ВОСЬМЕРКА- КИБОРГ
"ВОСЬМЕРКА- КИБОРГ"
ТЮНИНГ
"ВОСЬМЕРКА- КИБОРГ"
По канонам научной фантастики киборг - это живое существо из плоти и крови с электрической внутренностью.
Как способности человека-киборга выше, чем у обычных смертных, наши читатели наверное знают из боевика "Терминатор". А если в качестве начального материала использовать серийный автомобиль, к примеру VAZ 21083,
с электрическим мозгом? Что может прятаться тогда за его умеренной наружностью?
Как вы додумались, речь опять идет о компьютерной системе управления движком. Лишь на этот раз "чип" пришел
на помощь не массивному БМВ (ЗР, 1996, № 10), а вазовской "восьмерке" с никак не выдающимися ходовыми свойствами. Волжский автозавод начал создание переднеприводных моделей, оборудованных системой распределенного впрыска горючего, совершенно не так давно. И вот уже появились варианты для "Самары" с впрыском, либо "чип"-"тюнинг по-русски".
Вадим КРЮЧКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ
Фото Владимира Князева
С КЛЮЧОМ И МОЛОТКОМ
Автомобиль, предоставленный нам компанией "Рэш-рейсинг", очевидно, отличался от серийного не только лишь необычной микросхемой в блоке управления движком. Перед программерами ставилась последующая задачка - адаптировать впрыск к доработанному мотору. Потому поначалу поведаем о механических новаторствах.
Пред нами успешный пример сдержанного тюнинга - приметное улучшение ходовых свойств машины при умеренных издержек. Рабочий объем мотора доведен до 1600 смз за счет роста хода поршня (74,8 мм). Использованы поршни компании "Мале", отличающиеся высочайшим качеством. В стандартную головку блока цилиндров установлен распределительный вал "Отингер" с модифицированными фазами и высотой подъема клапана 10,2 мм. Для четкой регулировки фаз газораспределения использован уникальный шкив зубчатого ремня, его внешняя часть может поворачиваться по направляющим пазам относительно ступицы, закрепленной на распределительном вале. Впускной коллектор несколько отличается от серийного.
Заводское сцепление уступило место надежному и отлично себя зарекомендовавшему комплекту компании "Лючок". В коробки изменено только передаточное число главной пары. Было 3,9 - стало 4,1. Наверняка, самой суровой доработке подверглась ходовая часть "восьмерки". Тут использованы рессоры "Монро-сенсатрак" и шведские пружины "Килен". Конструкция сварного кронштейна растяжки, сменившего грустно узнаваемый литой, позволила поменять углы продольного наклона телескопических стоек фронтальной подвески. Интересно, что оборотная унификация узлов, которую так длительно обещал потребителям ВАЗ, появилась не на заводской машине. Снискавшие дурную славу неизменной склонностью к перегреву, "восьмерочные" диски тормозов изменены на вентилируемые увеличенного поперечника от многообещающей модели VAZ 2112.
Любителей пластмассовых подвесных панелей, бамперов, спойлеров и иной мишуры спешим разочаровать. Принцип компании - автомобиль снаружи не должен отличаться от серийного. Кстати, таковой подход благотворно сказывается на его стоимости. Единственный наружный атрибут Подвескаивности - 14-дюймовые диски из легкого сплава - и то по желанию клиента. Зато в салоне некие новаторства есть. Но они снова же практического плана. Усовершенствована звукоизоляция, а пластмассовые Ремонт и эксплуатация обивки покрыты ворсистым материалом. Еще лючок в крыше да руль, обшитый кожей, - вот, пожалуй, и все.
Что в конечном итоге вышло? По личным ощущениям - не очень гулкая и довольно шустрая машина. Во всяком случае, разгонная динамика приметно выше, чем у стандартной. Возросла устойчивость в поворотах. Наклоны стали меньше, при всем этом подвеска оставляет воспоминание "плотной", но не трясучей. Рулевое такое же "острое", как у заводской "Самары", а вот возвращающее действие на руле возросло. Вобщем, особенных неудобств это свойство не делает.
С ПИНЦЕТОМ И Паяльничком
Даже малосведущему в электронике человеку понятно, что управлять форсированным движком 1600 смз при помощи "чипа", рассчитанного на полуторалитровый мотор, - вариант не самый лучший. Но, как выяснилось, полностью жизнестойкий. Хотя, помудрив с программкой, можно достигнуть наилучших результатов.
Мы попробовали три типа опции "мозгов" впрыскного VAZ 2108. Штатную микросхему для мотора с каталитическим нейтрализатором и лямбда-зондом будем именовать стандартной. Тюнинговую версию для работы без зонда - промежной. "Чип" со "Подвескаивным уклоном" без ограничителя наибольших оборотов коленчатого вала - высокооборотным. Положив все три кристалла на ладонь, зрительных различий меж ними мы не нашли. Логично - программки записывают на однотипные микросхемы, именуемые "неизменным запоминающим устройством". Для заслуги результата нужно имплантировать их в блок управления впрыском. После чего действа "мозги" автокиборга начинают проявлять инакомыслие. Чтоб узреть, как отлично по сопоставлению с "родным" электрическим органом прижились посторонние тела, мы провели серию заездов, результаты которых приведены в таблице.
Коротко прокомментируем числа. Стандартный "чип" показал себя самым вялым, что полностью объяснимо. Его свойства не стыкуются с доработанным движком. Хотя справедливости ради отметим - даже в таком варианте мотор оказался живее собственного конвейерного полуторалитрового собрата. Приспособленный промежный "чип" расшевелил автомобиль. Выигрыш при разгоне до 100 км в час - ровно одна секунда. "Высокооборотная" микросхема позволила наскрести еще три 10-х секунды, потому что мотор не "упирался" в электрический ограничитель оборотов. Но, помните, экстремальный вариант разгона просит контроля по тахометру и чувства меры. На большей части "самар" тахометр вообщем отсутствует, а чувство меры допускает очень широкую трактовку. Потому хорошим дополнением к "чипу" без ограничителя будет упомянутый прибор и серьезное поучение от мастера-моториста.
Как досадно бы это не звучало, всякая палка о 2-ух концах. При работе под нагрузкой на малых оборотах результаты оказались полностью обратными. Расплатой за улучшение динамики стало понижение приспосабливаемости либо, как принято гласить, эластичности мотора.
Смена режима с переходом на пятую передачу опять изменила рейтинг. Эталон попал в аутсайдеры, высокооборотный - в фавориты, промежный занял свое легитимное место в золотой середине. Движок работал в более высочайшем спектре оборотов, где тюнинговые "чипы" ощущали себя куда более уверенно. Это подтвердили и личные чувства. Если "эталон" начинал разгон быстро, а позже "увядал", обе приспособленные микросхемы стартовали вяло, но зато позже подбивали автомобиль к резкому ускорению.
Из всего произнесенного следует - настройка мотора и тюнинговых "чипов" изготовлена по одной идеологии. Мотор вышел равномерно форсированным - он просит поуверенней жать на педаль акселератора, но никак не просит от обычного смертного особых способностей общения с гоночными высокофорсированными силовыми агрегатами.
ПОЧЕМ КИБОРГ ДЛЯ НАРОДА?
Дорожный "терминатор" не так и дорог. Экземпляр, на котором мы ездили, обойдется потенциальному покупателю в 11 тыщ баксов США. Поверьте на слово, для тюнинговой "восьмерки" это полностью приемлемо, не сказать недорого. Приблизительно столько же вы выложите за автомобиль со стандартной механикой, обвешанный пластмассовыми порогами, магнитолами, элитными сигнализациями и электростеклоподъемниками. Каждый выбирает, что ему важнее.
Есть и другой контингент возможных заказчиков. У их машина не разбита и не изъедена сквозной коррозией, но движок уже дымит, коробка "похрюкивает", а ходовая часть просит ремонта. Что делать? Ехать на сервис и восстанавливать все, как было, либо затянуть потуже пояс и стать владельцем дорожного киборга? Может быть, немного потертого, но очень боевитого и, что принципиально в нашей жизни, не настолько симпатичного для преступных частей.
Редакция благодарит фирму
"Рэш-рейсинг" за помощь в подготовке материала.
Берем микросхему с новейшей программкой управления впрыском и устанавливаем ее заместо штатной.
От серийного движок тюнингового VAZ 21083 отличается модифицированной впускной трубой.
ТЮНИНГ
"ВОСЬМЕРКА- КИБОРГ"
По канонам научной фантастики киборг - это живое существо из плоти и крови с электрической внутренностью.
Как способности человека-киборга выше, чем у обычных смертных, наши читатели наверное знают из боевика "Терминатор". А если в качестве начального материала использовать серийный автомобиль, к примеру VAZ 21083,
с электрическим мозгом? Что может прятаться тогда за его умеренной наружностью?
Как вы додумались, речь опять идет о компьютерной системе управления движком. Лишь на этот раз "чип" пришел
на помощь не массивному БМВ (ЗР, 1996, № 10), а вазовской "восьмерке" с никак не выдающимися ходовыми свойствами. Волжский автозавод начал создание переднеприводных моделей, оборудованных системой распределенного впрыска горючего, совершенно не так давно. И вот уже появились варианты для "Самары" с впрыском, либо "чип"-"тюнинг по-русски".
Вадим КРЮЧКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ
Фото Владимира Князева
С КЛЮЧОМ И МОЛОТКОМ
Автомобиль, предоставленный нам компанией "Рэш-рейсинг", очевидно, отличался от серийного не только лишь необычной микросхемой в блоке управления движком. Перед программерами ставилась последующая задачка - адаптировать впрыск к доработанному мотору. Потому поначалу поведаем о механических новаторствах.
Пред нами успешный пример сдержанного тюнинга - приметное улучшение ходовых свойств машины при умеренных издержек. Рабочий объем мотора доведен до 1600 смз за счет роста хода поршня (74,8 мм). Использованы поршни компании "Мале", отличающиеся высочайшим качеством. В стандартную головку блока цилиндров установлен распределительный вал "Отингер" с модифицированными фазами и высотой подъема клапана 10,2 мм. Для четкой регулировки фаз газораспределения использован уникальный шкив зубчатого ремня, его внешняя часть может поворачиваться по направляющим пазам относительно ступицы, закрепленной на распределительном вале. Впускной коллектор несколько отличается от серийного.
Заводское сцепление уступило место надежному и отлично себя зарекомендовавшему комплекту компании "Лючок". В коробки изменено только передаточное число главной пары. Было 3,9 - стало 4,1. Наверняка, самой суровой доработке подверглась ходовая часть "восьмерки". Тут использованы рессоры "Монро-сенсатрак" и шведские пружины "Килен". Конструкция сварного кронштейна растяжки, сменившего грустно узнаваемый литой, позволила поменять углы продольного наклона телескопических стоек фронтальной подвески. Интересно, что оборотная унификация узлов, которую так длительно обещал потребителям ВАЗ, появилась не на заводской машине. Снискавшие дурную славу неизменной склонностью к перегреву, "восьмерочные" диски тормозов изменены на вентилируемые увеличенного поперечника от многообещающей модели VAZ 2112.
Любителей пластмассовых подвесных панелей, бамперов, спойлеров и иной мишуры спешим разочаровать. Принцип компании - автомобиль снаружи не должен отличаться от серийного. Кстати, таковой подход благотворно сказывается на его стоимости. Единственный наружный атрибут Подвескаивности - 14-дюймовые диски из легкого сплава - и то по желанию клиента. Зато в салоне некие новаторства есть. Но они снова же практического плана. Усовершенствована звукоизоляция, а пластмассовые Ремонт и эксплуатация обивки покрыты ворсистым материалом. Еще лючок в крыше да руль, обшитый кожей, - вот, пожалуй, и все.
Что в конечном итоге вышло? По личным ощущениям - не очень гулкая и довольно шустрая машина. Во всяком случае, разгонная динамика приметно выше, чем у стандартной. Возросла устойчивость в поворотах. Наклоны стали меньше, при всем этом подвеска оставляет воспоминание "плотной", но не трясучей. Рулевое такое же "острое", как у заводской "Самары", а вот возвращающее действие на руле возросло. Вобщем, особенных неудобств это свойство не делает.
С ПИНЦЕТОМ И Паяльничком
Даже малосведущему в электронике человеку понятно, что управлять форсированным движком 1600 смз при помощи "чипа", рассчитанного на полуторалитровый мотор, - вариант не самый лучший. Но, как выяснилось, полностью жизнестойкий. Хотя, помудрив с программкой, можно достигнуть наилучших результатов.
Мы попробовали три типа опции "мозгов" впрыскного VAZ 2108. Штатную микросхему для мотора с каталитическим нейтрализатором и лямбда-зондом будем именовать стандартной. Тюнинговую версию для работы без зонда - промежной. "Чип" со "Подвескаивным уклоном" без ограничителя наибольших оборотов коленчатого вала - высокооборотным. Положив все три кристалла на ладонь, зрительных различий меж ними мы не нашли. Логично - программки записывают на однотипные микросхемы, именуемые "неизменным запоминающим устройством". Для заслуги результата нужно имплантировать их в блок управления впрыском. После чего действа "мозги" автокиборга начинают проявлять инакомыслие. Чтоб узреть, как отлично по сопоставлению с "родным" электрическим органом прижились посторонние тела, мы провели серию заездов, результаты которых приведены в таблице.
Коротко прокомментируем числа. Стандартный "чип" показал себя самым вялым, что полностью объяснимо. Его свойства не стыкуются с доработанным движком. Хотя справедливости ради отметим - даже в таком варианте мотор оказался живее собственного конвейерного полуторалитрового собрата. Приспособленный промежный "чип" расшевелил автомобиль. Выигрыш при разгоне до 100 км в час - ровно одна секунда. "Высокооборотная" микросхема позволила наскрести еще три 10-х секунды, потому что мотор не "упирался" в электрический ограничитель оборотов. Но, помните, экстремальный вариант разгона просит контроля по тахометру и чувства меры. На большей части "самар" тахометр вообщем отсутствует, а чувство меры допускает очень широкую трактовку. Потому хорошим дополнением к "чипу" без ограничителя будет упомянутый прибор и серьезное поучение от мастера-моториста.
Как досадно бы это не звучало, всякая палка о 2-ух концах. При работе под нагрузкой на малых оборотах результаты оказались полностью обратными. Расплатой за улучшение динамики стало понижение приспосабливаемости либо, как принято гласить, эластичности мотора.
Смена режима с переходом на пятую передачу опять изменила рейтинг. Эталон попал в аутсайдеры, высокооборотный - в фавориты, промежный занял свое легитимное место в золотой середине. Движок работал в более высочайшем спектре оборотов, где тюнинговые "чипы" ощущали себя куда более уверенно. Это подтвердили и личные чувства. Если "эталон" начинал разгон быстро, а позже "увядал", обе приспособленные микросхемы стартовали вяло, но зато позже подбивали автомобиль к резкому ускорению.
Из всего произнесенного следует - настройка мотора и тюнинговых "чипов" изготовлена по одной идеологии. Мотор вышел равномерно форсированным - он просит поуверенней жать на педаль акселератора, но никак не просит от обычного смертного особых способностей общения с гоночными высокофорсированными силовыми агрегатами.
ПОЧЕМ КИБОРГ ДЛЯ НАРОДА?
Дорожный "терминатор" не так и дорог. Экземпляр, на котором мы ездили, обойдется потенциальному покупателю в 11 тыщ баксов США. Поверьте на слово, для тюнинговой "восьмерки" это полностью приемлемо, не сказать недорого. Приблизительно столько же вы выложите за автомобиль со стандартной механикой, обвешанный пластмассовыми порогами, магнитолами, элитными сигнализациями и электростеклоподъемниками. Каждый выбирает, что ему важнее.
Есть и другой контингент возможных заказчиков. У их машина не разбита и не изъедена сквозной коррозией, но движок уже дымит, коробка "похрюкивает", а ходовая часть просит ремонта. Что делать? Ехать на сервис и восстанавливать все, как было, либо затянуть потуже пояс и стать владельцем дорожного киборга? Может быть, немного потертого, но очень боевитого и, что принципиально в нашей жизни, не настолько симпатичного для преступных частей.
Редакция благодарит фирму
"Рэш-рейсинг" за помощь в подготовке материала.
Берем микросхему с новейшей программкой управления впрыском и устанавливаем ее заместо штатной.
От серийного движок тюнингового VAZ 21083 отличается модифицированной впускной трубой.