УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШТУРМАН
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШТУРМАН
ТЕХНИКА
Ликбез
СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШТУРМАН
АНАТОЛИЙ ФОМИН
ЧТО ТАКОЕ GPS?
Для многих это уже издавна не тайна. Речь не только лишь о пилотах и капитанах судов. Охотникам и рыболовам, пешим туристам и автопутешественникам приемник GPS стал неизменным спутником. А современный автомобиль среднего класса и выше уже немыслим без навигационной системы, сердечко которой - все тот же GPS-приемник. Аббревиатура расшифровывается как Global Positioning System, в переводе на российский - глобальная система позиционирования. Для ее работы употребляются 24 главных спутника (в реальный момент действует 31) американской военной системы NAVSTAR - конкретно на их сигналы на частоте 1,5752 ГГц и ориентируется приемник. Принцип определения координат прост, как все превосходное: так как скорость распространения электрических волн постоянна, а сигналы со спутников синхронизированы, то, зная расстояние до каждого из их в подходящий момент, способом триангуляции можно вычислить координаты хоть какого объекта. Точную синхронизацию сигналов обеспечивают 19 базисных наземных станций в разных частях мира. Если для расчетов координат на плоскости нужны сигналы минимум 3-х спутников, то для получения дополнительной инфы о высоте над уровнем моря - 4.
Разработанная для американских военных система удачно работает уже более 10 лет, потеснив другие средства навигации. Секрет - в простоте. Хоть какой человек, независимо от уровня образования и подготовки, способен точно и стремительно найти свое местопребывание в хоть какой части света. Попробуйте-ка отыскать сейчас того, кто сумеет вычислить координаты при помощи часов и секстанта - куда легче подыскать веб-дизайнера... Логично, что популярность GPS росла лавинообразно. По суждениям безопасности южноамериканские военные сначала установили режим "селективного доступа" к данным со спутников, и штатские приемники, не оборудованные особыми декодерами сигнала, демонстрировали положение объекта с точностью 50-100 м. С 1 мая 2000 года селективный доступ отменен, и с этого момента точность определения координат при помощи малогабаритных GPS-приемников составляет в среднем 5-8 м и гарантированно наименее 15 м.
ЧТО Произнес ПРИЕМНИК
Естественно, он южноамериканский, хотя может быть изготовлен в другой стране. Главные изготовители GPS-приемников - компании Garmin, Magellan, Eagle, Lowrance, Delorme, Trimble - южноамериканские, хотя выпускают их и другие компании: к примеру, как телефоны с GPS-приемником Benefon либо часы с ним Casio.
Даже простой приемник способен определять координаты, демонстрировать направление и расстояние по прямой до избранной точки, с ювелирной точностью вычислять скорость движения (ошибка порядка 0,2%) и рассчитывать время заката и восхода в данной местности. Более продвинутые модели показывают на дисплее не только лишь точки, да и очень подробные карты местности, могут без помощи других прокладывать маршрут по дорогам, вычислять расстояния, время прибытия, надобное количество горючего и даже порекомендуют, в какой гостинице тормознуть, какие достопримечательности поглядеть. Обыденную точность определения координат можно повысить до 1-1,5 м при помощи дополнительной антенны, что удовлетворит даже самых взыскательных юзеров.
ЕСТЬ ВАРИАНТЫ
Итак, в полезности навигационной системы в автомобиле никто сейчас не колеблется. Стоимость же, как обычно, находится в зависимости от трудности и количества функций. Минимум для системы, умеющей без помощи других прокладывать маршрут, составит около 500 баксов - максимум добивается 5000. Самый умеренный вариант - простой GPS-приемник типа Garmin E-Trex (либо просто выносной блок, фиксируемый на крыше автомобиля), соединенный кабелем с портативным компом под управлением Palm OS либо Windows СE. Достоинство обычный системы - универсальность. Она никак не связана с электроникой автомобиля, потому установить ее на всякую машину - дело нескольких минут. Все, что ей необходимо - кронштейн для компьютера и свободное гнездо прикуривателя. Такие системы с программным обеспечением, к примеру, "ПалмГИС GPS" либо "LaserMap", снабжены картой Москвы и Столичной области. Для более требовательных юзеров недостаточно вычислительных способностей малогабаритных "наладонных" компов. Тут уже требуется ноутбук, способный хранить на жестком диске более подробные карты. Вобщем, способности портативных компов с каждым годом вырастают, и в самом недалеком будущем они полностью сумеют управляться с такими задачками.
В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Чем отличаются спец навигаторы, установленные в салонах забугорных автомобилей, от универсальных устройств типа Garmin Streetpilot III? Сначала, удобством. Благодаря использованию современных носителей, к примеру, DVD-дисков, вмещающих до 17 ГБ карт и справочной инфы, автомобиль поставляется с полным набором карт и справочных данных по всей Европе либо Северной Америке. В портативном Garmin Streetpilot III употребляются сменные карты памяти объемом до 128 МБ, так что его способности существенно скромнее, хотя зависимо от цели путешествия в их можно запрограммировать различную информацию с дисков MAP SOURCE.
Фактически, различий в электронике портативного и встроенного навигатора минимум. Но интегрированный прибор лучше определяет координаты машины в городке либо в горах, где видимость неба очень ограничена. В такие моменты он вычисляет изменение координат, пользуясь сигналами с колесных датчиков. А еще он может использовать информацию бортовика. Другими словами, к примеру, найти не только лишь момент, когда при средней за поездку скорости вы прибудете в пункт предназначения, да и сколько для этого будет нужно бензина. В недалеком будущем сюда включится система управления авто движением, позволяющая водителю избегать пробок - маршрут будет изменяться зависимо от загрузки дорог в текущий момент. В конце концов, главное достоинство интегрированной системы: воспользоваться ею еще удобнее. Не следует забывать, что важное назначение навигационной системы - повысить Законодательство движения. Шофер, рассматривающий на ходу карту либо читающий номера домов, чуть ли лучше опьяненного.
Вероятнее всего, на сегодняшнем шаге развития техники интегрированные системы вытеснят портативные навигаторы: автомобиль стал очень сложен, чтоб "пришивать" к нему устройство постороннего производителя. Другое дело лет через 20, когда способности нынешнего компьютера сосредоточатся в устройстве размером с мобильный телефон...
ПРАВДА И ПРАВО
Можно ли приобрести GPS-навигатор в Рф? Да - по последней мере, в больших городках. Портативные GPS-приемники, от простых до самых сложных, не исключая специализированных, продаются в почти всех магазинах бытовой электроники, туристского снаряжения и даже на рынках радиоаппаратуры. Стоимость более фаворитных моделей - от 150 до 500 баксов. Юзеров, нужно считать, насчитываются уже тыщи, если не 10-ки тыщ. Другой вопрос, как это легитимно...
Неувязка в том, что, по воззрению неких русских военных и чиновников, высочайшая точность определения координат несет внутри себя... опасность безопасности страны.
Другая русская система ГЛОНАСС, почти во всем похожая с американской NAVSTAR, не работает в полном объеме и предназначается сначала для нужд обороны. Штатских приемников, предоставляющих ее данные популяции, пока также не существует. Большая часть хозяев не имеют официального разрешения (см. нашу справку) и пользуются оборудованием GPS на собственный ужас и риск. Зная это, отдельные торговцы приемников предлагают за Энциклопедия грузовых автомобилей оформить "разрешение" Госсвязьнадзора. Неувязка в другом - для его получения нужно согласование инспекции Госгеонадзора, которое просто не может быть выдано приемнику с погрешностью наименее 100 м. А у самого обычного сегодняшнего аппарата ошибка определения координат, как уже говорилось, наименее 15 метров! Так что бумага, непременно, сыграет положительную роль при встрече с не очень сведущим милиционером, но никак не выручит от сурового "наезда" со стороны органов госбезопасности. Последние могут предъявить вам обвинения не только лишь в нелегальном использовании частотного радиоустройства, да и в сборе инфы, составляющей муниципальную тайну. А это уже чревато не только лишь финансовыми потерями.
Меж тем статья 29 (п. 4) Конституции РФ говорит: "Каждый имеет право свободно находить, получать, передавать, создавать и распространять информацию хоть каким легитимным методом. Список сведений, составляющих муниципальную тайну, определяется федеральным законом". Но в этом списке сведений текущие координаты определенного гражданина Рф, если, естественно, он не особо охраняемая личность, не содержатся.
ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?
Пока в Рф не разрешат свободное внедрение GPS-приемников, рассчитывать на скорое возникновение навигационных систем в наших автомобилях не приходится. А жалко, ведь водители тут совершенно не избалованы ни излишком дорожных указателей, ни даже просто неплохими картами. Кстати, официальные дилеры компаний, чьи машины в комплектации стандарт обустроены навигационными системами, при поставке обязаны деактивировать их и снимать приемное оборудование. Хотя посреди свежайшего "секонд-хэнда" все почаще попадаются авто с нашлепкой антенны GPS-приемника на крышке багажника. Вот только карт Рф для их пока нет - без спроса нет и предложения.
С другой стороны, ни для кого не тайна, что преднамеренно искаженные данные и GPS никак не совместимы. Шила в мешке не утаишь - оно обязательно вылезет наружу, ранее либо позднее. А поэтому никакого "особенного пути" для нашей страны быть не может. По другому, отставая сейчас на десятилетие, завтра мы отстанем навечно.
Экран навигационной системы " Audi А6".
Наилучшее размещение найдено: убирающийся экран вверху фронтальной панели " Audi А8".
Малогабаритный навигатор Garmin Streetpilot III.
Magellan Meridian и Garmin E-trex - дешевые приемники для туристов и автопутешественников.
Garmin i Que - гибрид карманного компьютера и GPS-приемника.
Magellan FX324 - не очень портативный приемник с цветным экраном.
НАША СПРАВКА
Официально продажа спутниковых навигационных приемников вероятна только по предоставлении покупателем разрешения на приобретение, выданного региональным Управлением Госсвязьнадзора по месту регистрации покупателя. Порядок выдачи разрешений на эксплуатацию GPS-приемников регламентируется Аннотацией, разработанной на основании поручения Правительства РФ № БВ-П4-26716 от 24.09.98 г. и утвержденной приказом Главгоссвязьнадзора № 18 от 26.03.99 г. Новое постановление Правительства РФ № 157 от 25 февраля 2000 года нисколечко не упрощает ситуацию, потому что про GPS-приемники там ничего не сказано.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Конституция РФ вправду гарантирует гражданам право на свободу инфы. Но часть 3 статьи 55 Конституции РФ предугадывает ограничение прав людей федеральным законом. Статьей 12 Федерального закона "О связи" (№ 15-ФЗ от 16.02.1995 г.) установлено приоритетное право страны в области регулирования спутниковой связи, при этом согласно этой же статье правила выделения радиочастот, особенные условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств устанавливает Правительство РФ. Ряд постановлений правительства регулирует порядок использования радиоэлектронных средств (в том числе и GPS-приемников). Так, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 832 от 17.06.1996 г., приобретение на местности Русской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (GPS-приемников) осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами службы муниципального надзора за связью в Русской Федерации в установленном порядке. При этом такое разрешение нужно вне зависимости от цели их приобретения (конкретное внедрение либо следующая реализация). Таким макаром, никакого нелегального "навязывания" разрешений при приобретении либо эксплуатации GPS-приемников нет. За внедрение "навигатора" без разрешения может наступить только административная ответственность - штраф от 3 до 5 МРОТ с конфискацией устройства либо без такой (ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ). Гласить об уголовной ответственности гражданина, пользующегося GPS-приемником без разрешения, можно исключительно в том случае, если рассматривать его деяния как сбор инфы, составляющей муниципальную тайну, для передачи зарубежному государству либо по заданию зарубежной разведки, что в наш век звучит абсурдно.
ТЕХНИКА
Ликбез
СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШТУРМАН
АНАТОЛИЙ ФОМИН
ЧТО ТАКОЕ GPS?
Для многих это уже издавна не тайна. Речь не только лишь о пилотах и капитанах судов. Охотникам и рыболовам, пешим туристам и автопутешественникам приемник GPS стал неизменным спутником. А современный автомобиль среднего класса и выше уже немыслим без навигационной системы, сердечко которой - все тот же GPS-приемник. Аббревиатура расшифровывается как Global Positioning System, в переводе на российский - глобальная система позиционирования. Для ее работы употребляются 24 главных спутника (в реальный момент действует 31) американской военной системы NAVSTAR - конкретно на их сигналы на частоте 1,5752 ГГц и ориентируется приемник. Принцип определения координат прост, как все превосходное: так как скорость распространения электрических волн постоянна, а сигналы со спутников синхронизированы, то, зная расстояние до каждого из их в подходящий момент, способом триангуляции можно вычислить координаты хоть какого объекта. Точную синхронизацию сигналов обеспечивают 19 базисных наземных станций в разных частях мира. Если для расчетов координат на плоскости нужны сигналы минимум 3-х спутников, то для получения дополнительной инфы о высоте над уровнем моря - 4.
Разработанная для американских военных система удачно работает уже более 10 лет, потеснив другие средства навигации. Секрет - в простоте. Хоть какой человек, независимо от уровня образования и подготовки, способен точно и стремительно найти свое местопребывание в хоть какой части света. Попробуйте-ка отыскать сейчас того, кто сумеет вычислить координаты при помощи часов и секстанта - куда легче подыскать веб-дизайнера... Логично, что популярность GPS росла лавинообразно. По суждениям безопасности южноамериканские военные сначала установили режим "селективного доступа" к данным со спутников, и штатские приемники, не оборудованные особыми декодерами сигнала, демонстрировали положение объекта с точностью 50-100 м. С 1 мая 2000 года селективный доступ отменен, и с этого момента точность определения координат при помощи малогабаритных GPS-приемников составляет в среднем 5-8 м и гарантированно наименее 15 м.
ЧТО Произнес ПРИЕМНИК
Естественно, он южноамериканский, хотя может быть изготовлен в другой стране. Главные изготовители GPS-приемников - компании Garmin, Magellan, Eagle, Lowrance, Delorme, Trimble - южноамериканские, хотя выпускают их и другие компании: к примеру, как телефоны с GPS-приемником Benefon либо часы с ним Casio.
Даже простой приемник способен определять координаты, демонстрировать направление и расстояние по прямой до избранной точки, с ювелирной точностью вычислять скорость движения (ошибка порядка 0,2%) и рассчитывать время заката и восхода в данной местности. Более продвинутые модели показывают на дисплее не только лишь точки, да и очень подробные карты местности, могут без помощи других прокладывать маршрут по дорогам, вычислять расстояния, время прибытия, надобное количество горючего и даже порекомендуют, в какой гостинице тормознуть, какие достопримечательности поглядеть. Обыденную точность определения координат можно повысить до 1-1,5 м при помощи дополнительной антенны, что удовлетворит даже самых взыскательных юзеров.
ЕСТЬ ВАРИАНТЫ
Итак, в полезности навигационной системы в автомобиле никто сейчас не колеблется. Стоимость же, как обычно, находится в зависимости от трудности и количества функций. Минимум для системы, умеющей без помощи других прокладывать маршрут, составит около 500 баксов - максимум добивается 5000. Самый умеренный вариант - простой GPS-приемник типа Garmin E-Trex (либо просто выносной блок, фиксируемый на крыше автомобиля), соединенный кабелем с портативным компом под управлением Palm OS либо Windows СE. Достоинство обычный системы - универсальность. Она никак не связана с электроникой автомобиля, потому установить ее на всякую машину - дело нескольких минут. Все, что ей необходимо - кронштейн для компьютера и свободное гнездо прикуривателя. Такие системы с программным обеспечением, к примеру, "ПалмГИС GPS" либо "LaserMap", снабжены картой Москвы и Столичной области. Для более требовательных юзеров недостаточно вычислительных способностей малогабаритных "наладонных" компов. Тут уже требуется ноутбук, способный хранить на жестком диске более подробные карты. Вобщем, способности портативных компов с каждым годом вырастают, и в самом недалеком будущем они полностью сумеют управляться с такими задачками.
В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Чем отличаются спец навигаторы, установленные в салонах забугорных автомобилей, от универсальных устройств типа Garmin Streetpilot III? Сначала, удобством. Благодаря использованию современных носителей, к примеру, DVD-дисков, вмещающих до 17 ГБ карт и справочной инфы, автомобиль поставляется с полным набором карт и справочных данных по всей Европе либо Северной Америке. В портативном Garmin Streetpilot III употребляются сменные карты памяти объемом до 128 МБ, так что его способности существенно скромнее, хотя зависимо от цели путешествия в их можно запрограммировать различную информацию с дисков MAP SOURCE.
Фактически, различий в электронике портативного и встроенного навигатора минимум. Но интегрированный прибор лучше определяет координаты машины в городке либо в горах, где видимость неба очень ограничена. В такие моменты он вычисляет изменение координат, пользуясь сигналами с колесных датчиков. А еще он может использовать информацию бортовика. Другими словами, к примеру, найти не только лишь момент, когда при средней за поездку скорости вы прибудете в пункт предназначения, да и сколько для этого будет нужно бензина. В недалеком будущем сюда включится система управления авто движением, позволяющая водителю избегать пробок - маршрут будет изменяться зависимо от загрузки дорог в текущий момент. В конце концов, главное достоинство интегрированной системы: воспользоваться ею еще удобнее. Не следует забывать, что важное назначение навигационной системы - повысить Законодательство движения. Шофер, рассматривающий на ходу карту либо читающий номера домов, чуть ли лучше опьяненного.
Вероятнее всего, на сегодняшнем шаге развития техники интегрированные системы вытеснят портативные навигаторы: автомобиль стал очень сложен, чтоб "пришивать" к нему устройство постороннего производителя. Другое дело лет через 20, когда способности нынешнего компьютера сосредоточатся в устройстве размером с мобильный телефон...
ПРАВДА И ПРАВО
Можно ли приобрести GPS-навигатор в Рф? Да - по последней мере, в больших городках. Портативные GPS-приемники, от простых до самых сложных, не исключая специализированных, продаются в почти всех магазинах бытовой электроники, туристского снаряжения и даже на рынках радиоаппаратуры. Стоимость более фаворитных моделей - от 150 до 500 баксов. Юзеров, нужно считать, насчитываются уже тыщи, если не 10-ки тыщ. Другой вопрос, как это легитимно...
Неувязка в том, что, по воззрению неких русских военных и чиновников, высочайшая точность определения координат несет внутри себя... опасность безопасности страны.
Другая русская система ГЛОНАСС, почти во всем похожая с американской NAVSTAR, не работает в полном объеме и предназначается сначала для нужд обороны. Штатских приемников, предоставляющих ее данные популяции, пока также не существует. Большая часть хозяев не имеют официального разрешения (см. нашу справку) и пользуются оборудованием GPS на собственный ужас и риск. Зная это, отдельные торговцы приемников предлагают за Энциклопедия грузовых автомобилей оформить "разрешение" Госсвязьнадзора. Неувязка в другом - для его получения нужно согласование инспекции Госгеонадзора, которое просто не может быть выдано приемнику с погрешностью наименее 100 м. А у самого обычного сегодняшнего аппарата ошибка определения координат, как уже говорилось, наименее 15 метров! Так что бумага, непременно, сыграет положительную роль при встрече с не очень сведущим милиционером, но никак не выручит от сурового "наезда" со стороны органов госбезопасности. Последние могут предъявить вам обвинения не только лишь в нелегальном использовании частотного радиоустройства, да и в сборе инфы, составляющей муниципальную тайну. А это уже чревато не только лишь финансовыми потерями.
Меж тем статья 29 (п. 4) Конституции РФ говорит: "Каждый имеет право свободно находить, получать, передавать, создавать и распространять информацию хоть каким легитимным методом. Список сведений, составляющих муниципальную тайну, определяется федеральным законом". Но в этом списке сведений текущие координаты определенного гражданина Рф, если, естественно, он не особо охраняемая личность, не содержатся.
ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА?
Пока в Рф не разрешат свободное внедрение GPS-приемников, рассчитывать на скорое возникновение навигационных систем в наших автомобилях не приходится. А жалко, ведь водители тут совершенно не избалованы ни излишком дорожных указателей, ни даже просто неплохими картами. Кстати, официальные дилеры компаний, чьи машины в комплектации стандарт обустроены навигационными системами, при поставке обязаны деактивировать их и снимать приемное оборудование. Хотя посреди свежайшего "секонд-хэнда" все почаще попадаются авто с нашлепкой антенны GPS-приемника на крышке багажника. Вот только карт Рф для их пока нет - без спроса нет и предложения.
С другой стороны, ни для кого не тайна, что преднамеренно искаженные данные и GPS никак не совместимы. Шила в мешке не утаишь - оно обязательно вылезет наружу, ранее либо позднее. А поэтому никакого "особенного пути" для нашей страны быть не может. По другому, отставая сейчас на десятилетие, завтра мы отстанем навечно.
Экран навигационной системы " Audi А6".
Наилучшее размещение найдено: убирающийся экран вверху фронтальной панели " Audi А8".
Малогабаритный навигатор Garmin Streetpilot III.
Magellan Meridian и Garmin E-trex - дешевые приемники для туристов и автопутешественников.
Garmin i Que - гибрид карманного компьютера и GPS-приемника.
Magellan FX324 - не очень портативный приемник с цветным экраном.
НАША СПРАВКА
Официально продажа спутниковых навигационных приемников вероятна только по предоставлении покупателем разрешения на приобретение, выданного региональным Управлением Госсвязьнадзора по месту регистрации покупателя. Порядок выдачи разрешений на эксплуатацию GPS-приемников регламентируется Аннотацией, разработанной на основании поручения Правительства РФ № БВ-П4-26716 от 24.09.98 г. и утвержденной приказом Главгоссвязьнадзора № 18 от 26.03.99 г. Новое постановление Правительства РФ № 157 от 25 февраля 2000 года нисколечко не упрощает ситуацию, потому что про GPS-приемники там ничего не сказано.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Конституция РФ вправду гарантирует гражданам право на свободу инфы. Но часть 3 статьи 55 Конституции РФ предугадывает ограничение прав людей федеральным законом. Статьей 12 Федерального закона "О связи" (№ 15-ФЗ от 16.02.1995 г.) установлено приоритетное право страны в области регулирования спутниковой связи, при этом согласно этой же статье правила выделения радиочастот, особенные условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств устанавливает Правительство РФ. Ряд постановлений правительства регулирует порядок использования радиоэлектронных средств (в том числе и GPS-приемников). Так, согласно п. 4 Постановления Правительства РФ № 832 от 17.06.1996 г., приобретение на местности Русской Федерации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (GPS-приемников) осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами службы муниципального надзора за связью в Русской Федерации в установленном порядке. При этом такое разрешение нужно вне зависимости от цели их приобретения (конкретное внедрение либо следующая реализация). Таким макаром, никакого нелегального "навязывания" разрешений при приобретении либо эксплуатации GPS-приемников нет. За внедрение "навигатора" без разрешения может наступить только административная ответственность - штраф от 3 до 5 МРОТ с конфискацией устройства либо без такой (ч. 2 ст. 13.4 КоАП РФ). Гласить об уголовной ответственности гражданина, пользующегося GPS-приемником без разрешения, можно исключительно в том случае, если рассматривать его деяния как сбор инфы, составляющей муниципальную тайну, для передачи зарубежному государству либо по заданию зарубежной разведки, что в наш век звучит абсурдно.