ОТВЕЧАЮТ Спецы ВАЗа
ОТВЕЧАЮТ Спецы ВАЗа
ОТВЕЧАЮТ Спецы ВАЗа
На вопросы читателей ЗР отвечают: заместитель начальника отдела испытаний и доводки движков Евгений БАЙБОРИН; инженер-испытатель отдела испытаний и доводки движков Виталий ВОЛОКИТИН;
инженер-конструктор авто отдела Юрий АКИМОВ.
При разборке мотора VAZ 11113 выяснилось, что на нем различные балансировочные валы - 1111 и 11113. После сборки, по моим наблюдениям, вибрация усилилась. В чем может быть причина?
Начнем с того, что при сборке мотора нужно кропотливо устанавливать - по меткам - шестерни привода уравновешивающих валов. Но в уравновешивающий механизм двухцилиндрового мотора 1111 (11113), не считая валов, входят еще шкив и маховик. Шкив можно установить исключительно в одном положении, а вот маховик - в 2-ух: одно - правильное, другое - с поворотом на 180 градусов.
Дело в том, что на торце коленвала, не считая 6 отверстий под болты крепления маховика, еще есть два технологических - за их вал поворачивают в процессе обработки. Перед сборкой мотора в одно из их вставляют втулку, которая и играет роль ориентационного штифта - в маховике для нее предвидено отверстие. Может быть, что во время переборки мотора втулка выпала и маховик установили "напротив". Проверьте: противовесы на шкиве и маховике должны быть нацелены в одну сторону, а не в обратные.
Кстати, уже пару лет движки 1111 не выпускают - только 11113. Отливки для всех уравновешивающих валов еще ранее шли с маркировкой 11113. Отличить Ремонт и эксплуатация 1111 от 11113 (так же как шкивы и маховики) можно по проточкам - они изготовлены лишь на деталях мотора 750 смз. Вобщем, валы отличают и по-другому - радиус противовеса Ремонт и эксплуатация 1111 составляет 24,8 + 0,2 мм, а Ремонт и эксплуатация 11113 практически на мм больше - 25,7 + 0,2 мм.
В продаже появились клапаны для движков ВАЗ необычного вида - темные. Обработаны у их только фаска тарелки и торец стержня либо только одна фаска. Такое воспоминание, что после термической обработки стержень клапана не обрабатывали. Это особенности новейшей технологии либо подделка?
Подобные клапаны, самарского производства, появились в продаже издавна. Темный цвет - итог карбонитрации (напомним, что клапаны вазовского производства азотированы). Около 7 годов назад продукция Самарского завода клапанов прошла тесты на Вуале и получила допуск на поставку в запчасти. Отличить самарские клапаны можно по стилизованному вензелю из 3-х букв СЗК, нанесенному на стержень клапана в верхней трети. СЗК выпускает и блестящие клапаны.
У моего VAZ 21093 (работает на газе) уже 2-ой раз прогорают выпускные клапаны. Их меняли, обрабатывали зенкерами пригоревшие седла. Не знаю, что сделать еще - может быть, придется поменять седла?
Подмена седел клапанов - очень непростая операция, которую проводят лишь на особом оборудовании. Их не выбивают из головки, а вырезают. Потом сопрягаемая поверхность посадочного гнезда зачищается, по другому после установки нового седла не обеспечить плотности - возникнет свищ, который завершится прогаром.
Самое сложное в обработке седел - обеспечить соосность седла и направляющей втулки клапана. Это может быть лишь на высокоточном оборудовании. В итоге таковой ремонт обойдется никак не дешевле новейшей головки блока, а означает, экономически чуть ли оправдан.
Прогар выпускных клапанов мог произойти из-за уменьшенных зазоров (клапаны неплотно запираются) либо позднего зажигания.
От редакции: Последнее полностью возможно, потому что газ - высокооктановое горючее (октановое число выше 100), сгорающее медлительнее бензина и способствующее перегреву выпускных клапанов. Потому при работе мотора на газе опережение зажигания должно быть увеличено.
Взаимозаменяемы ли коленвал и шатуны движков 21230 и 21213?
Движок VAZ 21230 (1,8 л) отличается от VAZ 21213 (1,7 л) увеличенным на 4 мм ходом поршня ("тридцатый" блок выше на 1,3 мм). Потому установка коленчатого вала 21230 в блок мотора 21213 совсем недопустима, ведь шатуны у этих моторов однообразные.
С какими моторами в текущее время выпускают VAZ 2107? Что за движок у VAZ 21074? Какой автомобиль все-же стоит брать - карбюраторный либо впрысковый?
Сейчас "семерка" сходит с сборочного потока в 2-ух вариантах - VAZ 2107 с движком 1,5 л (2103) и VAZ 21074 с движком 1,6 л (2106). В этом году выпуск "классики" с впрыском для внутреннего рынка не планируется.
От редакции: Все же, на рынке встречаются машины с впрыском. Вместе с известными преимуществами этой системы для некой части автовладельцев она может вызвать неудобства тем, что в отличие от карбюраторной ее проблемы придется устранять, в большинстве случаев обращаясь к спецам.
Есть ли смысл поставить на движок VAZ 2106 трехэлектродные свечки Бош?
Единственное преимущество схожих свеч перед обыкновенными - увеличенный срок службы: боковые электроды "обгорают" в три раза медлительнее. Но три боковых электрода посильнее экранируют центральный и несколько затрудняют поступление горючей консистенции в искровые промежутки. Не считая того, повышение числа искровых промежутков значит повышение площади поверхности, страдающей от отложений кокса, масла и т. д. Потому "многоэлектродные" свечки всегда более требовательны к качеству горючего, смазки, состоянию деталей цилиндро-поршневой группы. Если этим принебречь, в экстремальных критериях эксплуатации (прохладный зимний запуск, завышенная влажность, низкое качество горючего) вероятны пропуски вспышек и даже отказ свечки. Так что и с технической, и с экономической точки зрения прибыльнее приобрести за те же Энциклопедия грузовых автомобилей два либо три комплекта обыденных свеч.
Можно ли устанавливать распредвал 21213 на движки 2103 и 2106, а распредвал 2110 - на карбюраторный мотор 21083?
Полностью! При всем этом никаких конфигураций в настройках систем питания и зажигания не будет нужно.
Но специально поменять распределительный вал в надежде достигнуть приметного конфигурации ездовых параметров чуть ли целенаправлено. Новые распредвалы наращивают только наивысшую мощность мотора, при этом менее чем на 2-3 л. с., что в движении фактически не чувствуется. Для чего же Энциклопедия грузовых автомобилей растрачивать?