Растеряла Я КОЛЕЧКО .
Растеряла Я КОЛЕЧКО...
КЛУБ Автовладельцев
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
Растеряла Я КОЛЕЧКО...
КАК ДОЕХАТЬ БЕЗ ЖИКЛЕРА
ТЕКСТ / ВАЛЕНТИН ПЛАТОВ, ЭДУАРД КОНОП
Система питания мотора нередко портит настроение, в особенности неопытному автовладельцу. На то уйма обстоятельств. Первейшая - засорение карбюратора. Событие полностью очевидное, в особенности если год-два в этот прибор не заглядывали.
Другой источник проблем - несовершенство машины. Ее слабенькие места издавна известны, но любовно оберегаются заводом-изготовителем. Еще обладатели первых "жигулей" сетовали на капризы игловатого клапана карбюратора - их внуков "достает" тот же недостаток. Другие, не доверяя слесарям, берутся чинить сами, тогда и...
Разглядим необыкновенную тему: автовладелец на даче залез в карбюратор и... уронил какую-то детальку. Звякнула и пропала с глаз! Как далее жить?
Сначала, попытайтесь найти, что конкретно свалилось. Крепежный винт? Половина беды! Не отыщите - выручит запасливый сосед. Ужаснее утратить более важную деталь. Новенькому, не способному даже найти, что он уронил, не обойтись без книги с картинами, поясняющей устройство узла во всех подробностях.
Заметим: только авантюрист станет разбирать непростой прибор на поляне с высочайшей травкой либо опавшими листьями - оброненный жиклерчик пропадет навечно! Стоит щекотать для себя нервишки?
Иногда пропажа скрывается в моторном отделе. В большинстве случаев - на нижнем щите под движком, откуда достать ее сравнимо просто. Ужаснее, если деталька попадет в какой-либо опасный закоулок. К примеру, из широкого окна в поперечине подвески "Жигулей" выловить ее тяжело, а то и нереально. Самое разумное - начиная работу, заткнуть такие ловушки тряпками. А мы, чтоб деяния были нагляднее, продолжим беседу, держа в руках снятый карбюратор.
Что обычно теряют? У "Озона" вероломно ведет себя телескопическая тяга пускового устройства. Неосмотрительное движение... и нет ее. Как сейчас ехать? Не неудача - эта тяга нужна только пусковому устройству. Завести мотор можно и без "подсоса", в особенности в летнее время, накачав бензин в коллектор педалью газа, другими словами ускорительным насосом. Но воздушная заслонка, освободившись от тяги, вибрирует, возмущая поток воздуха, потому ее рычаг полезно зафиксировать. К примеру, подсунув кусок жесткой резины либо подходящую деревяшку (фото 1).
Время от времени теряют изогнутую тягу, соединяющую рычаг воздушной заслонки и шток вакуумного привода. Ехать, опять-таки, можно и без нее, но для чего? Эту тягу просто сделать из гвоздя шириной 3 мм, согнув его так, чтоб стопроцентно втянутый шток приоткрыл заслонку на 5 мм, а выдвинутый не мешал закрыться.
Самодельную тягу накрепко соедините с рычагами, чтоб не выпадала: к примеру, как показано. На концах надфилем пропиливаем канавки глубиной 0,5 мм и, поставив на место, закрепляем тягу колечками из проволоки, медной либо латунной (фото 2). Придумаете что-то лучше - карты вам в руки. В конце концов, решение временное. Кое-кто умудрялся утратить нижнюю тягу устройства (более длинноватую). Гвоздь и здесь выручит. Но учтите, что от этой тяги зависит пусковой зазор у дроссельной заслонки первичной камеры: когда вытянута кнопка "подсоса", зазор должен быть равен 0,8 мм. Проверить его можно подходящим калибром - к примеру, из проволоки (фото 3). Для нижнего конца этой тяги в рычаге привода дросселя предвидено два отверстия (видимо, есть различные варианты карбюратора). Если ваш гвоздь согнут верно, то он, работая с нижним отверстием (фото 4), позволяет получить подходящий зазор. А попав в верхнее, приоткроет дроссель очень очень - мотор после запуска будет "кричать".
Ремонт и эксплуатация, о которых мы гласили, легкосъемные. Оттого они просто теряются даже при обыкновенной очистке карбюратора. Разобрав же его стопроцентно, растерянный дачник способен утратить все, что открутит.
Допустим, пропал главный топливный жиклер первичной камеры. "Выехать" за счет вторичной, мягко говоря, тяжело. Если в "Озоне" отключить привод первичной, другая блокируется (ее дроссель закрыт). Разбирать привод, что-то переделывать навряд ли стоит. Можно на место утерянного завернуть топливный жиклер вторичной камеры, а ее отключить (см. ниже). Естественно, смесь первичной камеры будет переобогащена, мощность свалится, расход горючего возрастет. Но до магазина запчастей доедете. Попытайтесь "зажать" жиклер, вставив в его калиброванное отверстие подходящую мягенькую проволочку-дроссель, - так можно значительно сделать лучше работу мотора.
Потерялся главный топливный жиклер вторичной камеры? Несложно сообразить: когда раскроется ее дроссельная заслонка, мотор практически захлебнется. Отсюда решение: не дать ей открыться! Ехать (пусть не так быстро!) можно и на первичной камере. На "Озоне" довольно отсоединить шток вакуумного привода дросселя вторичной камеры от его рычажка понизу (фото 5). (На других карбюраторах придется подразобрать механический привод.)
А что если привод не трогать, но заглушить отверстие под утерянный жиклер вторичной камеры? Ничего неплохого: раскроется ее дроссель - и движок глотнет столько воздуха без бензина, что сгорание в цилиндрах закончится. Глубочайший провал... На теоретическом уровне ехать можно, но очень расчетливо, плавненько - так, чтоб дроссель вторичной камеры не раскрывался. Даже ограниченную первичной камерой мощность не реализуешь... Кого устроит такая езда?
Умельцу, имеющему ножовку по металлу и коробку с мелочью, по силам более роскошное решение. Заместо штатного топливного жиклера опытный завернул винт, показанный на фото 6. Пропиливая его, равномерно достигнул подходящей производительности такового жиклера... При определенном опыте это совершенно не тяжело.
Все произнесенное почти во всем применимо и для воздушных жиклеров - логика действий приблизительно та же.
Из старенького, разболтанного "Озона" от вибраций просто выкручивается и выпадает винт свойства ("токсичности"). Мотор откажется работать на холостом ходу - ведь в открывшееся отверстие поступает воздух. Выход очень прост: заместо винта завернем палочку поперечником около 5 мм, заточенную приблизительно так, как потерянная игла, - это позволит не только лишь вернуть холостой ход, но даже "СО" отрегулировать (фото 7).
А если просто завернуть подходящий по длине винт М5? Холостой ход и в данном случае может восстановиться, но на богатой, ничем не регулируемой консистенции - от постов ГИБДД с замерами СО придется держаться подальше!
Не обездвижится машина и после утраты распылителя ("клювика") ускорительного насоса. Хотя о неплохом разгоне придется запамятовать. А чтоб напрасно не расходовать бензин, отверстие под клапан ускорительного насоса можно заглушить подходящим винтом (фото 8).
Есть и другое решение. Отвернув четыре винта и сняв крышку ускорительного насоса, в корпусе под нею вы увидите круглое отверстие - вход в канал, ведущий к "клювику". Заглушите его древесной пробочкой (фото 9). Насос отключен.
Сейчас о самом главном: если вы, не обнаружив упавшую гайку, шпильку, винт, жиклер и т. п., поспешите пустить мотор, то, не ровен час, это его и прикончит. Утерянная деталь не должна оказаться во впускном коллекторе! Ведь оттуда у нее один путь - в цилиндр... Попадет меж поршнем и головкой - не достаточно не покажется.
Сначала угроза исходит от маленьких деталей, способных перескочить через диффузоры карбюратора - шайб, низких гаек, шплинтов и т. п. Потому и при обыкновенном обслуживании карбюратора рассеянность непростительна. Когда это может быть, лучше закрыть его тряпками либо стандартной пластмассовой крышкой. Если же карбюратор снят, то открытые "ворота" в коллектор заслуживают еще большего внимания. Другое дело, что, запихнув в коллектор тряпку, о ней тоже забывали... Потому, работая с карбюратором, сосредоточьтесь.
Закончим рекомендацией. Четыре шпильки, крепящие к карбюратору воздухофильтр, в мягеньком металле фланца на резьбе М5 чуть держатся. При демонтаже фильтра отвернуть гайку нередко не удается: заместо этого шпилька вывинчивается из фланца. И слабая резьба в нем скоро кончается.
Не стоит пассивно ожидать проблем. Сразу, на новеньком карбюраторе, поменяйте шпильки на винты М5 длиной около 35 мм (лучше с шестигранной головкой): их ввертывают в отверстия фланца снизу (фото 10). На "Озоне" - все четыре шпильки. Винты полезно зафиксировать клеем.
Если состояние резьбы в отверстиях уже волнует, можно сделать, как показано на фото 11. В данном случае высота пакета шайб и гайки должна быть таковой, как у железных втулок в отверстиях резинового уплотнителя-переходника. А втулки уже не пригодятся.
Видите ли, простота конструкции автомобиля (в том числе русского) не всегда минус. Мотор с карбюратором на фоне впрысковых, наверняка, примитивен, но в почти всех случаях указывает себя более "жизнестойким" - он позволяет решить намеченную цель, невзирая на те либо другие отказы. Ведь убрать их по силам хоть какому, было бы желание...
...Чтоб заслонка не вибрировала.
Тяга готова к работе.
Проверка пускового зазора.
Принципиально попасть, куда следует...
Отключили привод вторичной камеры...
"Жиклер"...
Древесная игла.
На месте "клювика" заглушка.
Заглушка на входе в канал "клювика".
Заместо шпильки - винт.
Если резьба кончилась.