление с диафрагменной пружиной.
Остались сущие мелочи: удлинить карданный вал, приспособить лебедку, не запамятовать про регулирование давления в шинах. Готово! Вышел "Садко", "по паПодвескау" - ГАЗ-3308. В активе - унификация с дорожным грузовиком, а означает, удешевление производства, полностью современный и не очень "милитаристский" внешний вид, переработанные в производстве и знакомые ремонтникам узлы и агрегаты, людские условия труда водителя. В пассиве - на теоретическом уровне худшая геометрическая проходимость (база-то длиннее).
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
Знакомство с "Садко" мы начали с... ГАЗ-66. Ведь все познается в сопоставлении, а армейские воспоминания создателя от "шишиги" значительно потускнели с течением времени. Что ж, попробуем, как в молодости: одну ногу на ступицу, другую просунуть под управляющую колонку, последним движением вношу себя на сидение. Руль уперся в животик, педали висят высоко - завидую тем, у кого ноги покороче. Чих-пых-трах-бах, снова чих! Руку за спину, отыскать рычаг, пошевелить его, стоя на месте. Под знакомый ноющий звук газовской "восьмерки" трогаюсь, сейчас вторую... Ага, она кое-где тут. Со второго раза должно получиться - и выходит, правда, с неблагопристойным хрюком. Не торопиться! Расслабленно "вытащил" передачу, сделал выдержку, мягко, но напористо "вживил" последующую. И нечего ловить правой рукою воздух - рычаг не тут, а у задней стены кабины, меж сиденьями. Сейчас "вниз" с перегазовкой. Что, "не лезет"? 2-ая попытка - уже лучше. Ну вот и приспособился. Еще чуть-чуть пообвыкну - и "в пампасы".
Да, на пересеченной местности "шестьдесят 6-ой" - аппарат очень суровый. Гребет в томном влажном снегу по ступицу, хоть бы хны - только не ошибись с передачей. Бензиновый мотор не приучен ездить внатяг - утратив обороты, здесь же глохнет. Стремительно переключиться успеваешь не всегда, а если встал в снегу либо песке, попробуй-ка тронуться вновь! Есть, естественно, лебедка...
В общем, езда на этой машине - работа, и нелегкая. В особенности для водителя, непривычного к чисто военной технике. Хотя, молвят, человек привыкает ко всему - тесноте, шуму, жаре от мотора, эргономическим несуразицам.
Поупражнялся, вспомнил юность? Вернемся к нашему герою.
"САДКО"-ПРОХОДИМЕЦ
После "шестьдесят шестого" "Садко" сходу располагает к для себя: чтоб ощутить разницу, довольно легко сесть за руль. Кабина от ГАЗ-3307, может, и не шедевр технического искусства, но, повторим, все познается в сопоставлении. Высочайшая, комфортная посадка, обычное размещение органов управления, хороший обзор. По удобству рабочего места водителя "Садко" ушел далековато вперед.
Из-под капота раздалось свойственное ворчание: "Садко" нам выдали не обычный - дизельный. Как мы уже отмечали ранее, нижегородско-австрийский дизель соединяет сильную тягу с совсем недизельной живостью отклика на педаль акселератора. Тогда речь шла о 4-х цилиндровом моторе "Газели". Установленная на "Садко" "шестерка" более темпераментна. Спецы компании "Штайр" адаптировали движок для русского грузовика: снизили наибольшие обороты и улучшали характеристику вращающего момента - он добивается максимума при 1800 об/мин и далее идет практически ровненькой площадкой на графике. Так что на недочет тяги сетовать не приходится.
Дизельный движок позволяет заного строить стратегию езды по бездорожью. Много пореже требуется включать понижающую ступень в раздаточной коробке. Не приходится повсевременно поддерживать завышенные обороты мотора из опаски заглушить его в самый неподходящий момент. Там, где ГАЗ-66 еле ползет на первой передаче, "Садко" уверенно идет на 2-ой либо даже на третьей, хотя и с неким "напрягом". Когда "шишига" ревет и дергается на пониженной передаче, преемник позволяет использовать первую, да к тому же играть тягой. Дизель поможет мягко, внатяг тронуть с места стоящую в целине машину, тогда как с "бензинкой", требующей оборотов, не избежать буксования колес, и машина наверное зароется.
Да, мотор - то, что нужно для реального "проходимца", в особенности вместе с довольно успешной "шестьдесят 6-ой" коробкой. Езда по бездорожью стала более обычный, можно сказать, комфортабельной. Жалко только, что пока с сборочного потока в главном идет "Садко" со старенькым бензиновым мотором. Таковой автомобиль, естественно, подкупает собственной дешевизной (заводская стоимость - от 140 тыс. рублей). Но значимой части тех свойств, которые ему присваивает дизель, он, как досадно бы это не звучало, лишен. Новенькая кабина со всеми ее плюсами - это отлично. Новенькая пятиступная коробка и сцепление с диафрагменной пружиной - отлично. Зато расход горючего (более дорогого бензина) существенно выше. И главное, нет той неколебимой убежденности в автомобиле, в особенности на бездорожье, которую дает дизель с его "тракторной" тягой. Создание же шестицилиндровых дизелей только начинается. В сегодняшнем году планируется выпустить партию в тыщу штук.
DRIVERS CAR
Самые калоритные воспоминания, как ни удивительно, остались не от преодоления снежных косогоров, а от езды на "Садко" по скользкой дороге. Благо, подвернулась трасса, адаптированная для зимних гонок. Вешнее солнце растопило ее ледяное покрытие, здесь стукнул мороз, и рыхловатая снежная каша вновь промерзла. Сюда-то мы и забрались "просто так", проехаться. Признаемся, "проехаться" очень затянулось: тяжело было представить , что сундуковатый вездеход может так по-легковому ездить.
Помнится, маститый гонщик учил юного журналиста: не крути еще раз рулем, автомобиль управляется в главном тягой! - и показывал произнесенное на дороге. Практиковались на "Subaru" - очень "правильной" вэдовой легковой машине.
Та "лекция" вспоминалась за рулем "Садко". Легкое движение рулем, сброс газа - грузовик, скользя всеми 4-мя колесами и чуток закидывая "корму", вваливается в поворот. А сейчас добавить - занос задка прекращается, "Садко", все еще дрейфуя боком, начинает разгоняться. Так, малость перестарался, очень очень вынесло наружу. Чуток отпускаю педаль - машина послушливо уходит на наименьший радиус. Сейчас плавно так, чтоб не сорвать машину, добавляю... В этот поворот попал, маленькая ровная кончается - и опять "провокация" рулем, сброс газа, чуток добавить тяги, чуток скинуть - руль крутить практически не приходится. И так - поворот за поворотом, круг за кругом, пока фотограф не отобрал автомобиль для съемки.
Да, ездить "Садко" способен совсем по-легковому. Реакции на деяния водителя понятные и конкретные, а оттого взаимопонимание приходит очень стремительно. Естественно, грузовик малость задумчив по легковым меркам, по грузовому же счету нрав у "Садко" просто взрывной.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Давненько российский автомобиль, вприбавок грузовой, не оставлял у журналиста, балованного импортными машинами, настолько сильного воспоминания. "Садко", в особенности дизельный, - бесспорная фортуна ГАЗа. В стране, где бездорожье все еще норма жизни, такая машина нужна и многих она наверное заинтригует. Сколько желающих сумеют за нее заплатить - другой вопрос. Чтобы обеспечить для себя будущее, "Садко" пробует обаять не только лишь частников, да и геологов, нефтяников, газовщиков - и, естественно, военных. Людям в погонах он, похоже, понравился, при этом не только лишь русским. Будут заказы, станет расти создание. Пока "Садко" делают маленькими партиями под заказ.
Дизель ГАЗ-562 под капотом "Садко" и интерьер его кабины (справа). Для сопоставления "убранство" "шестьдесят шестого" (слева).
Фото Владимира КНЯЗЕВА