ЧТО НЕ ПО СИЛАМ ЗАВОДУ .
ЧТО НЕ ПО СИЛАМ ЗАВОДУ...
ТЕХНИКА
ТЮНИНГ
ЧТО НЕ ПО СИЛАМ ЗАВОДУ...
Таковой либо практически таковой автомобиль грезят иметь многие в Рф.
Вадим КРЮЧКОВ. Фото Александра Полунина
О каком автомобиле грезят русские водители? Вот что по этому поводу молвят результаты анкетирования "За рулем". Большая часть желало бы приобрести вэдовый универсал ценой около 10 тыщ баксов. В общем-то желание достаточно противоречивое: машина высочайшей проходимости, емкая и... не очень дорогая.
Утопия? Нет! Создатели такового "противоречивого" автомобиля - спецы ижевской тюнинговой компании "Норма-авто", взявшие за базу серийную "Орбиту". Единственное отличие от читательского эталона - кузов хэтчбек, а не универсал, но хэтчбек просторный, с огромным багажником. Скептики, естественно, улыбнутся - стандартный заднеприводный Izh 2126 смотрится более чем робко. Может быть. Но есть у него такие конструктивные особенности, которые предоставляют благодатную почву для глубочайших тюнинговых новаций.
В "Норме-авто" работают мастера, уже много лет специализирующиеся на доработке "орбит". Самое известное их детище - так именуемая "Орбита-люкс" (нам довелось с ней познакомиться еще в 1994 году). Выпускается автомобиль и на данный момент. Это Izh 2126 с "нивовским" движком объемом 1,7 л (ранее устанавливали мотор от "шестерки" объемом 1,6 л) и вазовской пятиступной коробкой. При стоимости около 36 тыщ рублей, что, согласитесь, совершенно дешево, автомобиль куда более привлекателен, чем стандартная "Орбита" с устаревшим уфимским мотором. Не достаточно того, тюнинговый ИЖ может поспорить и с традиционными "жигулями" - у него просторный и удачный салон, емкий багажник, чувствительное рулевое (реечное), передняя подвеска "Мак-Ферсон".
Две последние конструктивные особенности послужили отправной точкой для последующих очень любознательных разработок. Представьте для себя "Орбиту" без продольно размещенного УЗАМа, без заднего моста и карданного вала, а на месте уфимского мотора - поперечно (!) установленный 16-клапанный движок "Хёндэ" с системой распределенного впрыска горючего мощностью 130 л. с. Коробка - той же компании, привод - на фронтальные колеса. Здесь и с "восьмерками" да "девятками" потягаться можно. Такая модель хоть в продажу и не поступает, все же свидетельствует: "Орбита" допускает и продольное, и поперечное размещение агрегата, при том, что ведущими колесами могут стать как фронтальные, так и задние.
Догадываетесь, каким был последующий шаг мастеров тюнинга? На данный момент "Норма-авто" предлагает две модификации "Орбиты 4х4" с неизменным полным приводом. В техническом плане более увлекательна дорожная, а не вседорожная версия. Этакая российская "Subaru", не лишенная, но, вездеходных черт. Движок - 16-клапанник "Хёндэ Бета-1,8D объемом 1,8 л и мощностью 130 л. с. Размещен впереди поперечно. Оборудован системой распределенного впрыска горючего, но без каталитического нейтрализатора, что потребовало внести в программку управления впрыском надлежащие конфигурации.
Коробка - японского происхождения - от внедорожника "Тойота RAV-4". Ее механизм переключения передач по удобству использования превосходит российский идеал - традиционные "Жигули". Ходы рычага очень недлинные, фиксация точная, избирательность тоже на высоте. Все движения можно выполнить кистью руки как будто на компьютерном джойстике. Другие Ремонт и эксплуатация коробки - российские. Карданный вал с промежной опорой - родной "орбитовский", приводы колес с шарнирами равных угловых скоростей унифицированы с вазовскими, редуктор - доработанный "нивовский". На тольяттинском вездеходе он размещен впереди, а вот на тюнинговой "Орбите" - сзади. Для увеличения проходимости предусмотрена межосевая блокировка, которая врубается кнопкой на панели устройств.
Подвеска фронтальных колес - независящая "Мак-Ферсон". В ней все знакомо - стойки, рычаги, растяжки с литыми кронштейнами, стабилизатор поперечной стойкости. Практически как у вазовской "восьмерки", только собрана она на массивном подрамнике. Задняя подвеска тоже независящая и тоже "завязана" на подрамник - она мультирычажная (четыре поперечных рычага и два продольных) со стабилизатором поперечной стойкости и амортизаторными стойками.
Кстати, в ходовой части забугорные комплектующие не употребляют, что понижает издержки на ремонт и упрощает поиск запасных частей. А дорогостоящие движок и коробка снизу накрепко защищены мощным титановым поддоном.
Тормоза - дисковые впереди и сзади! В их применены Ремонт и эксплуатация от VAZ 2108. Колеса увеличенного размера, 14-дюймовые, вероятна установка и 15-дюймовых, с низкопрофильными покрышками. По сопоставлению с конвейерной "Орбитой" дорожный просвет увеличен практически на 40 мм (было 156 мм, стало 195 мм). На уровне порогов автомобиль подрос еще заметнее - разница со стандартным Izh 2126 составляет 7 мм. Динамика полноприводника впечатляет - разгон до "сотки" - 10с, наибольшая скорость - 180 км/ч. У обыкновенной "Орбиты" с уфимским движком 1,7 л подобные характеристики куда скромнее - 18 с и 150 км/ч соответственно.
2-ая тюнинговая "Орбита" по собственному предназначению поближе к внедорожнику. Конструктивно она поординарнее, да и подешевле, что важно для русских автомобилистов. Движок VAZ 21213 рабочим объемом 1,7 л установлен в моторном отделе продольно. Пятиступная коробка, раздатка, редуктор, приводы фронтальных колес "нивовские". Передняя подвеска независящая - массивные кованые рычаги от вазовского полноприводника, маленький подрамник, амортизаторные стойки Izh 2126. Фронтальные тормоза - дисковые.
Все другое фактически без конфигураций. Карданный вал, задний мост, подвеска, барабанные тормоза - родные, ижевские. Колеса, очевидно, огромные - размерностью 14 либо 15 дюймов, ну и дорожный просвет увеличен. Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 19 с, наибольшая скорость - 140 км/ч. Это, выскажемся так, самый обычный базисный вариант "вездехода". Есть и чуток посложнее - тот же "нивовский" движок, та же передняя подвеска, а вот задняя - независящая, от дорожного полноприводника (с данной модификацией читатели познакомились в ЗР, 1998, № 2).
Стоимость, обычно, самая пикантная тема, когда идет речь о тюнинговом автомобиле. Стоит заглянуть в прайс-лист, как наступает разочарование: большинству это не по кармашку. Но вот в нашем случае можно гласить, пожалуй, о неком отступлении от правила. Дорожная "Орбита 4х4" от "Нормы-авто" с независящей подвеской и забугорными комплектующими стоит 85 тыщ рублей, "Орбита-вездеход" - 54 тыщи. Не недорого, естественно, да и не так недешево, если учитывать объем переделок в сопоставлении с заводским Izh 2126. Очевидно, мы называем базисные цены. За электростеклоподъемники, магнитолу, сигнализацию и остальные дополнения придется доплачивать. Но это только по желанию заказчика.
Пробные поездки по асфальту, снежной целине и бездорожью уверили нас в том, что полноприводник в целом удался. Пожалуй, ижевцы сделали тот либо практически тот автомобиль, о котором грезят многие наши водители. К огорчению, приобрести машину сумеют немногие. Из-за неритмичной работы завода "Норма-авто" выпускает их пока сильно мало.
Передняя подвеска у модификации с вездеходным уклоном - подрамник, мощнейший кованый "нивовский" рычаг и амортизаторная стойка.
Движок VAZ 21213 от "Нивы" расположился в моторном отделе вэдовой "Орбиты" продольно.
А вот корейский движок "Хёндэ" под капотом "Орбиты" стоит поперечно.
Мягенькая обивка панели устройств, забугорный руль и рычаг "тойотовской" коробки присваивают просторному салону "Орбиты" полностью приличный вид.
Задняя подвеска дорожного полноприводника - мультирычажная со стабилизатором поперечной стойкости, собрана на подрамнике.