КУДА ДОЕДЕТ КОЛЕСО?
КУДА ДОЕДЕТ КОЛЕСО?
Животрепещуще!
АНКЕТА ЗР
КУДА ДОЕДЕТ КОЛЕСО?
50 тыщ ваших анкет позволили найти реальный срок службы автомобилей.
О чем в большинстве случаев молвят автомобилисты? Естественно, сначала о наибольшей скорости: "А моя-то под 160 идет!" А еще о чем? Вы наверное согласитесь, что вторую строку в рейтинге тем занимает ресурс. Нет, само это слово звучит редко. Но вдумаемся, о чем, допустим, такая реплика: "Уже 150 тыщ прошла - и масло не ест, и разгон дай Бог всякому". Конечно, речь тут конкретно о ресурсе. Вот мы и решили узнать - каковой же он, средний ресурс агрегатов всераспространенных у нас марок автомобилей.
Основой расчетов послужили ответы о дефектах, вынудивших обладателя делать непростой ремонт, также о пробеге, когда это вышло. По специальной методике мы преобразовали эти данные в средний пробег, определивший длительность жизни того либо другого узла. Ведь ресурс - не что другое, как срок, в течение которого работоспособность агрегата не просит поддержки дорогостоящей подменой деталей, расточкой, шлифовкой либо другими схожими операциями. Приобретенный итог - перед вами, на диаграммах I-V.
"Пока живой кузов - живая машина", - говорит народная мудрость. Это подтверждает и наша анкета: кузова выдерживают приметно больший пробег, чем другие узлы и агрегаты автомобилей, - 160-170 тыс. км. Сходу заметим: срок службы кузова в большой мере определяется коррозионной стойкостью. Мы специально посчитали ресурс кузова раздельно для "самар", "классики" и "нив", также для заднеприводных "москвичей" и АЗЛК-2141 - эти модели приметно различаются по уровню защиты от коррозии. В целом итог, можно сказать, закономерен - наилучшими, в этом плане, у нас пока являются машины "восьмого" семейства. А вот 2-ые, с маленьким отрывом... ИЖи и УАЗы. Тут не избежать пояснений: эти авто в большинстве собственном находятся у бедных, а поэтому очень "рукастых" и бережливых хозяев, которые предпочитают издержать силы на сохранение кузова, не доводя его до ремонта. И итог налицо - практически 170 тыс. км!
На этом фоне провалом смотрятся 130 тыс. км АЗЛК-2141. Как бы, намного более современные авто "практически среднего" класса, а долговечность - ниже всякой критики. А ведь более старенькые модели АЗЛК обладали большей живучестью. Кстати, настолько же невысок и ресурс кузова "нив" - видимо, тот уровень защиты, что предусмотрен для "традиционных" "жигулей", для внедорожника недостаточен. Вобщем, даже сам ВАЗ считает - общий ресурс "Нивы" на четверть меньше, чем у "шестерки". Ну а то, что кузова импортных машин еще долговечнее российских, в особенных комментах не нуждается - забугорные автоконцерны еще ранее ввели современные методы защиты от коррозии...
Последующий по значимости агрегат - движок. Отметим два любознательных факта. Многие задумываются, что из "наших" первым уж точно должен быть ГАЗ. Нет, "волги" - только 2-ые, прямо за машинами из Тольятти. Дело в том, что у "волговских" моторов проявляется много изъянов в 1-ые 40-60 тыс. км пробега. Это-то и портит общую картину - как понятно, двигателей-долгожителей у "волг" еще больше, чем у "жигулей".
2-ой факт касается уфимских моторов. Может показаться очень странноватым, что однообразные движки УЗАМ на автомобилях ИЖ долговечнее, чем на "москвичах". Но и в этом нет ничего неестественного, если направить внимание на последующее событие: пик покупок ИЖей (см. диаграмму VII) пришелся на середину 80-х, в то время как московские машины приобретались в среднем на семь-восемь лет позднее. Вывод однозначен: качество этих движков, как досадно бы это не звучало, год от года становится ужаснее.
Перейдем к коробки. Тут ГАЗ - неоспоримый фаворит, хотя "на пятки" ему наступает ВАЗ. Другие значительно поотстали. "Москвича", судя по всему, подводит качество несчастных ШРУСов, УАЗ - неприспособленность допотопных агрегатов к современному темпу движения, ну а ЗАЗ - качество сборки. Такая же картина и с ходовой частью. Каждый слышал о опасных "40 первых" стойках и разнообразных "таврических" болезнях. У ЗАЗа тут полный провал: наименее 90 тыс. км до ремонта! Мы бы, пожалуй, окрестили "волговскую" подвеску объектом для подражания - если б не ее старая конструкция.
Часто приходится слышать, что в наших критериях старенькое и обычное надежней современного. Но вот вам оборотный пример: как же иномарки с их практически 170-тысячным пробегом до ремонта ходовой части?
Рулевое российских машин сравнимо долговечно - из общей обоймы выпадает разве что "Москвич". И ведь из-за копеечных деталей - карданчика управляющего вала, чехлов управляющих пальцев. Пробег 93 тыс. км до ремонта - итог очень плачевный. Кстати, на редакционном "Москвиче" управляющий кардан застучал уже на 2-ой месяц эксплуатации, при пробеге 8 тыс. км.
Продолжим наш анализ. По данным анкеты мы вычислили средний пробег машин различных марок, находящихся в эксплуатации по истинное время. И "чемпионами по пробегу" оказались, кто бы вы задумывались? ИЖи - в среднем более 117 тыс. км. Выходит, тем, кто хочет приобрести такую старую машину, не позавидуешь: большая часть ижевских автомобилей находится у небезопасной черты - до полгого ремонта агрегатов остается, в наилучшем случае, сезон-другой.
Любопытно, что средние представители других наших марок - ВАЗ, ГАЗ, "Москвич" имеют практически однообразный пробег - около 100 тыс. км. В целом же картина такая - базу русского парка составляют старенькые, изношенные авто, которые требуют для поддержания "на ходу" больших вложений! Нельзя забывать еще об одном: не за горами время, когда инструментальный техосмотр станет неотклонимым для всех машин. Так что все-таки, грядет час "поголовного полгого ремонта"? Навряд ли. Быстрее, большая часть станет находить другие методы заполучить священный талончик на ветровое стекло...
Анализ анкет выявил одну унылую закономерность. Если у российских автомобилей ресурс различных агрегатов может различаться раза в полтора, то у импортных машин он полностью определенный: кузов изготовлен "с припасом" по сроку службы, а все (!) другие узлы рассчитаны приблизительно на 170 тыс. км пробега. И представьте - выдерживают его! В общем достаточно феноминальная ситуация: наши "практически нескончаемые" авто (у каких, правда, повсевременно что-то ломается) приметно - на 20-30% - проигрывают забугорным "изделиям с ограниченным ресурсом". Кстати, предназначенным по истечении отпущенного производителем пробега отправится на покой, на свалку, а совсем не в полный ремонт, где поменяют все, не считая, может быть, крыши.
"Доедет ли это колесо, приведись что, до Москвы? А до Казани?.." - гадали гоголевские мужички. Нет, мы совсем не планировали отвечать на этот исконный русский вопрос. И все таки результаты анкеты ЗР, 1998, № 1, пожалуй, позволяют сделать шажок в осознании глубины этой трудности.