ЧТО У ВАС В КОЛЕСАХ?
ЧТО У ВАС В КОЛЕСАХ?
КЛУБ Автовладельцев
/ИЗМЕРЕНИЯ
ЧТО У ВАС В КОЛЕСАХ?
Обычных МАНОМЕТРОВ НЕТ!
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЖБЫРЬ, БОРИС ЧЕРЕПАНОВ,
УРАЛЬСКИЙ НИИ МЕТРОЛОГИИ ГОССТАНДАРТА РФ
Давление у всех должно быть в норме - как у владельца, так и у автомобиля. Чтоб накачать фронтальные и задние колеса с подходящей точностью (до уровня, рекомендуемого заводом-изготовителем), требуется не только лишь компрессор, да и манометр. Здесь-то и начинаются трудности. Для заслуги этой самой точности относительная погрешность средства измерения не должна превосходить 1% - поверьте метрологам. А сейчас познакомимся с реально существующими в РФ шинными манометрами ручного давления - их список дан в таблице.
Направьте внимание: погрешность манометра каждый производитель задает по-своему - кто в абсолютных единицах, а кто классом точности. Ничего сложного в этом нет: 1-ое - это стоимость деления шкалы, 2-ое - допустимая ошибка на верхнем пределе измерений, выраженная в процентах. Перечесть одно в другое до боли просто...
Возьмем, к примеру, казанский манометр "Момент". Умножаем величину верхнего предела (0,4 МПа) на показатель класса точности, другими словами на 4, и делим на 100 - получаем 0,016 МПа (либо 0,16 кгс/см2): это и есть погрешность прибора в абсолютных единицах. Кстати, если мы захотим измерить им наименьшее давление, к примеру, равное 2,0 кгс/см2, то относительная погрешность здесь же пропорционально возрастет и составит 0,16/2х100%=8%. Ту же цифру можно получить по другому: взять начальные 4% и помножить на отношение верхнего предела шкалы к интересующей нас отметке - 4%х0,4/0,2=8%. В общем, чем поближе к началу шкалы, тем ужаснее точность измерений... Более того, при давлениях, выходящих за границы спектра, манометры имеют полное право демонстрировать "погоду в Африке", а надлежащие деления шкалы могут вообщем отсутствовать!
А сейчас вспомним про вышеупомянутый 1%... Мы пришли к неутешительным выводам: ни один из перечисленных в таблице устройств не может обеспечить требуемую точность измерений! И это без учета того, что в сопроводительной документации большинства изделий нет предупреждения о дополнительной погрешности, связанной с пространственным положением манометра... Кстати, она сравнима с основной погрешностью.
Невесело. А ведь для решения других задач в практике издавна употребляются манометры классов точности 1 и 1,5, которые позволяют определять давление в колесах с подходящей точностью. Остается помечтать о том времени, когда схожими устройствами обзаведутся автосервисы, транПодвесканые предприятия и бензоколонки - в данном случае мы с вами будем инспектировать давление в шинах цивилизованным методом. А из багажников пропадут ненадобные финтифлюшки...
КЛУБ Автовладельцев
/ИЗМЕРЕНИЯ
ЧТО У ВАС В КОЛЕСАХ?
Обычных МАНОМЕТРОВ НЕТ!
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЖБЫРЬ, БОРИС ЧЕРЕПАНОВ,
УРАЛЬСКИЙ НИИ МЕТРОЛОГИИ ГОССТАНДАРТА РФ
Давление у всех должно быть в норме - как у владельца, так и у автомобиля. Чтоб накачать фронтальные и задние колеса с подходящей точностью (до уровня, рекомендуемого заводом-изготовителем), требуется не только лишь компрессор, да и манометр. Здесь-то и начинаются трудности. Для заслуги этой самой точности относительная погрешность средства измерения не должна превосходить 1% - поверьте метрологам. А сейчас познакомимся с реально существующими в РФ шинными манометрами ручного давления - их список дан в таблице.
Направьте внимание: погрешность манометра каждый производитель задает по-своему - кто в абсолютных единицах, а кто классом точности. Ничего сложного в этом нет: 1-ое - это стоимость деления шкалы, 2-ое - допустимая ошибка на верхнем пределе измерений, выраженная в процентах. Перечесть одно в другое до боли просто...
Возьмем, к примеру, казанский манометр "Момент". Умножаем величину верхнего предела (0,4 МПа) на показатель класса точности, другими словами на 4, и делим на 100 - получаем 0,016 МПа (либо 0,16 кгс/см2): это и есть погрешность прибора в абсолютных единицах. Кстати, если мы захотим измерить им наименьшее давление, к примеру, равное 2,0 кгс/см2, то относительная погрешность здесь же пропорционально возрастет и составит 0,16/2х100%=8%. Ту же цифру можно получить по другому: взять начальные 4% и помножить на отношение верхнего предела шкалы к интересующей нас отметке - 4%х0,4/0,2=8%. В общем, чем поближе к началу шкалы, тем ужаснее точность измерений... Более того, при давлениях, выходящих за границы спектра, манометры имеют полное право демонстрировать "погоду в Африке", а надлежащие деления шкалы могут вообщем отсутствовать!
А сейчас вспомним про вышеупомянутый 1%... Мы пришли к неутешительным выводам: ни один из перечисленных в таблице устройств не может обеспечить требуемую точность измерений! И это без учета того, что в сопроводительной документации большинства изделий нет предупреждения о дополнительной погрешности, связанной с пространственным положением манометра... Кстати, она сравнима с основной погрешностью.
Невесело. А ведь для решения других задач в практике издавна употребляются манометры классов точности 1 и 1,5, которые позволяют определять давление в колесах с подходящей точностью. Остается помечтать о том времени, когда схожими устройствами обзаведутся автосервисы, транПодвесканые предприятия и бензоколонки - в данном случае мы с вами будем инспектировать давление в шинах цивилизованным методом. А из багажников пропадут ненадобные финтифлюшки...