ДОСКА? ПАНЕЛЬ? Композиция!
ДОСКА? ПАНЕЛЬ? Композиция!
КЛУБ Автовладельцев
ДОСКА? ПАНЕЛЬ? Композиция!
Приборы
информируют, предупреждают ...
и просто веселят глаз.
Иван ЯКОВЛЕВ
Шофер, усевшись за руль и повернув ключ в замке зажигания, сперва кидает взгляд на приборы - там сконцентрирована вся информация о работе систем и агрегатов автомобиля. И она должна быть как можно более полной и достоверной, чтоб шофер принимал ее просто и стремительно. Длительно рассматривать дрожащие стрелки и "слепые" лампы мучительно ну и опасно. Это отвлекает от дороги. Все-же шофер автомобиля - не пилот истребителя, и езда втемную, по устройствам, не его задачка. Да и без их современный автомобиль представить просто нельзя.
В былые времена малочисленные приборы тогдашних авто живописно размещались на щите передка, либо, по-старому, "торпедо". Устройств становилось больше и более важные из их стали компоновать в одном месте. Часто - на древесной панели. Дерево длительно было массовым материалом при производстве кузовов и обширно использовалось для отделки. Так что "панель", "доска" - наименования, быстрее, исторические. Приборы большинства современных автомобилей, собранные в единый блок, вернее все таки именовать композицией устройств.
Нашего русского автомобилиста, не балованного многообразием стилевых и технических решений, приборы привезенных из других стран автомобилей сначала приводят в экстаз. Еще бы - таких "чудес", какие есть в "ненаших" композициях, на российских машинах мы отродясь не видали. Не считая обычных шкал и стрелок, часто мерцают числа, "ползают" полосы, "вырастают" столбцы. И все это колоритное, цветное... Но давайте обо всем по порядку.
Хотя конструкторы и дизайнеры повсевременно "мудрят" с комбинациями устройств, "классика" не сдает собственных позиций. Самым всераспространенным решением остается вариация на знакомую нам тему: стрелочные указатели и световые индикаторы (просто - контрольные лампы).
Попробуем на уровне мыслей нарисовать некоторую обобщенную комбинацию устройств современной машины. Из чего она состоит? "Стандартный набор" указателей смотрится приблизительно так: спидометр, тахометр, одометр (обычно со счетчиком дневного пробега), указатели уровня горючего и температуры охлаждающей воды. Об остальном информируют контрольные лампы.
На дешевых машинах устройств может быть гораздо меньше. Главный из их - спидометр находится на всех автомобилях (специальной техники - гоночной, военной, строительной, сельскохозяйственной и т. д. мы сейчас не касаемся). Тахометр, напротив, 1-ая "жертва" борьбы за дешевизну автомобиля. Время от времени его либо просто нет, либо он заменен очевидными часами. Встречался нам и совершенно уж простой ход - шкала тахометра осталась, а самого прибора со стрелкой нет (автомобиль "КИА-Кэпитал"). Зато на Подвескаивных машинах тахометр отыгрывается за все "унижения" и занимает главное место в композиции, потеснив спидометр.
Это упрощения. Но есть и другой путь - роста числа устройств. Обычно по нему идут создатели автомобилей со "Подвескаивным" уклоном. Тут могут показаться указатели давления и температуры масла, давления наддува.
Снабдить водителя информацией, которую до него не донесли указатели, - функция контрольных ламп. Их можно условно поделить на два типа: одни информируют о включении той либо другой системы (габаритное освещение, головной свет, указатель поворота, стояночный тормоз), другие - о дефектах (системы смазки, тормозов, подушек безопасности, электрического оборудования и т. д.). Последние, для большей "доходчивости", обычно красноватого цвета - движение запрещено!
В композиции устройств современных машин часто стал появляться экран бортовика. О всех его бессчетных функциях говорить тут не станем. Заметим только, что он часто берет на себя функции устройств и контрольных ламп. К примеру, показывает расход горючего (заместо обыденного эконометра, косвенно оценивающего этот параметр) либо говорит о малом его остатке.
Эргономические и дизайнерские решения панелей устройств в наше время бывают самыми внезапными. Могут вообщем отрешиться от композиции устройств, какой мы ее привыкли созидать, а на ее место поместить один единственный спидометр, окруженный пиктограммами со световой индикацией. Другой вариант - функциональный цифровой указатель, расположенный в центре фронтальной панели.
Вот мы и добрались до других технических решений. Заместо обычных стрелочек и лампочек перед очами водителя экран, который выдает информацию в цифровом либо графическом виде (почаще встречаются совмещенные варианты). С цифрами вроде все понятно. Графические же указатели имеют массу вариантов. Величина параметра, о котором информирует указатель, может кодироваться яркостью, длиной и шириной линий, цветом. Современные жидкокристаллические и цветные плазменные мониторы позволяют использовать как текстовые сообщения, так и схематические изображения (к примеру, автомобиль в плане с указанием неисправного узла). На цифровой композиции устройств высвечивается, по команде либо в автоматическом режиме, информация о 10-ках принципиальных характеристик "жизнедеятельности" автомобиля. В особенности этим увлечены америкосы и жители страны восходящего солнца. Последние в массовом порядке устанавливают "электрические" композиции на свои модели для внутреннего рынка.
На неких автомобилях встречаются речевые синтезаторы, которые выдают сообщения о дефектах либо превышении каких-то критичных характеристик. К примеру, о превышении скорости. Но это уже отдельная тема.
Композиция устройств - не только лишь составная часть электрического оборудования автомобиля, да и принципиальный элемент интерьера, подверженный, естественно, веяниям моды. Когда в авто дизайне властвовал обрубленный, угловатый стиль, приборы ему полностью соответствовали - прямые углы, квадратные шкалы. Схожее еще встречается, в главном на легких грузовиках. Соответствующий пример из числа тех времен - российский VAZ 2108. Позже пришли округленные формы, полосы интерьера стали плавными, а приборы - круглыми.
Есть и другие различия. К примеру, подсветка устройств в черное время суток (тут в ближайшее время употребляются световоды, существенно сокращающие количество ламп). Итак вот, "тусклая подсветка", извините за каламбур, становится анахронизмом. Сейчас приборы "веселят глаз" широкой цветовой политрой. Каким должен быть цвет - вопрос спорный, и, наверное, потому различные компании показывают собственный подход к выбору цветов и их интенсивности. Более всераспространенные цвета - зеленоватый, желтоватый, голубой и даже красноватый. В ближайшее время появилась мода на разноцветную подсветку. Новинка - автоматическая фрагментарная подсветка, когда высвечивается та часть шкалы, которая на этот момент употребляется.
Варьируют и размещение устройств. На большинстве композиций спидометр - справа, тахометр - слева. Пореже напротив. Приборы эти по размеру могут быть и схожими, и различными - тахометр меньше. По-разному располагают и дополнительные указатели. Количество и размещение контрольных ламп тоже может различаться, хотя основной "набор" практически всюду схож. Так что конструкция композиции устройств допускает известную свободу творчества для ее создателей. Главное, чтоб приборы несли максимум нужной инфы, которая при всем этом отлично воспринималась бы водителем. Ну и об эстетике также нельзя забывать.
Приборы автомобиля "Форд-Торус". Часть инфы представлена в цифровом виде, часть - в графическом.
Приборы "Феррари-456" - Подвескаивный стиль: круглые шкалы, на центральной консоли - дополнительные указатели.
Небольшой функциональный экран на " Рено Твинго" размещен в центре фронтальной панели.
Приборная композиция "ФИАТ-Темпра" в 2-ух вариантах выполнения.
" Лянча Тема". В центре снизу - редчайшие сейчас приборы: вольтметр и термометр масла.
Уникальный дизайн композиции устройств автомобиля "Lancia Y". Понизу цифровой экран с одометром, часами, указателем температуры.
Часы заместо тахометра. (" Фольксваген Гольф III".)
"Хёндэ-Н-100". Шкала тахометра осталась, прибора нет.
Красноватая подсветка устройств ("СЕАТ-Кордова").
Желтоватая подсветка устройств ("Peugeot 306").
" Рено Меган Купе". У устройств белоснежные шкалы. Такое часто встречается на "Подвескаивных" модификациях автомобилей.
Указатель давления наддува автомобиля
"СААБ-9000-турбо".
КЛУБ Автовладельцев
ДОСКА? ПАНЕЛЬ? Композиция!
Приборы
информируют, предупреждают ...
и просто веселят глаз.
Иван ЯКОВЛЕВ
Шофер, усевшись за руль и повернув ключ в замке зажигания, сперва кидает взгляд на приборы - там сконцентрирована вся информация о работе систем и агрегатов автомобиля. И она должна быть как можно более полной и достоверной, чтоб шофер принимал ее просто и стремительно. Длительно рассматривать дрожащие стрелки и "слепые" лампы мучительно ну и опасно. Это отвлекает от дороги. Все-же шофер автомобиля - не пилот истребителя, и езда втемную, по устройствам, не его задачка. Да и без их современный автомобиль представить просто нельзя.
В былые времена малочисленные приборы тогдашних авто живописно размещались на щите передка, либо, по-старому, "торпедо". Устройств становилось больше и более важные из их стали компоновать в одном месте. Часто - на древесной панели. Дерево длительно было массовым материалом при производстве кузовов и обширно использовалось для отделки. Так что "панель", "доска" - наименования, быстрее, исторические. Приборы большинства современных автомобилей, собранные в единый блок, вернее все таки именовать композицией устройств.
Нашего русского автомобилиста, не балованного многообразием стилевых и технических решений, приборы привезенных из других стран автомобилей сначала приводят в экстаз. Еще бы - таких "чудес", какие есть в "ненаших" композициях, на российских машинах мы отродясь не видали. Не считая обычных шкал и стрелок, часто мерцают числа, "ползают" полосы, "вырастают" столбцы. И все это колоритное, цветное... Но давайте обо всем по порядку.
Хотя конструкторы и дизайнеры повсевременно "мудрят" с комбинациями устройств, "классика" не сдает собственных позиций. Самым всераспространенным решением остается вариация на знакомую нам тему: стрелочные указатели и световые индикаторы (просто - контрольные лампы).
Попробуем на уровне мыслей нарисовать некоторую обобщенную комбинацию устройств современной машины. Из чего она состоит? "Стандартный набор" указателей смотрится приблизительно так: спидометр, тахометр, одометр (обычно со счетчиком дневного пробега), указатели уровня горючего и температуры охлаждающей воды. Об остальном информируют контрольные лампы.
На дешевых машинах устройств может быть гораздо меньше. Главный из их - спидометр находится на всех автомобилях (специальной техники - гоночной, военной, строительной, сельскохозяйственной и т. д. мы сейчас не касаемся). Тахометр, напротив, 1-ая "жертва" борьбы за дешевизну автомобиля. Время от времени его либо просто нет, либо он заменен очевидными часами. Встречался нам и совершенно уж простой ход - шкала тахометра осталась, а самого прибора со стрелкой нет (автомобиль "КИА-Кэпитал"). Зато на Подвескаивных машинах тахометр отыгрывается за все "унижения" и занимает главное место в композиции, потеснив спидометр.
Это упрощения. Но есть и другой путь - роста числа устройств. Обычно по нему идут создатели автомобилей со "Подвескаивным" уклоном. Тут могут показаться указатели давления и температуры масла, давления наддува.
Снабдить водителя информацией, которую до него не донесли указатели, - функция контрольных ламп. Их можно условно поделить на два типа: одни информируют о включении той либо другой системы (габаритное освещение, головной свет, указатель поворота, стояночный тормоз), другие - о дефектах (системы смазки, тормозов, подушек безопасности, электрического оборудования и т. д.). Последние, для большей "доходчивости", обычно красноватого цвета - движение запрещено!
В композиции устройств современных машин часто стал появляться экран бортовика. О всех его бессчетных функциях говорить тут не станем. Заметим только, что он часто берет на себя функции устройств и контрольных ламп. К примеру, показывает расход горючего (заместо обыденного эконометра, косвенно оценивающего этот параметр) либо говорит о малом его остатке.
Эргономические и дизайнерские решения панелей устройств в наше время бывают самыми внезапными. Могут вообщем отрешиться от композиции устройств, какой мы ее привыкли созидать, а на ее место поместить один единственный спидометр, окруженный пиктограммами со световой индикацией. Другой вариант - функциональный цифровой указатель, расположенный в центре фронтальной панели.
Вот мы и добрались до других технических решений. Заместо обычных стрелочек и лампочек перед очами водителя экран, который выдает информацию в цифровом либо графическом виде (почаще встречаются совмещенные варианты). С цифрами вроде все понятно. Графические же указатели имеют массу вариантов. Величина параметра, о котором информирует указатель, может кодироваться яркостью, длиной и шириной линий, цветом. Современные жидкокристаллические и цветные плазменные мониторы позволяют использовать как текстовые сообщения, так и схематические изображения (к примеру, автомобиль в плане с указанием неисправного узла). На цифровой композиции устройств высвечивается, по команде либо в автоматическом режиме, информация о 10-ках принципиальных характеристик "жизнедеятельности" автомобиля. В особенности этим увлечены америкосы и жители страны восходящего солнца. Последние в массовом порядке устанавливают "электрические" композиции на свои модели для внутреннего рынка.
На неких автомобилях встречаются речевые синтезаторы, которые выдают сообщения о дефектах либо превышении каких-то критичных характеристик. К примеру, о превышении скорости. Но это уже отдельная тема.
Композиция устройств - не только лишь составная часть электрического оборудования автомобиля, да и принципиальный элемент интерьера, подверженный, естественно, веяниям моды. Когда в авто дизайне властвовал обрубленный, угловатый стиль, приборы ему полностью соответствовали - прямые углы, квадратные шкалы. Схожее еще встречается, в главном на легких грузовиках. Соответствующий пример из числа тех времен - российский VAZ 2108. Позже пришли округленные формы, полосы интерьера стали плавными, а приборы - круглыми.
Есть и другие различия. К примеру, подсветка устройств в черное время суток (тут в ближайшее время употребляются световоды, существенно сокращающие количество ламп). Итак вот, "тусклая подсветка", извините за каламбур, становится анахронизмом. Сейчас приборы "веселят глаз" широкой цветовой политрой. Каким должен быть цвет - вопрос спорный, и, наверное, потому различные компании показывают собственный подход к выбору цветов и их интенсивности. Более всераспространенные цвета - зеленоватый, желтоватый, голубой и даже красноватый. В ближайшее время появилась мода на разноцветную подсветку. Новинка - автоматическая фрагментарная подсветка, когда высвечивается та часть шкалы, которая на этот момент употребляется.
Варьируют и размещение устройств. На большинстве композиций спидометр - справа, тахометр - слева. Пореже напротив. Приборы эти по размеру могут быть и схожими, и различными - тахометр меньше. По-разному располагают и дополнительные указатели. Количество и размещение контрольных ламп тоже может различаться, хотя основной "набор" практически всюду схож. Так что конструкция композиции устройств допускает известную свободу творчества для ее создателей. Главное, чтоб приборы несли максимум нужной инфы, которая при всем этом отлично воспринималась бы водителем. Ну и об эстетике также нельзя забывать.
Приборы автомобиля "Форд-Торус". Часть инфы представлена в цифровом виде, часть - в графическом.
Приборы "Феррари-456" - Подвескаивный стиль: круглые шкалы, на центральной консоли - дополнительные указатели.
Небольшой функциональный экран на " Рено Твинго" размещен в центре фронтальной панели.
Приборная композиция "ФИАТ-Темпра" в 2-ух вариантах выполнения.
" Лянча Тема". В центре снизу - редчайшие сейчас приборы: вольтметр и термометр масла.
Уникальный дизайн композиции устройств автомобиля "Lancia Y". Понизу цифровой экран с одометром, часами, указателем температуры.
Часы заместо тахометра. (" Фольксваген Гольф III".)
"Хёндэ-Н-100". Шкала тахометра осталась, прибора нет.
Красноватая подсветка устройств ("СЕАТ-Кордова").
Желтоватая подсветка устройств ("Peugeot 306").
" Рено Меган Купе". У устройств белоснежные шкалы. Такое часто встречается на "Подвескаивных" модификациях автомобилей.
Указатель давления наддува автомобиля
"СААБ-9000-турбо".