СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
КЛУБ Автовладельцев
/С ПРИЦЕПОМ
СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
В НАШЕМ ТЕСТЕ - ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Лицезрев оторвавшийся от ЗИЛа прицеп, к счастью, улетевший в канаву, мой пассажир отреагировал неадекватно. "Гляди... Во... дает!", как будто это безопасная шуточка. А ведь, освободившись от тягача, он становится непредсказуемым - и куда покатит, непонятно.
Ваш прицеп гораздо меньше? Не обольщайтесь! Если оторвется и "соберет" на дороге кучу автомобилей, то скучать вам в наиблежайшие годы навряд ли придется. В наилучшем случае будете платить за ремонт чужих машин. А в худшем... к тому же посиживать.
Сейчас никто не застрахован от покупки продукта, не отвечающего как требованиям ГОСТов, так и просто разумным, человечьим. Это касается и тягово-сцепных устройств (ТСУ). Меж тем технологии их производства на заводах никак не галлактические, а цены полностью достаточны для того, чтоб вызвать энтузиазм халтурщиков, искателей легкой наживы. На рынке много ТСУ очевидно кустарного, "гаражного" производства, нигде и никем не испытывавшихся, не сертифицированных, не соответственных ГОСТ 28248-89 и ОСТ 37.001.096-84, в каких изложены все требования к ним.
Вот мы и решили провести свою экспертизу нескольких ТСУ. 5 штук приобрели... даже с паПодвескаами; одно без документов - нельзя же аннотацию по установке считать паПодвескаом.
Начнем с важной Ремонт и эксплуатация ТСУ. Это шар, на который надевается дышло прицепа. Размеры строго регламентированы. Мы их проверили калибром. Результаты - в табл. 1. У ТСУ с паПодвескаами размер шара полностью соответствует ГОСТу, поперечник выдержан. У беспаПодвесканого (№ 5) - прослаблен. Отъявленный оптимист произнесет: не так это жутко. Правильно, если идет речь об одной-другой недлинной поездке. А при более долговременной работе шарнир "разбивается", зазоры растут - и все резвее! В конце концов он может разъединиться.
Не понравилось и то, как шар в ТСУ № 5 сваркой соединен с пальцем: 1-ая деталь насажена на вторую и сверху обварена (фото 5). Вы скажете - ну и что? Это поэтому, что не лицезрели, как нехорошая сварка может практически рассыпаться. А кто гарантирует, что у беспаПодвесканого она будет лучше? Вобщем, поглядим, что покажут тесты.
Более много соответствует ГОСТу шар венгерского ТСУ 12-06А (изделие № 3).
При любом методе крепления ТСУ к кузову нужно чтоб нагрузка на точки крепления делилась умеренно. В то же время места вероятного крепления ТСУ к кузову должен указать сам завод-изготовитель автомобиля - этого просит директива 94/20 Евро парламента и Совета от 30 мая 1994 года. Кстати, ВАЗ в последних моделях автомобилей даже предугадывает закладные гайки в рекомендуемых точках крепления ТСУ. Что касается хозяев старенькых автомобилей, то рациональные для их точки издавна найдены опытным методом. Испытаны годами эксплуатации.
Вернемся к нашим ТСУ. С № 1 по № 4 - типа "поперечная опора", № 5 - смешанного типа, № 6 - "продольная опора". Они значительно отличаются по заявленной производителями полной массе буксируемого прицепа. У № 1 (2108.01 "Трейлер") - это всего 350 кг (другими словами легкий дачный прицеп), а у 12-06А - до 1028 кг, что годится и для приличного двухосного прицепа. Хорошо? Не будем торопиться с выводами.
При выборе ТСУ автолюбители делают одни и те же ошибки. Самая частая - когда понятия "тяжкий" и "крепкий" рассматривают как синонимы. Поставлю, дескать, вот этот, толстый - и буду любые грузы таскать, тем паче, что конструкции типа "поперечная опора" и смотрятся внушительно. Но не забудем, что такая опора нагружена поперечной силой, отчего получаются наибольшие напряжения в центре. Казалось бы, ситуация улучшится, если опору сделать еще толще - она будет меньше "дышать", прогибаться. Но... сейчас конструкцию "вырывает" из кузова!
Тесты на усталостную крепкость проявили, что малогабаритное ТСУ типа "продольная опора" (создание ООО "Трейлер", Ступино), самое легкое из испытанных нами (фото 6), способно выдержать еще огромные статические и динамические нагрузки, чем "поперечная опора", и служит подольше.
Тесты на усталостную крепкость представленных тут ТСУ были проведены в лаборатории ИЦАМТС в Бронницах в согласовании с регламентирующим их ОСТ 37.001.299-93. Нагрузка на ТСУ рассчитывалась с учетом полных масс буксирующего автомобиля и буксируемого прицепа, при этом для последнего (что очень принципиально) - в согласовании с данными паПодвескаа на ТСУ. Прицепное устройство должно выдержать более 2 млн. циклов знакопеременной нагрузки, которую прикладывают к шару под углом 20°±2° к горизонтали.
Результаты усталостных испытаний - в табл. 2. Четыре из 6 "подопытных" (№ 2, 3, 4 и 5) экзамен не выдержали. Видимо, ТСУ типа "поперечная опора" к нему не готовы: у № 2 (08.000 Ош-25/6) после 662 тыс. циклов появилась трещинка на поперечной трубе (фото 2а); у № 3 пошли трещинкы от отверстий по боковым кронштейнам крепления ТСУ - после 1 635 000 циклов (фото 3а); у № 4 после 1 278 000 циклов зафиксированы вертикальные трещинкы по углам извива боковых креплений крепления (фото 4а), а беспаПодвесканый № 5 "отличился" (фото 5) трещинкой по сварке сцепного шара и продольной трубы после... 474 000 циклов (об этом мы уже гласили выше).
Выдержали испытание ТСУ из Ступина от ООО "Трейлер" - 2108.01 (№ 1) и 2108 (№ 6), просто "перебрав" по 7-8 тыщ циклов нагружения. Последний - бесспорный фаворит нашего теста. Самый легкий (4,65 кг), позволяющий буксировать прицеп массой 750 кг. Заметим: оба изделия сертифицированы Госстандартом. Так и должно быть - ТСУ не имеют права на поломку. Меж тем у нас, как было сказано, всюду ведут торговлю кустарными тягово-сцепными устройствами. Как распознать "халтуру"? Например, наш фаворит ООО "Трейлер" ставит свое клеймо на пальце шара - его уже так просто не подделаешь. К тому же фирменное ТСУ обязано иметь паПодвеска и сертификат.
* Заявленная полная масса буксируемого прицепа.
Испытываем
на крепкость.
Изделие № 1. УТС 2108.01.
Изготовитель / ООО "Трейлер",
Ступино.
Масса / 8,4 кг (350 кг*)
Единственный наш конкурсант по схеме "поперечная опора", выдержавший тесты.
Изделие № 2. УТС 08.000.
Изготовитель / Ош-25/6,
Йошкар-Ола.
Масса / 7,8 кг (750 кг*)
На фото 2а - трещинка на поперечной трубе УТС 08.000. Полная масса буксируемого прицепа (предполагаем - "от алчности", чтобы привлечь покупателя!) очевидно завышена.
Изделие № 3. 12-06А.
Изготовитель / ООО "Автофлекс
КНОТТ", Венгрия.
Масса / 11,55 кг (1028 кг*)
Красивый кованый шар, но... лопнули боковые крепления. Испытаний не выдержало. Видно, очень много обещали буксировать! От отверстий по боковым кронштейнам крепления венгерского ТСУ потянулись трещинкы... Где уж здесь буксировать тонну!
Изделие № 4. ТСУ 2108.
Изготовитель / ООО "Автострой",
Коломна.
Масса / 7,5 кг (750 кг*)
Испытаний не выдержало. Трещинкы по углам извива боковых креплений крепления.
Изделие № 5.
ТСУ без паПодвескаа и сертификата.
Масса / 6,6 кг
Посмотрите на шар, его палец, сварку! Не жутко? Испытаний не выдержало. Трещинка по месту сварки. Откровенная и страшная халтура.
Изделие № 6. УТС 2108.
Изготовитель / ООО "Трейлер",
Ступино.
Масса / 4,65 кг (750 кг*)
"Малюсенькое, да удаленькое" - тесты выдержало достойно.
Клеймо
на изделиях -
некая
гарантия
от подделки.
КЛУБ Автовладельцев
/С ПРИЦЕПОМ
СВЯЗЬ БЕЗ БРАКА
В НАШЕМ ТЕСТЕ - ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Лицезрев оторвавшийся от ЗИЛа прицеп, к счастью, улетевший в канаву, мой пассажир отреагировал неадекватно. "Гляди... Во... дает!", как будто это безопасная шуточка. А ведь, освободившись от тягача, он становится непредсказуемым - и куда покатит, непонятно.
Ваш прицеп гораздо меньше? Не обольщайтесь! Если оторвется и "соберет" на дороге кучу автомобилей, то скучать вам в наиблежайшие годы навряд ли придется. В наилучшем случае будете платить за ремонт чужих машин. А в худшем... к тому же посиживать.
Сейчас никто не застрахован от покупки продукта, не отвечающего как требованиям ГОСТов, так и просто разумным, человечьим. Это касается и тягово-сцепных устройств (ТСУ). Меж тем технологии их производства на заводах никак не галлактические, а цены полностью достаточны для того, чтоб вызвать энтузиазм халтурщиков, искателей легкой наживы. На рынке много ТСУ очевидно кустарного, "гаражного" производства, нигде и никем не испытывавшихся, не сертифицированных, не соответственных ГОСТ 28248-89 и ОСТ 37.001.096-84, в каких изложены все требования к ним.
Вот мы и решили провести свою экспертизу нескольких ТСУ. 5 штук приобрели... даже с паПодвескаами; одно без документов - нельзя же аннотацию по установке считать паПодвескаом.
Начнем с важной Ремонт и эксплуатация ТСУ. Это шар, на который надевается дышло прицепа. Размеры строго регламентированы. Мы их проверили калибром. Результаты - в табл. 1. У ТСУ с паПодвескаами размер шара полностью соответствует ГОСТу, поперечник выдержан. У беспаПодвесканого (№ 5) - прослаблен. Отъявленный оптимист произнесет: не так это жутко. Правильно, если идет речь об одной-другой недлинной поездке. А при более долговременной работе шарнир "разбивается", зазоры растут - и все резвее! В конце концов он может разъединиться.
Не понравилось и то, как шар в ТСУ № 5 сваркой соединен с пальцем: 1-ая деталь насажена на вторую и сверху обварена (фото 5). Вы скажете - ну и что? Это поэтому, что не лицезрели, как нехорошая сварка может практически рассыпаться. А кто гарантирует, что у беспаПодвесканого она будет лучше? Вобщем, поглядим, что покажут тесты.
Более много соответствует ГОСТу шар венгерского ТСУ 12-06А (изделие № 3).
При любом методе крепления ТСУ к кузову нужно чтоб нагрузка на точки крепления делилась умеренно. В то же время места вероятного крепления ТСУ к кузову должен указать сам завод-изготовитель автомобиля - этого просит директива 94/20 Евро парламента и Совета от 30 мая 1994 года. Кстати, ВАЗ в последних моделях автомобилей даже предугадывает закладные гайки в рекомендуемых точках крепления ТСУ. Что касается хозяев старенькых автомобилей, то рациональные для их точки издавна найдены опытным методом. Испытаны годами эксплуатации.
Вернемся к нашим ТСУ. С № 1 по № 4 - типа "поперечная опора", № 5 - смешанного типа, № 6 - "продольная опора". Они значительно отличаются по заявленной производителями полной массе буксируемого прицепа. У № 1 (2108.01 "Трейлер") - это всего 350 кг (другими словами легкий дачный прицеп), а у 12-06А - до 1028 кг, что годится и для приличного двухосного прицепа. Хорошо? Не будем торопиться с выводами.
При выборе ТСУ автолюбители делают одни и те же ошибки. Самая частая - когда понятия "тяжкий" и "крепкий" рассматривают как синонимы. Поставлю, дескать, вот этот, толстый - и буду любые грузы таскать, тем паче, что конструкции типа "поперечная опора" и смотрятся внушительно. Но не забудем, что такая опора нагружена поперечной силой, отчего получаются наибольшие напряжения в центре. Казалось бы, ситуация улучшится, если опору сделать еще толще - она будет меньше "дышать", прогибаться. Но... сейчас конструкцию "вырывает" из кузова!
Тесты на усталостную крепкость проявили, что малогабаритное ТСУ типа "продольная опора" (создание ООО "Трейлер", Ступино), самое легкое из испытанных нами (фото 6), способно выдержать еще огромные статические и динамические нагрузки, чем "поперечная опора", и служит подольше.
Тесты на усталостную крепкость представленных тут ТСУ были проведены в лаборатории ИЦАМТС в Бронницах в согласовании с регламентирующим их ОСТ 37.001.299-93. Нагрузка на ТСУ рассчитывалась с учетом полных масс буксирующего автомобиля и буксируемого прицепа, при этом для последнего (что очень принципиально) - в согласовании с данными паПодвескаа на ТСУ. Прицепное устройство должно выдержать более 2 млн. циклов знакопеременной нагрузки, которую прикладывают к шару под углом 20°±2° к горизонтали.
Результаты усталостных испытаний - в табл. 2. Четыре из 6 "подопытных" (№ 2, 3, 4 и 5) экзамен не выдержали. Видимо, ТСУ типа "поперечная опора" к нему не готовы: у № 2 (08.000 Ош-25/6) после 662 тыс. циклов появилась трещинка на поперечной трубе (фото 2а); у № 3 пошли трещинкы от отверстий по боковым кронштейнам крепления ТСУ - после 1 635 000 циклов (фото 3а); у № 4 после 1 278 000 циклов зафиксированы вертикальные трещинкы по углам извива боковых креплений крепления (фото 4а), а беспаПодвесканый № 5 "отличился" (фото 5) трещинкой по сварке сцепного шара и продольной трубы после... 474 000 циклов (об этом мы уже гласили выше).
Выдержали испытание ТСУ из Ступина от ООО "Трейлер" - 2108.01 (№ 1) и 2108 (№ 6), просто "перебрав" по 7-8 тыщ циклов нагружения. Последний - бесспорный фаворит нашего теста. Самый легкий (4,65 кг), позволяющий буксировать прицеп массой 750 кг. Заметим: оба изделия сертифицированы Госстандартом. Так и должно быть - ТСУ не имеют права на поломку. Меж тем у нас, как было сказано, всюду ведут торговлю кустарными тягово-сцепными устройствами. Как распознать "халтуру"? Например, наш фаворит ООО "Трейлер" ставит свое клеймо на пальце шара - его уже так просто не подделаешь. К тому же фирменное ТСУ обязано иметь паПодвеска и сертификат.
* Заявленная полная масса буксируемого прицепа.
Испытываем
на крепкость.
Изделие № 1. УТС 2108.01.
Изготовитель / ООО "Трейлер",
Ступино.
Масса / 8,4 кг (350 кг*)
Единственный наш конкурсант по схеме "поперечная опора", выдержавший тесты.
Изделие № 2. УТС 08.000.
Изготовитель / Ош-25/6,
Йошкар-Ола.
Масса / 7,8 кг (750 кг*)
На фото 2а - трещинка на поперечной трубе УТС 08.000. Полная масса буксируемого прицепа (предполагаем - "от алчности", чтобы привлечь покупателя!) очевидно завышена.
Изделие № 3. 12-06А.
Изготовитель / ООО "Автофлекс
КНОТТ", Венгрия.
Масса / 11,55 кг (1028 кг*)
Красивый кованый шар, но... лопнули боковые крепления. Испытаний не выдержало. Видно, очень много обещали буксировать! От отверстий по боковым кронштейнам крепления венгерского ТСУ потянулись трещинкы... Где уж здесь буксировать тонну!
Изделие № 4. ТСУ 2108.
Изготовитель / ООО "Автострой",
Коломна.
Масса / 7,5 кг (750 кг*)
Испытаний не выдержало. Трещинкы по углам извива боковых креплений крепления.
Изделие № 5.
ТСУ без паПодвескаа и сертификата.
Масса / 6,6 кг
Посмотрите на шар, его палец, сварку! Не жутко? Испытаний не выдержало. Трещинка по месту сварки. Откровенная и страшная халтура.
Изделие № 6. УТС 2108.
Изготовитель / ООО "Трейлер",
Ступино.
Масса / 4,65 кг (750 кг*)
"Малюсенькое, да удаленькое" - тесты выдержало достойно.
Клеймо
на изделиях -
некая
гарантия
от подделки.