АМОРТИЗАТОР- Конъюктурщик
АМОРТИЗАТОР- Конъюктурщик
ТЕХНИКА
Новинки
АМОРТИЗАТОР- Конъюктурщик
Александр БУДКИН, Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Не знаем, знакома ли с классикой русского синематографа компания "Теннеко" - обладатель марки "Монро", но упомянутому завету она следует обязательно. С последней новинкой - адаптивными амортизаторами (ЗР, 1999, № 12) стоит познакомиться ближе.
На рис. 1 и 2 показано, как формируется гидравлическая черта обыденного амортизатора. Если все его клапаны "намертво" закрыть (см. рис. 1), оставив только обходной канал в поршне, получим очень жесткую линейную зависимость (зеленоватая ровная на рис. 2). Добавим клапаны сообщения с компенсационной камерой (Ремонт и эксплуатация 1 и 7 на рис. 1) - черта станет "мягче". В случае моментального (безынерционного) открытия клапанов она тоже будет линейной. А в итоге того, что клапан 1, срабатывающий на ходе сжатия, имеет большее проходное сечение, чем клапан 7, черта будет несимметрична относительно начала координат: на ходе сжатия - "мягче", на ходе отбоя - "жестче" (голубые прямые). При включении в работу еще 2-ух, главных клапанов сжатия и отбоя, расположенных в поршне, форма свойства снова поменяется. По мере открытия каждого из клапанов и роста общего проходного сечения каналов она будет изгибаться, становясь все наименее "жесткой" (красноватая кривая). В конце концов, при полном открытии клапанов график вновь перевоплотится в прямую. Осталось только увидеть, что черта реального амортизатора за счет постепенного открытия клапанов может вообщем не иметь прямолинейных участков.
Сейчас поглядим, чем управлялась компания "Монро", называя свои новые рессоры с системой "Сейф Тек" (Safe Tech) адаптивными. Их отличают три особенности: рабочая жидкость с расширенным температурно-вязкостным спектром, новенькая конструкция клапанов в поршне (с пластинчатыми пружинами) и проточка на внутренней стороне рабочего цилиндра, образующая обходной канал (см. рис. 3). На 2-ух последних особенностях стоит тормознуть подробнее.
Клапан с пластинчатыми (дисковыми) упругими элементами работает подобно авто рессоре: под действием силы давления воды диски клапана прогибаются и открывают соответственный канал. Размеры поршня с такими клапанами становятся меньше, долговечность растет, а, главное, изменение жесткости у таковой составной дисковой пружины, как и у рессоры, оказывается нелинейным. При этом закон конфигурации жесткости по перемещению можно поменять, подбирая диски с данными поперечниками. В некий степени таковой клапан можно считать подстраиваемым, но основная "адаптивность" системы "Сейф Тек" не в этом. По мере движения поршня ввысь либо вниз от среднего положения меняется сечение обходного канала на стене цилиндра, что тянет изменение гидравлической свойства амортизатора - переход из зоны комфорта в так именуемую зону контроля (рис. 4). Таким макаром, черта меняется зависимо от хода подвески: при малых перемещениях амортизатор старается обеспечить комфорт, при огромных - становится жестче.
Наша справка
Рессоры Числятся НЕИСПРАВНЫМИ, если они утратили около 50% собственной эффективности. По опыту германского TUV это происходит через 60–80 тыс. км пробега по германским дорогам (в Рф эта цифра, обычно, оказывается существенно меньше). При объезде внезапно появившегося препятствия с неисправными амортизаторами риск "утратить" машину либо, как молвят сотрудники ГИБДД, не совладать с управлением растет в пару раз, а тормозной путь возрастает на 5–10%.