ХОЛОДИЛЬНИК С МОТОРОМ
ХОЛОДИЛЬНИК С МОТОРОМ
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
ХОЛОДИЛЬНИК С МОТОРОМ
Кондюк В АВТОМОБИЛЕ -
УЖЕ НЕ ПРИХОТЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН, ГЕННАДИЙ ЛЕБЕДЕВ
Жаркий июльский денек, солнце выпекает нестерпимо. От раскаленного асфальта так и пышет жаром, а впереди, как хватает глаз, мертвая пробка. В машине еще ужаснее: тут жара не за 30 - за 50. К удушающему летнему зною подмешан угар выхлопных газов и приторный запах недогоревшего дизтоплива от примыкающего грузовика. Вентилятор радиатора ревет практически без перерывов, стрелка термометра подползает к красноватой черте...
Почему же шофер и пассажиры примыкающего автомобиля как ни в чем же не бывало дискутируют, подняв зеленые стекла? Кондюк!
ЧТО ЗА Зверек?
Это устройство по принципу деяния припоминает бытовой холодильник. Пожалуй, разница исключительно в том, что компрессор приводится не электромотором, а бензиновым двигателем, а радиаторы для увеличения эффективности снабжены вентиляторами. А вот условия работы бытового прибора и бортовой системы различаются приметно. Корпус холодильника непрозрачный и отлично теплоизолирован, а кузов автомобиля, как досадно бы это не звучало, совершенно не похож на термос.
Домашнему холодильнику полностью хватает умеренного электронного компрессора, чтоб поддерживать снутри прохладу. Авто же кондюк может потреблять до 10 кВт мощности мотора, что, естественно, не остается незамеченным.
ЗА СТЕКЛОМ
Все знают, что закрытый салон автомобиля, оставленного под солнечными лучами на несколько часов, преобразуется в парник. Как может повыситься температура в салоне? В наших опытах участвовал новый БМВ-320i синего цвета, снаряженный климатической установкой и атермальными стеклами.
Опыт провели в горячие летние деньки. Исходная температура воздуха в салоне автомобиля, оставленного под лучами полуденного солнца, +27°С, на улице в это время было +26°С. Уже через час салон прогрелся до +42°С. А когда окружающий воздух накалился до +34°С, жара снутри машины перевалила 50-градусную отметку. И это невзирая на атермальные стекла, которые под солнечными лучами нагрелись еще посильнее - до 64°С (!).
Вобщем, южнее не уникальность и куда более высочайшие температуры. Подобные опыты забугорных коллег на юге Италии зафиксировали температуру воздуха в салоне более 80°С и нагрев окрашенных в черные цвета поверхностей - выше 100°С. Будь металл авто кузова потолще, на крыше впору было поджарить яичницу.
К огорчению, салоны большинства современных автомобилей греются на солнце посильнее, чем у старенькых. Причина в дизайне - сегодня модны огромные, очень наклоненные выпуклые стекла. Они-то и превращают машину в парник на колесах. Стекло пропускает видимый свет и коротковолновые инфракрасные лучи солнца, но отражает вовнутрь испускаемые нагретыми деталями салона "длинноватые" инфракрасные волны - чем же не теплица! Атермальные стекла существенно слабее пропускают инфракрасное излучение и при всем этом практически не препятствуют лучам видимой части диапазона. Обычно у таких стекол легкий зеленый либо голубоватый колер, а их эффективность можно оценить без сложных устройств - истинные атермальные стекла очень греются под солнечными лучами, в то время как обыденные либо просто немного тонированные стекла остаются холодными на ощупь.
Вобщем, не имеет значения, 50 либо 70 градусов в салоне: то и другое неприемлемо. Хорошей, комфортабельной температурой считают +24...26°С - достигнуть таких характеристик в жару без кондюка нереально.
СТЕКЛА НЕ ЗАПОТЕЮТ
Что может кондюк? В наших опытах мы без особенного труда достигнули различия более 10°С меж внешней и внутренней температурами - без учета солнечного нагрева. Если же определять температуру не в тени, а на открытой площадке, разница может превысить 20°С. Настолько же импозантны отличия во влажности воздуха: если по ту сторону окна 60%, то в салоне только 20%.
Но поддержание хорошей влажности "не заходит в компетенцию" большинства авто погодных установок - важнее обеспечить прозрачность стекол. Излишняя сухость не настолько понижает работоспособность водителя, как раскаленный воздух в салоне.
Меж иным, способность кондюка понижать влажность воздуха можно с фуррором использовать, чтоб предупредить запотевание стекол. Для этого даже не нужно направлять к ним охлажденный воздух. Просто включите кондюк (только не в режиме рециркуляции!) - через несколько минут стекла автомобиля станут прозрачными, даже если по ту сторону окна дождик, а в салоне не полностью трезвые пассажиры. Главное - держать в голове: применение кондюка в качестве "антизапотевателя" сродни наркотической зависимости - воспользовавшись им раз, вы больше не выключите его до конца поездки, либо придется открывать окна. Сетовать на чрезмерную прохладу нет повода - кондюк можно использовать совместно с отопителем, тогда в салон будет поступать осушенный и нагретый воздух.
Кондюк
Либо КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ?
Принципная разница меж этими устройствами такая: климат-контроль автоматом поддерживает заданную температуру в салоне, а производительность кондюка вы регулируете без помощи других. Каковы же достоинства автоматической системы, кроме удобства использования?
Главное ее достоинство в том, что она избегает крайностей и хлопочет о здоровье водителя и пассажиров. Иногда тяжело противостоять желанию навести в лицо струю холодного воздуха. Меж тем скорость потока на выходе из дефлекторов добивается 6-8 м/с, а его температура может опускаться ниже +3°С. Таковой "холодный ветерок" простудит хоть какого "моржа", а незакаленного человека доведет до пневмании. Верный климат-контроль намного тактичнее: тут скорость потока не превосходит 2-2,5 м/с, а температура - не ниже 10-12°С. Естественно, остывает салон медлительнее, но шанс простыть на порядок ниже. Другая особенность климат-контроля - приспособляемость к наружным условиям. Он стремительно и правильно реагирует на изменение освещенности либо скорости автомобиля, не заставляя водителя отвлекаться от управления.
Этим же, кто употребляет обыденный кондюк либо климат-контроль в ручном режиме, следует держать в голове: лучше, если температура воздуха в машине будет ниже уличной менее чем на 6-8 градусов, даже если климатическая установка позволяет "морозить" и далее. Сильные контрасты вредоносны для здоровья. Прохладный воздух идеальнее всего направлять через дефлекторы фронтальной панели на потолок салона малость выше головы водителя либо использовать особый верхний дефлектор, расположенный посреди "торпедо". К огорчению, он встречается далековато не во всех машинах.
Мелкие ХИТРОСТИ
Сколько будет нужно времени, чтоб охладить салон раскаленной на солнце машины до комфортабельной температуры? Не меньше 20 минут. А понятно ли вам, что это время можно уменьшить в два раза, если просто проехать 1-ые несколько км с открытыми окнами? Понимаете ли вы, что включение рециркуляции воздуха в режиме кондиционирования помогает прирастить эффективность остывания в пару раз? И еще: почему замысловатый климат-контроль время от времени совсем не вожделеет охлаждать воздух? Даже при полной исправности устройства разгадка бывает очень обычный - один из дефлекторов дует прямо на датчик температуры... Почему кондюк "выдыхается" конкретно в жарком июле? Совсем не потом, чтоб досадить водителю. Просто фильтр поступающего в салон воздуха забит июньским тополиным пухом...
Легенды
Миф № 1: кондюку нужна постоянная "заправка". Это не так. Утечка хладагента свидетельствует только о низком качестве производства либо износе уплотнений компрессора. При правильной эксплуатации заправка требуется кондюку не почаще чем раз в 5 лет. Принципиально держать в голове, что долгий зимний "отпуск" неблагоприятно сказывается на уплотнениях компрессора - они просто "высыхают". Потому в оттепель нужно хотя бы на несколько минут в денек включать кондюк - это продлит его жизнь. Но делать это в мороз никчемно - на большинстве автомобилей есть датчик, блокирующий работу компрессора при отрицательных температурах, чтоб избежать оледенения радиатора.
Миф № 2: машины с кондюком больше подвержены коррозии кузова. Это не так. Напротив, потому что воздух в салоне суше, обстоятельств для возникновения ржавчины меньше. Излишняя влага, которая конденсируется на радиаторе теплообменника, отводится через трубку под машину. Ее возникновение в салоне - признак неисправности системы.
Миф № 3: кондюк очень наращивает расход горючего. Не будем спорить с фактом, лучше приведем числа, приобретенные при испытаниях "Шкоды-Октавия". На пригородной трассе пользоваться кондюком бывает даже прибыльнее, чем открыть окна. В городке, естественно, повышение расхода заметнее, но гласить, что расход растет более чем на 10%, не стоит. Результаты наших замеров - в табл.1.
Миф № 4: кондюк основательно усугубляет динамику автомобиля. Это справедливо только для микролитражек. Та же 100-сильная "Октавия" не показала приметной различия в разгоне до 100км/ч и наибольшей скорости (табл.2). Малозначительный выигрыш в динамике без включенного кондюка выявился только при замерах эластичности. Вобщем, возможно, что в режиме "газ в пол" компрессор автоматом отключается. Потому что подобные замеры, проведенные на литровом " Сузуки Свифт", проявили повышение времени разгона до 100км/ч на 2,2с, ухудшение эластичности на IV передаче на 7,1с, а на V - на 19,5(!)с.
Миф № 5: кондюк уменьшает ресурс мотора. О таких исследовательских работах нам непонятно. Достоверно последующее: наличие кондюка увеличивает требования к охлаждающей системе. Дополнительная нагрузка на холостом ходу делает напряженный термический режим, при котором мельчайшая "оплошность" системы остывания вызывает перегрев мотора. К тому же современные моторы в угоду экологии и экономии горючего работают при больших температурах охлаждающей воды, а кондюк более нужен как раз в жару и в пробках. Нехитрый совет для таких критерий: если появились опаски, лучше на время выключить кондюк и немного "перегреться" самому, чем вскипятить мотор - это вправду очень уменьшит его жизнь, а то и приведет к внеплановому ремонту.
Кандидатуры
При всех плюсах кондюка либо климатической установки это достаточно дорогие устройства, требующие повторяющегося контроля и обслуживания. Есть ли доступная кандидатура? Если гласить об адекватной подмене - нет. Но понятно много методов уменьшить нагрев кузова.
1-ое - цвет. Обитатели южных государств непопросту предпочитают белоснежные машины - они меньше греются, при этом разница в температуре темного и светлого кузовов может превосходить 20°С. 2-ое средство - вибро- и звукоизоляция меж крышей и обивкой потолка. Она помогает уменьшить не только лишь шум, да и нагрев салона солнцем. Кстати, 30 годов назад "ленд-роверы" для африканских государств имели не просто белоснежную крышу, а специальную, двойную (верхний лист был приклепан через проставки и обеспечивал приблизительно двухсантиметровый зазор). Схожее решение применялось и на итальянском "ФИАТ-Кампаньола".
Эффективны также тонирующие пленки. Они способны поглотить до 80% инфракрасных лучей, проходящих через стекло, превосходя даже наилучшие атермальные стекла. К огорчению, неплохим эффектом владеют только довольно черные пленки, по отношению к которым наше законодательство очень сердито.
И все таки значимой кандидатуры авто кондюку нет. Поменяются схемы управления, хладагенты, конструкция привода компрессора, но предстоящее его распространение предопределено - рвение к комфорту неустранимо. Разумеется и то, что автоматические климатические установки с течением времени вытеснят на большинстве машин кондюки с ручным управлением - ведь они не только лишь понижают нагрузку на водителя, да и хлопочут о здоровье пассажиров.
Авто Кондюк
МОЖЕТ ПОТРЕБЛЯТЬ
ДО 10 КВТ МОЩНОСТИ Мотора
ВКЛЮЧИТЕ Кондюк -
ЧЕРЕЗ Несколько минут
СТЕКЛА СТАНУТ ПРОЗРАЧНЫМИ
СКОРОСТЬ ПОТОКА НА ВЫХОДЕ
ИЗ ДЕФЛЕКТОРОВ Добивается 6-8 М/С,
А ЕГО ТЕМПЕРАТУРА МОЖЕТ
ОПУСКАТЬСЯ НИЖЕ +3°С
В ОТТЕПЕЛЬ ХОТЯ БЫ НА Несколько минут
В Денек ВКЛЮЧАЙТЕ Кондюк -
ЭТО ПРОДЛИТ ЕГО ЖИЗНЬ
ТАБЛИЦА 1.
РАСХОД Горючего, л/100 км
" Шкода Октавия-1,6"
60 90 120 ГЦ
С конди-
ционером 6,6 7,6 9,6 10,9
Без конди-
ционера 6,1 7,3 9,3 10,2
ТАБЛИЦА 2.
ДИНАМИЧЕСКИЕ Свойства
" Шкода Октавия-1,6"
IV передача, V передача,
упругость 80-
60-100 км/ч, с 120 км/ч, с
С конди- 13,8 22,2
ционером
Без конди- 13,1 21,1
ционера