СОВЕТЫ Опытных
СОВЕТЫ Опытных
КЛУБ Автовладельцев
СОВЕТЫ Опытных
В один прекрасный момент в прерывателе "Москвича-21412" обломился штифт тяги вакуумного регулятора опережения зажигания. Чтоб продолжить поездку, завернул заместо штатного винта М4 крепления вакуумного регулятора более длиннющий - до упора в подвижную пластинку контактов. Корпус вакуумного регулятора закрепил контргайкой (см. набросок).
Таким же методом можно зафиксировать контактную группу при выходе из строя подшипника подвижной пластинки. Вакуумный регулятор, естественно, работать не будет, но ехать можно.
Тамбовская область С. ЩУКИН
Сломанный пластмассовый тройник, соединяющий трубки омывателя ветрового стекла, в дороге отремонтировал так: нагретым на пламени зажигалки гвоздем расширил отверстие в головке и воткнул в нее кусок трубки от стержня авторучки.
Столичная область В. ТИТОВ
После 4 лет эксплуатации "отдали приказ длительно жить" задние рессоры автомобиля БМВ-315 1983 года выпуска. Фирменные запчасти дороги, решил подобрать русский аналог. Принимая во внимание вес кузова и те нагрузки, которые машине приходится испытывать на наших дорогах, сходу отказался от мысли использовать похожие задние стойки от VAZ 2108.
После длительных поисков тормознул на задних пружинах от "Запорожца" и амортизаторах от GAZ 24. Пружины пришлось обрезать на полтора витка, а для амортизаторов выточить опорные чашечки и приварить их сварочным полуавтоматом.
Отмечу, что подвеска стала жестче, автомобиль лучше стоит на дороге, позволяет перевозить больше груза. Двухгодовой опыт эксплуатации подтвердил рациональность такового решения.
Орел М. ЗАХАРОВ
Если на "Самаре" установлено тягово-сцепное устройство того же типа, как делает Мытищинский машиностроительный завод (ЗР, 1996, № 2), и труба глушителя стучит о его поперечину, наденьте на нее несколько старенькых резиновых подвесок глушителя, как показано на рисунке. Для этого нужно ножиком вырезать (см. рис.) из их середину. Кстати, сейчас глушитель малость погрузился и не достает до кузова даже при раскачке.
Москва В. МИРОНОВ
Насаженые на трубу 1 кольца 2 из резиновых подвесок глушителя не дают ей соприкасаться с поперечиной тягово-сцепного устройства 3.
От отдела эксплуатации: заместо этих подвесок можно использовать отрезок хоть какого подходящего по поперечнику резинового шланга длиной 100-150 мм.
Ремонт насоса охлаждающей воды "Жигулей" в большинстве случаев сводится к подмене сальника и подшипника. Трудность тут вызывает снятие ступицы шкива, напрессованной на валик с огромным натягом (0,06-0,1 мм).
Чтоб облегчить эту операцию и не разрушить крыльчатку, я сделал съемник, показанный на рисунке. Он накрепко фиксируется на ступице 3-мя болтами М8, длина которых рассчитана так, чтоб не разрушить корпус крышки насоса. Мощнейший болт М16 делает огромное усилие. Приспособление имеет лыску, позволяющую закрепить его в тисках.
Уфа А. ОЛЬШАНСКИЙ
Съемник ступицы шкива: 1 - валик; 2 - корпус приспособления; 3 - установочный болт (3 шт.); 4 - выжимной болт.
В черное время суток на панели VAZ 2108 не различишь кнопки справа от водителя. Чтоб осветить их, я сделал в заглушке для запасной кнопки фигурное отверстие, воткнул в него патрончик с лампочкой (такие же, как для подсветки устройств), а сверху приклеил голубую прозрачную пластмассу. Вышел небольшой фонарик, не дающий бликов на стекле, но отлично освещающий кнопки и пол меж сиденьями, где всегда что-то лежит. Врубается он сразу с габаритными фонарями.
Мурманская область, С. ФЕДОРОВ
Полярный
Далековато не на всех российских машинах предусмотрены электровентиляторы системы остывания. И многие автолюбители сами устанавливают их - кто как может. Нередко, после того, как вентилятор "приделан" к радиатору, появляется вопрос (обычный только с первого взора ) - куда поставить датчик, включающий электродвигатель?
Некие включают вентилятор переключателем, когда стрелка термометра зашкаливает. Это последняя мера. Установить датчик в бачок радиатора - задачка технологически непростая: накрепко припаять резьбовое кольцо тяжело, а на дюралевый радиатор - практически нереально. Можно поместить датчик в донышко термостата (ЗР, 1995, № 2), но это далековато не самое горячее место в охлаждающей системе. Не считая того, практически у всех автомобилей оно не защищено от брызг из-под колес, и соль с дорог стремительно выведет контакты датчика из строя.
Желаю предложить более надежный вариант установки датчика ТМ108, при этом без какой-нибудь значимой доработки узлов автомобиля. Необходимо только сделать алюминиевую деталь, показанную на чертеже, и в ее резьбовое отверстие ввентить датчик, уплотнив штатной шайбой. Потом, разрезав верхний, "жаркий" патрубок, который идет от мотора к радиатору, поместить деталь в разрыв на хомутах.
Преимуществ тут несколько. Место установки удалено от брызг и грязищи, через патрубок проходит "Тосол", только вышедший из блока мотора, а поэтому самый жаркий, и датчик "не проспит" перегрев мотора. Не считая того, переделки под капотом малы - одну-единственную деталь просто сделать на обыкновенном токарном станке при помощи простой оправки.
Устройство может быть полезно и для автомобилей со штатным электровентилятором, если неисправный датчик так "закис", что его нельзя извлечь без риска выломать гнездо, где он установлен.
Москва А. ШУБИН
Внимание: уточнение!
В рубрике "Наилучшие советы прошедших лет" (ЗР, 1998, № 4) не были указаны фамилии создателей советов: В. Пятигорский, Столичная область ("Домкрат отрывает шину"); В. Зоммер, Ташкент ("Если развести зубья") и Е. Говоров, Столичная область ("Усиление задних рессор"). Приносим наши извинения создателям.
Наилучшие СОВЕТЫ Прошедших ЛЕТ
ПРОВЕРКА УГЛОВ
СХОЖДЕНИЯ И РАЗВАЛА
В практике автовладельцев есть несколько методов проверки углов установки фронтальных колес. Одним из часто встречающихся, с довольно высочайшей степенью точности, является способ при помощи шнура.
Я провожу проверку последующим образом. На концы толстой лески поперечником 0,8-1,0 мм (можно взять узкий шнур) подходящей длины приделал крючки из проволоки, которыми закрепляю натянутую на уровне центра фронтальных и задних колес леску, как показано на рисунке. Меж боковой поверхностью заднего колеса и леской вставляю регулируемую по размеру а (от 26 до 32 мм) проставку, в качестве которой использую два древесных бруска размерами 15х10х26 мм и 15х10х6 мм. Угол схождения фронтальных колес, определяемый зазором б, в норме, если с установленным широким бруском (26 мм) леска касается фронтального колеса, а с 2-мя брусками (26+8=32 мм) - касание отсутствует. По мере надобности добиваюсь такового положения регулировкой тяг, как обозначено в аннотации.
Угол развала колес инспектируют обычно при помощи отвеса и линейки на горизонтальной площадке. Но здесь есть неудобство: нелегко отыскать такую площадку. Меж тем ее может поменять неважно какая ровненькая поверхность, если провести два измерения - когда машина стоит в одном, а потом встречном направлении, делая упор колесами на одни и те же места. Сложив и разделив напополам приобретенные в первом и втором случае величины углов, определим настоящее значение угла развала колес, так как угол наклона площадки сам собой исключится (в первом положении он прибавится к измерению, во 2-м - отнимется).
Два года я применяю таковой метод проверки на нескольких автомобилях и получаю достаточно четкие (не раз испытанные на щите) результаты.
Тольятти Ю. ГЕРАСИМОВ
ПРОЩЕ, ЧЕМ РАЗБОРКА
На автомобилях "Жигули" и "Москвич" после долговременной стоянки случается, что ведомый диск сцепления прилипает к маховику. Если известными методами ("За рулем", 1978, № 11) разъединить их не удается, прибегают к частичной разборке мотора при помощи специального инструмента. Вариант такового разъединения дан в декабрьском номере "За рулем" 1979 года. Я предлагаю более обычный. Снизу картера сцепления просверлите отверстие поперечником 17 мм, как показано на рисунке. Поверните ручкой коленчатый вал так, чтоб окно в кожухе сцепления совпало с просверленным отверстием. Попросите ассистента надавить до максимума педаль сцепления либо зафиксируйте ее в этом положении упором, хотя бы палкой. И через отверстие просуньте меж маховиком и диском сцепления остро заточенную отвертку либо стамеску. Повторите эту операцию через два других окна, поворачивая коленчатый вал. Диск отделится от маховика.
Просверленное отверстие закройте полиэтиленовой пробкой.
Донецкая область, В. ЕРМАКОВ
Димитров
Проверка угла схождения колес: 1 - леска; 2 - крючок; 3 - закраина обода; 4 - колесо; 5 - узенький брусок (15х10х6 мм); 6 - широкий брусок (15х10х26 мм); 7 - заднее колесо.
Отсоединение диска сцепления от маховика в "Жигулях": 1 - картер сцепления; 2 - маховик; 3 - диск сцепления; 4 - стамеска (отвертка).
КЛУБ Автовладельцев
СОВЕТЫ Опытных
В один прекрасный момент в прерывателе "Москвича-21412" обломился штифт тяги вакуумного регулятора опережения зажигания. Чтоб продолжить поездку, завернул заместо штатного винта М4 крепления вакуумного регулятора более длиннющий - до упора в подвижную пластинку контактов. Корпус вакуумного регулятора закрепил контргайкой (см. набросок).
Таким же методом можно зафиксировать контактную группу при выходе из строя подшипника подвижной пластинки. Вакуумный регулятор, естественно, работать не будет, но ехать можно.
Тамбовская область С. ЩУКИН
Сломанный пластмассовый тройник, соединяющий трубки омывателя ветрового стекла, в дороге отремонтировал так: нагретым на пламени зажигалки гвоздем расширил отверстие в головке и воткнул в нее кусок трубки от стержня авторучки.
Столичная область В. ТИТОВ
После 4 лет эксплуатации "отдали приказ длительно жить" задние рессоры автомобиля БМВ-315 1983 года выпуска. Фирменные запчасти дороги, решил подобрать русский аналог. Принимая во внимание вес кузова и те нагрузки, которые машине приходится испытывать на наших дорогах, сходу отказался от мысли использовать похожие задние стойки от VAZ 2108.
После длительных поисков тормознул на задних пружинах от "Запорожца" и амортизаторах от GAZ 24. Пружины пришлось обрезать на полтора витка, а для амортизаторов выточить опорные чашечки и приварить их сварочным полуавтоматом.
Отмечу, что подвеска стала жестче, автомобиль лучше стоит на дороге, позволяет перевозить больше груза. Двухгодовой опыт эксплуатации подтвердил рациональность такового решения.
Орел М. ЗАХАРОВ
Если на "Самаре" установлено тягово-сцепное устройство того же типа, как делает Мытищинский машиностроительный завод (ЗР, 1996, № 2), и труба глушителя стучит о его поперечину, наденьте на нее несколько старенькых резиновых подвесок глушителя, как показано на рисунке. Для этого нужно ножиком вырезать (см. рис.) из их середину. Кстати, сейчас глушитель малость погрузился и не достает до кузова даже при раскачке.
Москва В. МИРОНОВ
Насаженые на трубу 1 кольца 2 из резиновых подвесок глушителя не дают ей соприкасаться с поперечиной тягово-сцепного устройства 3.
От отдела эксплуатации: заместо этих подвесок можно использовать отрезок хоть какого подходящего по поперечнику резинового шланга длиной 100-150 мм.
Ремонт насоса охлаждающей воды "Жигулей" в большинстве случаев сводится к подмене сальника и подшипника. Трудность тут вызывает снятие ступицы шкива, напрессованной на валик с огромным натягом (0,06-0,1 мм).
Чтоб облегчить эту операцию и не разрушить крыльчатку, я сделал съемник, показанный на рисунке. Он накрепко фиксируется на ступице 3-мя болтами М8, длина которых рассчитана так, чтоб не разрушить корпус крышки насоса. Мощнейший болт М16 делает огромное усилие. Приспособление имеет лыску, позволяющую закрепить его в тисках.
Уфа А. ОЛЬШАНСКИЙ
Съемник ступицы шкива: 1 - валик; 2 - корпус приспособления; 3 - установочный болт (3 шт.); 4 - выжимной болт.
В черное время суток на панели VAZ 2108 не различишь кнопки справа от водителя. Чтоб осветить их, я сделал в заглушке для запасной кнопки фигурное отверстие, воткнул в него патрончик с лампочкой (такие же, как для подсветки устройств), а сверху приклеил голубую прозрачную пластмассу. Вышел небольшой фонарик, не дающий бликов на стекле, но отлично освещающий кнопки и пол меж сиденьями, где всегда что-то лежит. Врубается он сразу с габаритными фонарями.
Мурманская область, С. ФЕДОРОВ
Полярный
Далековато не на всех российских машинах предусмотрены электровентиляторы системы остывания. И многие автолюбители сами устанавливают их - кто как может. Нередко, после того, как вентилятор "приделан" к радиатору, появляется вопрос (обычный только с первого взора ) - куда поставить датчик, включающий электродвигатель?
Некие включают вентилятор переключателем, когда стрелка термометра зашкаливает. Это последняя мера. Установить датчик в бачок радиатора - задачка технологически непростая: накрепко припаять резьбовое кольцо тяжело, а на дюралевый радиатор - практически нереально. Можно поместить датчик в донышко термостата (ЗР, 1995, № 2), но это далековато не самое горячее место в охлаждающей системе. Не считая того, практически у всех автомобилей оно не защищено от брызг из-под колес, и соль с дорог стремительно выведет контакты датчика из строя.
Желаю предложить более надежный вариант установки датчика ТМ108, при этом без какой-нибудь значимой доработки узлов автомобиля. Необходимо только сделать алюминиевую деталь, показанную на чертеже, и в ее резьбовое отверстие ввентить датчик, уплотнив штатной шайбой. Потом, разрезав верхний, "жаркий" патрубок, который идет от мотора к радиатору, поместить деталь в разрыв на хомутах.
Преимуществ тут несколько. Место установки удалено от брызг и грязищи, через патрубок проходит "Тосол", только вышедший из блока мотора, а поэтому самый жаркий, и датчик "не проспит" перегрев мотора. Не считая того, переделки под капотом малы - одну-единственную деталь просто сделать на обыкновенном токарном станке при помощи простой оправки.
Устройство может быть полезно и для автомобилей со штатным электровентилятором, если неисправный датчик так "закис", что его нельзя извлечь без риска выломать гнездо, где он установлен.
Москва А. ШУБИН
Внимание: уточнение!
В рубрике "Наилучшие советы прошедших лет" (ЗР, 1998, № 4) не были указаны фамилии создателей советов: В. Пятигорский, Столичная область ("Домкрат отрывает шину"); В. Зоммер, Ташкент ("Если развести зубья") и Е. Говоров, Столичная область ("Усиление задних рессор"). Приносим наши извинения создателям.
Наилучшие СОВЕТЫ Прошедших ЛЕТ
ПРОВЕРКА УГЛОВ
СХОЖДЕНИЯ И РАЗВАЛА
В практике автовладельцев есть несколько методов проверки углов установки фронтальных колес. Одним из часто встречающихся, с довольно высочайшей степенью точности, является способ при помощи шнура.
Я провожу проверку последующим образом. На концы толстой лески поперечником 0,8-1,0 мм (можно взять узкий шнур) подходящей длины приделал крючки из проволоки, которыми закрепляю натянутую на уровне центра фронтальных и задних колес леску, как показано на рисунке. Меж боковой поверхностью заднего колеса и леской вставляю регулируемую по размеру а (от 26 до 32 мм) проставку, в качестве которой использую два древесных бруска размерами 15х10х26 мм и 15х10х6 мм. Угол схождения фронтальных колес, определяемый зазором б, в норме, если с установленным широким бруском (26 мм) леска касается фронтального колеса, а с 2-мя брусками (26+8=32 мм) - касание отсутствует. По мере надобности добиваюсь такового положения регулировкой тяг, как обозначено в аннотации.
Угол развала колес инспектируют обычно при помощи отвеса и линейки на горизонтальной площадке. Но здесь есть неудобство: нелегко отыскать такую площадку. Меж тем ее может поменять неважно какая ровненькая поверхность, если провести два измерения - когда машина стоит в одном, а потом встречном направлении, делая упор колесами на одни и те же места. Сложив и разделив напополам приобретенные в первом и втором случае величины углов, определим настоящее значение угла развала колес, так как угол наклона площадки сам собой исключится (в первом положении он прибавится к измерению, во 2-м - отнимется).
Два года я применяю таковой метод проверки на нескольких автомобилях и получаю достаточно четкие (не раз испытанные на щите) результаты.
Тольятти Ю. ГЕРАСИМОВ
ПРОЩЕ, ЧЕМ РАЗБОРКА
На автомобилях "Жигули" и "Москвич" после долговременной стоянки случается, что ведомый диск сцепления прилипает к маховику. Если известными методами ("За рулем", 1978, № 11) разъединить их не удается, прибегают к частичной разборке мотора при помощи специального инструмента. Вариант такового разъединения дан в декабрьском номере "За рулем" 1979 года. Я предлагаю более обычный. Снизу картера сцепления просверлите отверстие поперечником 17 мм, как показано на рисунке. Поверните ручкой коленчатый вал так, чтоб окно в кожухе сцепления совпало с просверленным отверстием. Попросите ассистента надавить до максимума педаль сцепления либо зафиксируйте ее в этом положении упором, хотя бы палкой. И через отверстие просуньте меж маховиком и диском сцепления остро заточенную отвертку либо стамеску. Повторите эту операцию через два других окна, поворачивая коленчатый вал. Диск отделится от маховика.
Просверленное отверстие закройте полиэтиленовой пробкой.
Донецкая область, В. ЕРМАКОВ
Димитров
Проверка угла схождения колес: 1 - леска; 2 - крючок; 3 - закраина обода; 4 - колесо; 5 - узенький брусок (15х10х6 мм); 6 - широкий брусок (15х10х26 мм); 7 - заднее колесо.
Отсоединение диска сцепления от маховика в "Жигулях": 1 - картер сцепления; 2 - маховик; 3 - диск сцепления; 4 - стамеска (отвертка).