ВОТ Я! СТРЕЛЯЙТЕ!
ВОТ Я! СТРЕЛЯЙТЕ!
ТЕХНИКА
ЗАЩИТА
ВОТ Я! СТРЕЛЯЙТЕ!
Более 70 лет строит "Mercedes" для сильных мира этого бронированные авто, но только не так давно он в первый раз пригласил журналистов познакомиться с их созданием.
Сергей МИШИН
БРОНЯ КРЕПКА
..."Mercedes Е-гард" (Guard - в переводе с британского значит охрана) расстреливали практически в упор - с расстояния чуток более 10-ка метров. Методично, не спеша, кропотливо прицеливаясь...
1-ые три выстрела из пистолета "Магнум" - в стекло задней двери; пули легли равносторонним треугольником со стороной 12 см. Верхний пласт "слоенки" брызнул в стороны, потрескался, но изнутри она осталась невредимой. Последующие три выстрела пришлись в щели меж дверцами и кузовом, еще три - в панель двери водителя, потом в ветровое стекло, в места соединений стекол и рамок дверей. И т.д., и т.д. по строго определенной программке. В конце концов число выстрелов превысило 125... Ни одна пуля, выпущенная из "Магнума", в салон не просочилась.
Расстрелом "Е-гарда" не ограничились. Пробовали еще "вскрыть" машину при помощи кувалды - лупили по заднему стеклу, да и таковой "тест" оно отлично выдержало... Меж тем мы узнали, что машина бронирована только по самому умеренному европейскому классу защиты - В4 (табл. 1). Еще есть классы повыше: В5, В6, В7. Последние два призваны выручать экипаж, если будут предприняты более суровые террористические акты - от винтовочных выстрелов железными пулями и даже осколков ручной гранаты. Правда, на атаки с применением авиации либо артиллерии кузов уже не рассчитан: легковой автомобиль даже такового специфичного предназначения - это все-же не танк.
На что все-таки он способен и как при всем этом "одевают" его в броню? Давно есть два главных подхода. Можно приобрести обыденный автомобиль и, передав спец фирме, через некое время получить бронированный. В данном случае броню, по существу, "навешивают" на уже готовое изделие, чем и занимается огромное количество маленьких компаний.
Но сами производители автомобилей, как в этом случае "Mercedes", подходят к делу по другому. Получив очередной заказ, они изготавливают машину, встраивая броню конкретно в конструкцию. На 1-ый взор разница невелика, по сути - она громадна.
Посмотрите на табл. 2. Бронированный автомобиль тяжелее серийного собрата более чем на тонну! Совсем разумеется: чтоб он не "сплющился" под таким грузом, его необходимо усилить, что именуется, по всем статьям - от шин и подвески до рамок и петель дверей! Тогда и к полезному грузу - броне - добавится вес на усиление автомобиля. В конечном итоге получится очень тяжкий, а поэтому трудноуправляемый монстр. К тому же броня не только лишь крепка, да и толста - не всегда ее можно вписать в великодушные обводы "Мерседеса". Навесить ее снаружи? Машина перевоплотится в штатский броневик. Означает, располагать броню необходимо только снутри, и она при всем этом обязательно съест часть объема салона. Тяжело, к примеру, ввести ее в двери: там размещены разные механизмы, к тому же вовнутрь опускают толстенные бронестекла.
И все-же, если бронированный автомобиль строит сам производитель, то уже на самых ранешних стадиях производства кузова, дверей и т. д. он подменяет штатные элементы на бронированные - это значительно упрощает конечный продукт. А сэкономленный вес может снова же перевоплотиться в дополнительные миллиметры брони, что частично видно из табл. 2.
Так как бронированный легковой автомобиль вправду не танк, броня защищает тут только салон с сидячими в нем людьми, но, обычно, не движок, не коробку либо багажник. По другому машина станет совершенно уж "неподъемной".
"Mercedes" начал заниматься этой специфичной "темой" еще в 1928 году, тогда и же - разумеется, боясь злостных ниндзя, - правитель самураев Хирохито купил для себя бронированный "мерс". Он был, естественно, не единственным владельцем такового чуда. После 2-ой мировой войны создание "передвижных крепостей" возобновилось только в 1964 году. Сейчас компания может предложить Заказчику (естественно, с большой буковкы!) бронированный автомобиль Е-, S- либо G-класса, включая и длиннющий представительский "Пульман" для особо принципиальных персон. С 1999 года бронированные "мерседесы" официально носят в собственном имени приставку "гард".
Появляются такие авто на том же заводе в Зингенфильгене, где выпускают и обыденные Е, S и CLK. Это наибольший из сборочных заводов легковых автомобилей концерна в Германии. Тут рядом с главным созданием существует и маленькое особое - оно-то и делает спецзаказы на бронированные машины. Наибольшая производительность "броневого" цеха - 500 автомобилей в год, но сейчас их делают еще меньше.
Очевидно, любая новенькая бронированная версия проходит цикл испытаний по полной программке, включая климатические, ресурсные и даже такие, как удар в бетонный куб, не говоря уже о расстреле шквальным огнем. Заказчик, выбрав класс защиты, оборудование салона, цвет машины и прочее, обычно ожидает свою "бронированную ласточку" около 2-ух месяцев. На массивный "Пульман" уходит еще более времени - до полугода. Ведь лишь на сварку его кузова требуется от 20 до 40 дней, при том, что в цехе трудятся в поту аж 200 человек, да еще в две смены. Броню маленькими элементами практически вращивают в кузовные Ремонт и эксплуатация - такие, как боковины либо двери.
Сваренный кузов окрашивают и везут в сборочный цех, где машины вручную собирают около 100 рабочих (в два "ручья" - "Е-гард" и "S-гард"). В дополнение к броне тут ставят особые пуленепробиваемые мультислойные стекла, покрытые с внутренней стороны поликарбонатным слоем (он защищает пассажиров от осколков). Пол крепят особым пластиком.
Все модели "Гард" обустроены автоматической коробкой и довольно сильными движками. Зависимо от класса защиты усиливают подвеску и места крепления ее частей к кузову, коробку, тормоза, монтируют особенные шины. В "S-гард" - царской машине - могут быть защищены к тому же бензобак, и картер мотора.
ПОВАДКИ ТЯЖЕЛОВЕСА
1-ое знакомство с бронированным "мерсом" состоялось в аэропорту Штутгарта, на нем нас должны были везти в гостиницу. Во наружности - никаких различий, машина как машина. Лишь на всех стеклах растр (полоса темной краски по периметру стекла, закрывающая место вклейки в просвет кузова) обширнее обыденного на несколько см. Когда же я потянул за ручку заднюю ("хозяйскую") дверь, сходу сообразил - в автомобиле "железа" куда больше, чем кажется. Тяжеленная дверь подалась не сходу (почему-либо вспомнилось, как до этого бывал в горкоме партии). У гостиницы шофер припарковал машину правыми колесами на тротуаре. Чтоб выкарабкаться наружу, пришлось натужить мышцы - на данный момент дверь раскрывалась малость ввысь - и до фиксатора я сумел дожать ее только с третьей пробы.
Само собой, повадки тяжеловеса проявились и на ходу. Они приметны, даже когда сидишь на месте пассажира. На автобане моложавый шофер нашего "мерса" сцепился (как это нередко случается и в Рф) с новым "Audi". Он утопил "газ" до пола, "автомат" передернулся "вниз" на одну либо две передачи, и мотор взял самую верхнюю нотку. Приготовившись к безумному ускорению, я вцепился в поручень на двери, сгруппировался... но рывка не последовало. Машина набирала скорость еще медлительнее, чем можно было ждать. "Audi" мы не догнали - ушел резвее, чем приблизился, - видно, ужаснулся. Масса "броневика" приметно снизила его способности в сопоставлении с обыденным "Мерседесом". В остальном автомобиль вел себя достойно. На перекрестках тяговитый мотор трогал машину с места необыкновенно просто (полагаю, почти во всем это награда "автомата"), в салоне было очень тихо - мотора практически не слышно. Плавность хода на неплохой дороге отменная, маленькие трещинки машина не замечает - это понятно, масса-то большая. Но каково ей было бы по нашим ямам скакать! (На маленьком ремонтируемом участке мы это ощутили.)
С маневренностью в поворотах заморочек как бы тоже не появлялось, лишних наклонов я не отметил, ну и тормоза, похоже, в порядке. Хотя в тестах, когда сам сел за руль, они повели себя ужаснее. Правда, достойных испытаний для журналистов устраивать не стали - позволили проехать несколько кругов по заводскому треку и только. Осознать германцев можно - машины очень дорогие и производятся на заказ, рисковать таким "продуктом" просто неразумно. Пишущая братия только мнит себя гонщиками и поэтому часто колотит машины во время тест-драйвов.
"Мерседесы" "Е-гард" и "S-гард" на треке держались достойно. Но тяжеловесность сказывалась во всем - и на всех машинах, в особенности в неспешном разгоне. Занос наступал ранее обыденного - шины повизгивали в крутых поворотах даже на маленький скорости. Управлять томным "мерсом" тяжело - нужна сноровка. Недаром тут уже более 15 лет существует особая школа по подготовке водителей для бронированных машин.
"Пульман" - особенная статья. Известен он безмерной длиной - на заднем сидение движка вообщем не слышно, как будто и нет его совсем. Дорогу держит лучше всех, что естественно, длина-то какая! Но поворачивать на нем - ох какой навык нужен! Боком бы кого не срезать. Ему бы в повороте изгибаться...
"G-гард" оставил далековато не самое приятное воспоминание. Во-1-х, центр масс бронированного внедорожника высок и поворачивать на нем просто страшновато - приходится здорово снижать скорость. Во-2-х, с тормозами неудача: или у их очевидно мала эффективность, или я не достаточно тренирован.
И все-же, чтоб там ни гласили, по своим ходовым качествам бронированные "мерседесы" куда поближе к автомобилям, чем к танкам. И в то же время их пассажирам после теракта не придется произносить синеющими губками грустно известное: "Эх, коротка кольчужка!".
Цена бронированных машин начинается со последующих цифр - "Е-гард" от 180 тыщ, "G-гард" от 430 тыщ и "S-гард" от 500 тыщ германских марок. Верхний предел не установлен, он определяется фантазией и шириной кошелька Заказчика. На худенький конец - его самомнением. Молвят, не так издавна Некто отвалил за "S-гард" практически два миллиона...
Для Заказчика с наибольшей буковкы - "Пульман".
Oдетые в броню "гарды" - "E", "S" и "G".
Эти шины не страшатся проколов и прострелов. Особая пластмассовая вставка позволит ехать даже на пробитом колесе.
Усиленная задняя подвеска для моделей "S-гард".
Обстрелянный со всех боков "Mercedes".
Броня встроена в конструкцию кузова, защищая салон и сидячих в нем людей.