НАДДУВНЫЕ СИЛЫ
НАДДУВНЫЕ СИЛЫ
ТЕХНИКА
/МОДИФИКАЦИЯ
НАДДУВНЫЕ СИЛЫ
НА Вуале ГОТОВ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН
Еще пару лет вспять российские легковые дизели существовали лишь на бумаге. Сейчас "четверки", заправляющиеся совместно с КамАЗами, уже не поражают. А тем временем вазовцы обкатывают новый, более мощнейший движок рабочим объемом 1,8 л, при этом как в атмосферном, так и в турбонаддувном вариантах.
Наверняка, закономерно, что одним из первых кандидатов на новое "сердечко" стал VAZ 2131 - фанаты "Нивы" уже издавна ожидали возникновения под капотом чего-нибудь дизельного, под стать истинному внедорожнику. Начнем с ездовых воспоминаний, приняв за точку отсчета базисную модель.
То, что под капотом VAZ 21315 дизель, выдает только сигнализатор работы свеч накаливания: до того как пустить движок, приходится ожидать, пока погаснет лампочка на панели устройств. Работает же мотор на удивление тихо, как бензиновый. Не по привычке тугое сцепление схватывает резко, но обороты мотора практически не падают под нагрузкой, как будто это не легковой автомобиль, а трактор без бороны. Разгон с низких оборотов также вызывает ассоциации с сельхозтехникой, но стоит стрелке тахометра перевалить отметку 1500, как ускорение преобразуется в мощнейший спурт. Понимаю, что включился турбокомпрессор, но сам момент включения отследить трудно. Нет ни рывка, ни чувства провала перед ним - просто плавный и мощнейший разгон. Обычно наддувный мотор, отлично работающий в узеньком спектре оборотов, принуждает водителя интенсивно "шуровать" рычагом коробки, тот же позволяет ехать в режиме "автомата", практически не переключаясь. Не снижая ускорения, движок "выворачивается" до ограничителя - 4500об/мин. В светофорных гонках эта "Нива" даст фору многим легковушкам. Кстати, и на ходу автомобиль веселит низким уровнем шумов и вибраций - при этом без дополнительной звукоизоляции. Только немного выделяется стрекот топливной аппаратуры (на холостом ходу он заметней), да рычаг коробки вибрирует при оборотах выше 3000.
Стихия "Нивы" - бездорожье, потому сворачиваю с асфальта в глубочайший снег. Даже на завышенной передаче в "раздатке" полноприводник без усилий преодолевает тяжкий сырой снег в границах дорожного просвета. Лишь на более глубочайших участках приходится перебегать на пониженный ряд. И уж тогда проходимость ограничивается только шинами и мастерством водителя - силенок у нового дизеля с излишком. Сейчас "Нива" может брать препятствия не только лишь с наскока, да и атаковать их неторопливо, взвешенно, с "головой". Еще бы: вращающий момент мотора не только лишь возрос по сопоставлению с бензиновым VAZ 21214, да и переместился в область низких оборотов - от 3000 к 1800.
Новый мотор с индексом 343 вырос из собственного предшественника, полуторалитрового ВАЗ-341. Объем нарастили, увеличив поперечник цилиндров до 82мм, рабочий же ход остался постоянным - 84мм. Но ограничиться только новым блоком, головкой и поршнями не вышло. Пригодилось усилить поршневые пальцы (сейчас их поперечник 25мм заместо 22), прирастить поперечник коренных шеек коленчатого вала (с 50,8 до 60мм) и противовесов. Соответственно, пришлось сделать и новые, более крепкие шатуны. Словом, от предшественника в новеньком моторе осталось малость. Даже топливную аппаратуру, прямо до форсунок, применили необычную.
Унифицированными остались только отливка блока цилиндров, клапанный механизм (не считая выпускных клапанов) и его привод, водяной и масляный насосы. Из "навески" сохранились стартер, сцепление и вакуумный насос, питающий усилитель тормозов.
Оборотной унификации с полуторалитровым дизелем не будет по двум причинам. Во-1-х, внедрение более мощных деталей прирастит механические утраты, что приведет к понижению мощностных характеристик. Во-2-х, более дорогие, они существенно подымут себестоимость 341-го мотора.
Сейчас о варианте с турбонаддувом. Ранее спроектированный полуторалитровый турбодизель 3411 закончил существование, так и не встав на сборочный поток. Таким макаром, этот агрегат остается только в атмосферном варианте. А версия с турбокомпрессором будет только у нового 1,8-литрового мотора (ее индекс 3431). Ее планируют оснащать российским турбокомпрессором разработки НАМИ, создание которого налаживается на Воронежском механическом заводе. Броско, что агрегат наддува, включаясь при 1800 об/мин, обеспечивает уже на этом режиме наибольший вращающий момент, который фактически не понижается с ростом оборотов прямо до срабатывания ограничителя.
Позднее у 3431 появится интеркулер - охладитель сжатого компрессором воздуха. Это устройство, знакомое читателям только по иномаркам, позволит уложиться в нормы Евро II и понизить теплонапряженность мотора.
Выпускать новые моторы будет "БарнаулТрансмаш". Атмосферный дизель увеличенного объема ВАЗ-343, возможно, появится уже в конце этого года (он предназначен для "люксового" VAZ 21048). Сразу продолжится выпуск дизельного VAZ 21045. Возникновения турбодизеля 3431 ожидаем в конце будущего года. Он пойдет, сначала, на VAZ 21213, а чуток позднее - и на полноприводники, выпускаемые в ОПП. Его уже заждались и мини-вэн VAZ 2120, и пятиместные "нивы", и пикапы на ее платформе.
ДИЗЕЛИ ВАЗ ОБЪЕМОМ 1,8 Л
343 3431
Поперечник цилиндра, мм 82 82
Ход поршня, мм 84 84
Мощность, кВт/л. с. 43/58 55/75
при об/мин 4500 4500
Наибольший
вращающий момент, Н.м 110 135
при об/мин 2300 1800
Турбодизель успешно компонуется под капотом "Нивы".
Источник дополнительных сил - турбокомпрессор.
ВАЗ-2131
г.
ТЕХНИКА
/МОДИФИКАЦИЯ
НАДДУВНЫЕ СИЛЫ
НА Вуале ГОТОВ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН
Еще пару лет вспять российские легковые дизели существовали лишь на бумаге. Сейчас "четверки", заправляющиеся совместно с КамАЗами, уже не поражают. А тем временем вазовцы обкатывают новый, более мощнейший движок рабочим объемом 1,8 л, при этом как в атмосферном, так и в турбонаддувном вариантах.
Наверняка, закономерно, что одним из первых кандидатов на новое "сердечко" стал VAZ 2131 - фанаты "Нивы" уже издавна ожидали возникновения под капотом чего-нибудь дизельного, под стать истинному внедорожнику. Начнем с ездовых воспоминаний, приняв за точку отсчета базисную модель.
То, что под капотом VAZ 21315 дизель, выдает только сигнализатор работы свеч накаливания: до того как пустить движок, приходится ожидать, пока погаснет лампочка на панели устройств. Работает же мотор на удивление тихо, как бензиновый. Не по привычке тугое сцепление схватывает резко, но обороты мотора практически не падают под нагрузкой, как будто это не легковой автомобиль, а трактор без бороны. Разгон с низких оборотов также вызывает ассоциации с сельхозтехникой, но стоит стрелке тахометра перевалить отметку 1500, как ускорение преобразуется в мощнейший спурт. Понимаю, что включился турбокомпрессор, но сам момент включения отследить трудно. Нет ни рывка, ни чувства провала перед ним - просто плавный и мощнейший разгон. Обычно наддувный мотор, отлично работающий в узеньком спектре оборотов, принуждает водителя интенсивно "шуровать" рычагом коробки, тот же позволяет ехать в режиме "автомата", практически не переключаясь. Не снижая ускорения, движок "выворачивается" до ограничителя - 4500об/мин. В светофорных гонках эта "Нива" даст фору многим легковушкам. Кстати, и на ходу автомобиль веселит низким уровнем шумов и вибраций - при этом без дополнительной звукоизоляции. Только немного выделяется стрекот топливной аппаратуры (на холостом ходу он заметней), да рычаг коробки вибрирует при оборотах выше 3000.
Стихия "Нивы" - бездорожье, потому сворачиваю с асфальта в глубочайший снег. Даже на завышенной передаче в "раздатке" полноприводник без усилий преодолевает тяжкий сырой снег в границах дорожного просвета. Лишь на более глубочайших участках приходится перебегать на пониженный ряд. И уж тогда проходимость ограничивается только шинами и мастерством водителя - силенок у нового дизеля с излишком. Сейчас "Нива" может брать препятствия не только лишь с наскока, да и атаковать их неторопливо, взвешенно, с "головой". Еще бы: вращающий момент мотора не только лишь возрос по сопоставлению с бензиновым VAZ 21214, да и переместился в область низких оборотов - от 3000 к 1800.
Новый мотор с индексом 343 вырос из собственного предшественника, полуторалитрового ВАЗ-341. Объем нарастили, увеличив поперечник цилиндров до 82мм, рабочий же ход остался постоянным - 84мм. Но ограничиться только новым блоком, головкой и поршнями не вышло. Пригодилось усилить поршневые пальцы (сейчас их поперечник 25мм заместо 22), прирастить поперечник коренных шеек коленчатого вала (с 50,8 до 60мм) и противовесов. Соответственно, пришлось сделать и новые, более крепкие шатуны. Словом, от предшественника в новеньком моторе осталось малость. Даже топливную аппаратуру, прямо до форсунок, применили необычную.
Унифицированными остались только отливка блока цилиндров, клапанный механизм (не считая выпускных клапанов) и его привод, водяной и масляный насосы. Из "навески" сохранились стартер, сцепление и вакуумный насос, питающий усилитель тормозов.
Оборотной унификации с полуторалитровым дизелем не будет по двум причинам. Во-1-х, внедрение более мощных деталей прирастит механические утраты, что приведет к понижению мощностных характеристик. Во-2-х, более дорогие, они существенно подымут себестоимость 341-го мотора.
Сейчас о варианте с турбонаддувом. Ранее спроектированный полуторалитровый турбодизель 3411 закончил существование, так и не встав на сборочный поток. Таким макаром, этот агрегат остается только в атмосферном варианте. А версия с турбокомпрессором будет только у нового 1,8-литрового мотора (ее индекс 3431). Ее планируют оснащать российским турбокомпрессором разработки НАМИ, создание которого налаживается на Воронежском механическом заводе. Броско, что агрегат наддува, включаясь при 1800 об/мин, обеспечивает уже на этом режиме наибольший вращающий момент, который фактически не понижается с ростом оборотов прямо до срабатывания ограничителя.
Позднее у 3431 появится интеркулер - охладитель сжатого компрессором воздуха. Это устройство, знакомое читателям только по иномаркам, позволит уложиться в нормы Евро II и понизить теплонапряженность мотора.
Выпускать новые моторы будет "БарнаулТрансмаш". Атмосферный дизель увеличенного объема ВАЗ-343, возможно, появится уже в конце этого года (он предназначен для "люксового" VAZ 21048). Сразу продолжится выпуск дизельного VAZ 21045. Возникновения турбодизеля 3431 ожидаем в конце будущего года. Он пойдет, сначала, на VAZ 21213, а чуток позднее - и на полноприводники, выпускаемые в ОПП. Его уже заждались и мини-вэн VAZ 2120, и пятиместные "нивы", и пикапы на ее платформе.
ДИЗЕЛИ ВАЗ ОБЪЕМОМ 1,8 Л
343 3431
Поперечник цилиндра, мм 82 82
Ход поршня, мм 84 84
Мощность, кВт/л. с. 43/58 55/75
при об/мин 4500 4500
Наибольший
вращающий момент, Н.м 110 135
при об/мин 2300 1800
Турбодизель успешно компонуется под капотом "Нивы".
Источник дополнительных сил - турбокомпрессор.
ВАЗ-2131
г.