Необычная ФИГУРА
Необычная ФИГУРА
ТЕХНИКА
/W-МОТОР
Необычная ФИГУРА
У Движков ЭТО, Быстрее, ПРЕИМУЩЕСТВО...
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
Как сделать автомобиль просторным, неопасным и при всем этом массивным? Исходя из убеждений двигателистов, задачка (в самом облегченном виде) смотрится так: вписать в моторный отдел достаточное количество полулитровых цилиндров! Цифра взята не с потолка: несложно подсчитать, что у моторов современных автомобилей среднего класса объем 1-го цилиндра, обычно, лежит в границах 450-550 смз, а литровая мощность - в спектре от 45 до 55 кВт/л. Методом проб и ошибок инженеры пришли к этой "формуле" как к применимому компромиссу меж более прибыльными чертами, экологичностью, ресурсом и т. д. Места под капотом может не хватить для обычных рядных и V-образных моторов, и потому их дополнили "модификации". Новые буковкы в азбуку двигателестроения привнес "Фольксваген", предложив оригинальное решение компоновочных заморочек.
Сейчас концерн стал единственным производителем малогабаритных моторов, сочетающих достоинства рядных и V-образных схем и поэтому получивших обозначение VR. Началось все в 1991 году, когда компания из Вольфсбурга освоила шестицилиндровый движок серии VR с углом развала всего 15°! "Гольфы" и "пассаты" с сильными моторами VR6, а позднее и V5 аналогичной конструкции увенчали модельные ряды.
Параллельно шла работа еще над одним необыкновенным проектом. В 1991-м состоялся дебют первого W-образного мотора с 3-мя рядами цилиндров на концепт-каре "Ауди-Авус Кваттро". И хотя с VR-моторами он имел не достаточно общего, многие идеи позднее понадобились. Десятилетие спустя мотористы возвратились к необыкновенной схеме и развили ее: сейчас два VR-блока образуют четыре (!) ряда цилиндров с общим коленчатым валом. Поточнее было бы обозначить таковой мотор не латинской буковкой W, а эмблемой . Глава "Фольксвагена", генератор необычных технических решений Фердинанд Пиех, разъясняет концепцию своей формулой: V+V=W. Сейчас VR- и W-моторы образовали целое семейство (см. рис.).
Зачем пригодилось городить этот огород? "Благожелатели" молвят, что приверженность "Фольксвагена" к концепции V-образных моторов с малым углом развала блоков цилиндров и W-образным движком разъясняется только схожестью с логотипом компании - VW. Вобщем, навряд ли эта прекрасная догадка - единственное разъяснение политике "Фольксвагена": без технического резона концерн (во главе с конструктором-двигателистом) не пошел бы на настолько рискованный опыт.
"Фольксвагеновский" мотор VR6 приблизительно на четверть короче рядного аналога и практически наполовину у'же, чем стандартный V-образный с углом развала 90°. А, например, шестилитровый W12, который совершенно не так давно обусловили под капот " Audi А8", позволил сохранить вэдовую коробку, которой не нашлось бы места при классическом расположении 12 цилиндров! Ведь длина W12 составляет 513 мм при ширине 710 мм, что не больше подобных характеристик V-образной "восьмерки" от той же "Audi". Длина W8 всего 420 мм, а W16 - 710 мм. В случае с W8 и W12 оба блока цилиндров с углом развала 72°, а у W16 от "Бугатти" ради плавности хода угол развала меж VR-блоками сделали прямым.
Выполнение головок при VR- и W-концепциях фактически идиентично. В обоих случаях составные распределительные валы позволяют изменять фазы газораспределения. Привод, ради экономии места - цепью, при этом со стороны маховика. Каждый распределительный вал изготовлен сборным и полым, сами же кулачки напрессованы. Кованые коленчатые валы с пятью опорами на W8 и семью на W12 отличаются смещенными по отношению к друг к другу шеями поршней - так обеспечивают неизменный временной просвет меж импульсами зажигания.
W8 единственный получил два крутящихся в обратных направлениях балансирных вала. На других эти устройства не необходимы, так как плавность работы у их близка к рядным движкам. Благодаря слитым блокам цилиндров W-образные моторы легче. Блок и головка изготовлены из легкого сплава, только кровать коленчатого вала отлита из чугуна.
Большущее преимущество движков VR- и W-компоновки, вместе с малогабаритными размерами, заключается и в принципе стандартных кубиков - модульности, позволяющей использовать одни и те же клапаны, коромысла, поршни для обширнейшего семейства моторов объемом от 1,8 до 8 л. Соответственно, все агрегаты могут быть сделаны на одном и том же заводе "Фольксваген" в Зальцгиттере. А унификация остается важным условием выгодного производства!
Пока по VR-принципу компонуют только бензиновые моторы. В дизеле уплотненная сборка и высочайшие тепловые нагрузки еще сдерживают конструкторов и технологов.
Проделанная "Фольксвагеном" работа существенно больше, чем просто звучные опыты ради престижа марки. Кроме упомянутого выше 12-цилиндрового мотора "Audi", четырехлитровые W8 уже устанавливают на новый "Пассат". На очереди другие модели, а именно будущие внедорожник "Колорадо" и престижный лимузин D1. Увенчает палитру в 2003 году восьмилитровый W16, которому доверят место в моторном отделе "Бугатти". А вот мотор W10, которому прочили место в семье "Бентли", показал себя не наилучшим образом, и от него решили отрешиться.
Конечно, новые движки не лишены недочетов: из-за неодинаково длинноватых впускных и выпускных каналов на переходных режимах появляются сложные процессы, не наилучшим образом сказывающиеся на показателях мощности и экономичности. И все-же, одержимые инженеры из Вольфсбурга не собираются изменять принятой концепции. По их прогнозам, уже к 2003 году все моторы нового типа будут обустроены конкретным впрыском, хотя сделать это на "тесноватой" четырехклапанной головке тяжело. К примеру, президент "Бугатти", он же и главный конструктор движков "Фольксваген" Карл-Хайнц Номан, гласит, что будет нужно ювелирная работа, сопоставимая по точности с работой часовщиков.
Итак, усилиями двигателистов и технологов компоновщики получили больший простор для воплощения собственных мыслях. Не считая того, рост мощности уже не предполагает удлинения капота...
Предначертано ли потрясающему проекту похоронить классические схемы? Поглядим, какую кандидатуру предложат "Фольксвагену" соперники!
На техническом уровне утонченному W12 от "Audi" не достаточно равных... пока!
Движки VR с пятью и шестью цилиндрами уже не 1-ый год ставят на "фольксвагены" и СЕАТы, а вот W-образная "восьмерка" и 12-цилиндровый мотор появились совершенно не так давно - на "Пассате" и " Audi А8". На очереди W16 для "Бугатти" и VR4 для "Фольксвагена-Поло",
которые мы увидим в наиблежайшие несколько лет.
ТЕХНИКА
/W-МОТОР
Необычная ФИГУРА
У Движков ЭТО, Быстрее, ПРЕИМУЩЕСТВО...
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
Как сделать автомобиль просторным, неопасным и при всем этом массивным? Исходя из убеждений двигателистов, задачка (в самом облегченном виде) смотрится так: вписать в моторный отдел достаточное количество полулитровых цилиндров! Цифра взята не с потолка: несложно подсчитать, что у моторов современных автомобилей среднего класса объем 1-го цилиндра, обычно, лежит в границах 450-550 смз, а литровая мощность - в спектре от 45 до 55 кВт/л. Методом проб и ошибок инженеры пришли к этой "формуле" как к применимому компромиссу меж более прибыльными чертами, экологичностью, ресурсом и т. д. Места под капотом может не хватить для обычных рядных и V-образных моторов, и потому их дополнили "модификации". Новые буковкы в азбуку двигателестроения привнес "Фольксваген", предложив оригинальное решение компоновочных заморочек.
Сейчас концерн стал единственным производителем малогабаритных моторов, сочетающих достоинства рядных и V-образных схем и поэтому получивших обозначение VR. Началось все в 1991 году, когда компания из Вольфсбурга освоила шестицилиндровый движок серии VR с углом развала всего 15°! "Гольфы" и "пассаты" с сильными моторами VR6, а позднее и V5 аналогичной конструкции увенчали модельные ряды.
Параллельно шла работа еще над одним необыкновенным проектом. В 1991-м состоялся дебют первого W-образного мотора с 3-мя рядами цилиндров на концепт-каре "Ауди-Авус Кваттро". И хотя с VR-моторами он имел не достаточно общего, многие идеи позднее понадобились. Десятилетие спустя мотористы возвратились к необыкновенной схеме и развили ее: сейчас два VR-блока образуют четыре (!) ряда цилиндров с общим коленчатым валом. Поточнее было бы обозначить таковой мотор не латинской буковкой W, а эмблемой . Глава "Фольксвагена", генератор необычных технических решений Фердинанд Пиех, разъясняет концепцию своей формулой: V+V=W. Сейчас VR- и W-моторы образовали целое семейство (см. рис.).
Зачем пригодилось городить этот огород? "Благожелатели" молвят, что приверженность "Фольксвагена" к концепции V-образных моторов с малым углом развала блоков цилиндров и W-образным движком разъясняется только схожестью с логотипом компании - VW. Вобщем, навряд ли эта прекрасная догадка - единственное разъяснение политике "Фольксвагена": без технического резона концерн (во главе с конструктором-двигателистом) не пошел бы на настолько рискованный опыт.
"Фольксвагеновский" мотор VR6 приблизительно на четверть короче рядного аналога и практически наполовину у'же, чем стандартный V-образный с углом развала 90°. А, например, шестилитровый W12, который совершенно не так давно обусловили под капот " Audi А8", позволил сохранить вэдовую коробку, которой не нашлось бы места при классическом расположении 12 цилиндров! Ведь длина W12 составляет 513 мм при ширине 710 мм, что не больше подобных характеристик V-образной "восьмерки" от той же "Audi". Длина W8 всего 420 мм, а W16 - 710 мм. В случае с W8 и W12 оба блока цилиндров с углом развала 72°, а у W16 от "Бугатти" ради плавности хода угол развала меж VR-блоками сделали прямым.
Выполнение головок при VR- и W-концепциях фактически идиентично. В обоих случаях составные распределительные валы позволяют изменять фазы газораспределения. Привод, ради экономии места - цепью, при этом со стороны маховика. Каждый распределительный вал изготовлен сборным и полым, сами же кулачки напрессованы. Кованые коленчатые валы с пятью опорами на W8 и семью на W12 отличаются смещенными по отношению к друг к другу шеями поршней - так обеспечивают неизменный временной просвет меж импульсами зажигания.
W8 единственный получил два крутящихся в обратных направлениях балансирных вала. На других эти устройства не необходимы, так как плавность работы у их близка к рядным движкам. Благодаря слитым блокам цилиндров W-образные моторы легче. Блок и головка изготовлены из легкого сплава, только кровать коленчатого вала отлита из чугуна.
Большущее преимущество движков VR- и W-компоновки, вместе с малогабаритными размерами, заключается и в принципе стандартных кубиков - модульности, позволяющей использовать одни и те же клапаны, коромысла, поршни для обширнейшего семейства моторов объемом от 1,8 до 8 л. Соответственно, все агрегаты могут быть сделаны на одном и том же заводе "Фольксваген" в Зальцгиттере. А унификация остается важным условием выгодного производства!
Пока по VR-принципу компонуют только бензиновые моторы. В дизеле уплотненная сборка и высочайшие тепловые нагрузки еще сдерживают конструкторов и технологов.
Проделанная "Фольксвагеном" работа существенно больше, чем просто звучные опыты ради престижа марки. Кроме упомянутого выше 12-цилиндрового мотора "Audi", четырехлитровые W8 уже устанавливают на новый "Пассат". На очереди другие модели, а именно будущие внедорожник "Колорадо" и престижный лимузин D1. Увенчает палитру в 2003 году восьмилитровый W16, которому доверят место в моторном отделе "Бугатти". А вот мотор W10, которому прочили место в семье "Бентли", показал себя не наилучшим образом, и от него решили отрешиться.
Конечно, новые движки не лишены недочетов: из-за неодинаково длинноватых впускных и выпускных каналов на переходных режимах появляются сложные процессы, не наилучшим образом сказывающиеся на показателях мощности и экономичности. И все-же, одержимые инженеры из Вольфсбурга не собираются изменять принятой концепции. По их прогнозам, уже к 2003 году все моторы нового типа будут обустроены конкретным впрыском, хотя сделать это на "тесноватой" четырехклапанной головке тяжело. К примеру, президент "Бугатти", он же и главный конструктор движков "Фольксваген" Карл-Хайнц Номан, гласит, что будет нужно ювелирная работа, сопоставимая по точности с работой часовщиков.
Итак, усилиями двигателистов и технологов компоновщики получили больший простор для воплощения собственных мыслях. Не считая того, рост мощности уже не предполагает удлинения капота...
Предначертано ли потрясающему проекту похоронить классические схемы? Поглядим, какую кандидатуру предложат "Фольксвагену" соперники!
На техническом уровне утонченному W12 от "Audi" не достаточно равных... пока!
Движки VR с пятью и шестью цилиндрами уже не 1-ый год ставят на "фольксвагены" и СЕАТы, а вот W-образная "восьмерка" и 12-цилиндровый мотор появились совершенно не так давно - на "Пассате" и " Audi А8". На очереди W16 для "Бугатти" и VR4 для "Фольксвагена-Поло",
которые мы увидим в наиблежайшие несколько лет.