КАРКАС Креп
КАРКАС Креп
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
КАРКАС Креп
Сидения "САМАР" Сейчас Неопасны
Интересная, полная шокирующих неожиданностей и приятных сюрпризов "седалищная" эпопея началась несколько лет вспять. Напомню, что тогда в процессе проверки сидений на соответствие нормам безопасности с треском провалилось кресло VAZ 2109 (ЗР, 2000, № 4, "Водянистый стул"). Приученные к неторопливости гигантов промышленности, мы запаслись терпением и стали ожидать реакции Волжского автозавода.
ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Ответом журнальчику, а как следует, и нашим читателям стало упрямое молчание. Не посодействовало даже обходительное напоминание в следующем тесте (ЗР, 2000, № 6, "На грани фола"). Время текло, и надежда получить официальную бумагу с подробным описанием обстоятельств фиаско и мерах, принятых для усиления "девятых" сидений, таяла.
Малость успокаивало только то, что
на критику в адресок ВАЗа живо отреагировал рынок, здесь же предложивший кандидатуру штатным изделиям.
Кроме узнаваемых забугорных поставщиков, появились российские независящие производители сидений. Крепких, комфортных, неопасных и относительно дешевых. Самое увлекательное - продукция этих компаний просто делала нормативы, хотя в их использовались вазовские комплектующие от "восьмых" и "девятых" кресел! А Волжский автозавод все молчал. В конце концов, мы решили, что пауза непозволительно затянулась и пришла пора действовать.
ПАРАД АУТСАЙДЕРОВ?
Собирая эталоны для нового теста российских серийных сидений, мы запланировали взбодрить ВАЗ по полной программке. Кроме контрольного выстрела в голову (поточнее, в подголовник) несчастному "девятому" креслу, пройти расправу предложили к тому же схожем по конструкции моделям VAZ 21213 и VAZ 2110. Ранее мы их не испытывали. А напрасно, широкая унификация деталей в этом случае могла сыграть злую шуточку - случается, наследными заболеваниями мучается несколько поколений семейства.
Сидения "Нивы" и "10-ки" приобрели в магазинах запасных частей, попросив подтвердить их происхождение надлежащими бумагами. А вот "девятому" по полностью понятным причинам уделили повышенное внимание. Новый, с иголочки эталон демонтировали с обретенного в салоне автомобиля 2002 года выпуска. Достоин упоминания тот факт, что кресло было оборудовано подголовником увеличенной высоты. Это отчетливый знак проведенной ВАЗом модернизации. Свежайшие нормы безопасности (Правило 17 ЕЭК ООН, поправка 05) отличаются от старенькых как раз требованиями к геометрии подголовника. Ага, заводчане молчали, точно партизаны, а сами втихаря улучшали сидения? Увлекательная, хотя и не совершенно понятная позиция. Но не будем спешить с выводами - контроль размеров и прочности расставит все точки над "i".
Ограничиваться вазовскими изделиями было бы само мало несправедливо - еще есть несколько образцов с подмоченной репутацией.
Какой-то из них - стульчик "Оки" (по другому его и не назовешь), ставший четвертым участником теста. Приреканий к нему масса: крепкость спинки оставляет вожделеть наилучшего, механизм регулировки ее наклона нередко ломается, а узлы крепления подголовника очень слабые. При этом последний так и не стал неотклонимым атрибутом каждого сидения. Еще совершенно не так давно можно было повстречать в продаже авто с "нагим" креслом. А в магазинах запчастей царствует полная путаница - подголовники продают раздельно от стульчиков и часто заместо штатных предлагают "восьмые".
5-ый участник - "Ода" Izh 2126. Желание проверить это изделие появилось после того, как очень субтильный шофер прикончил механизм регулировки наклона спинки через две недели после начала эксплуатации нового автомобиля. Энтузиазм к сидению вызван к тому же тем, что скоро им будут комплектовать не только лишь "оды", да и все "шестерки", сходящие с сборочного потока Ижевского автозавода.
КРУШИМ ПО НАУКЕ
Кратко о методике испытаний. Сидения инспектировали на соответствие нормам безопасности, а конкретно Правилу 17-05 ЕЭК ООН.
Последние две числа обозначают номер поправки, другими словами это уже 5-ая редакция документа, отличающаяся от предшествующей рядом дополнений. Их сущность - ужесточение нормативов.
Потому что размеры кресел (высота подголовника) строго регламентированы, 1-ый шаг испытаний - контроль геометрии. Прямо за ним инспектируют энергоемкость подголовников. Тест призван оценить их травмоЗаконодательство для задних пассажиров, которые при аварии могут удариться о фронтальные сидения. Заднюю поверхность подголовника лупят макетом головы, передвигающимся со скоростью 24,1+0,5 км/ч, и замеряют ускорение. Замедление в центре масс ударного элемента не должно превосходить 80 g в течение более 3 мс (g - ускорение свободного падения).
Последующий шаг - проверка прочности сидений, их подголовников и устройств регулировки наклона спинки статической нагрузкой. Поначалу к спинке макетом тела прикладывают момент 37,3 даН.м, потом сферической моделью головы передают таковой же момент и на подголовник. Его перемещение под действием этого усилия не должно быть более 102мм. Если эталон уложился в норматив, испытание длится - не снимая нагрузку со спинки, дожимают подголовник.
Правило 17-05 ЕЭК ООН считается выполненным, если подголовник выдержит действие силы 89 даН и не сломается сидение.
Вот фактически и все. Но мы привыкли на этом не останавливаться и давить эталоны до поломки. Конкретно так выявляются слабенькие места конструкции. К тому же нелишне знать припас прочности каждой модели сидения - ведь наше создание не отличается стабильностью. Сейчас выполнил требования на пределе, а завтра, глядишь, провалил целую партию из-за сбоя в технологической цепочке.
КРЕПКАЯ СЕМЕЙКА
Результаты испытаний сведены в таблицу. Комментарий такой: тест на энергоемкость подголовника победили все эталоны. Хорошо обстоит дело и с геометрией - четыре изделия укладываются в норматив, и только "десятое" сидение немножко не дотягивает до требования Правила 17-05 к высоте подголовника. Но в этом случае не стоит раздувать из мухи слона. Убежден: скоро на "10-ках" появятся кресла с увеличенным подголовником, аналогичным "девятому". Это вопрос времени. Ну и в магазинах запасных частей устаревшие модели равномерно уступят место модернизированным.
А сейчас самый вкусный кусок пирога - проверка прочности. Начну с проигравшего.
Пыток статической нагрузкой не выдержало только сидение "Оки". Результат ожидаемый и закономерный.
При дожимании подголовника элементы его крепления "потекли" под действием силы 60 даН заместо положенных 89. Таким макаром, Правило 17 не выполнено. Последующие изымательства привели к тому, что стульчик развалился. Вскрытие выявило целый набор сломавшихся деталей: вывернуты направляющие подголовника, отказал механизм наклона спинки, ну и саму спинку покоробило основательно. Это сидение небезопасно для жизни! Веселит только то, что деньки его сочтены. Из достоверных источников (простите уж за газетный штамп) стало понятно - ударными темпами идет разработка нового кресла для "Оки". Остается пожелать, чтоб смена старенькой модели на свежайшую произошла как можно резвее, ведь пассажиры малеханького автомобиля заслуживают наилучшей участи.
Приятный сюрприз преподнесло сидение Izh 2126: вопреки ожиданиям механизм регулировки наклона спинки оказался крепким. Нормативы выполнены. Нагружение до разрушения выявило только одно слабенькое место - согнулась левая подставка салазок продольной регулировки, никаких небезопасных изломов не вышло. Разборка показала, что другие Ремонт и эксплуатация уцелели. Не достаточно того, они сработаны на совесть и, судя по всему, владеют приличным припасом прочности.
Вывод очевиден - при высококачественном изготовлении механизма регулировки наклона спинки модель из Ижевска полностью неопасна.
Вазовская семейка изумила и в сей раз, ни с того ни с этого выступив массивно и размеренно. "Десятое" кресло выполнило норматив, продемонстрировав практически двукратный припас прочности. Спинка просто пережила нагружение до разрушения - в отличие от "девятых" сидений, она не имеет сужения в средней части (излом происходил конкретно там) и поэтому довольно крепка без каких-то усилителей. Вышедшие из строя Ремонт и эксплуатация в главном те же, что унифицированы с другими схожими моделями: станины крепления салазок продольной регулировки, синхронизатор и упоры нижних звеньев механизма наклона спинки.
Далее - сюрприз! Провалившееся два года вспять сидение "девятой" модели и схожее на него как две капли воды "нивовское" (отличия только в салазках, а каркасы однообразные) на этот раз оказались самыми стойкими! Более чем двукратное превышение норматива - и никаких небезопасных изломов при разрушении. Согнулись те же элементы, что у "десятого" кресла, а конкретно - упоры нижних звеньев механизма наклона. У "девятого" отказал к тому же сам механизм. Но почему же выдержали спинки, к которым ранее были прирекания? Сняв обивки, мы отыскали на каркасах усилители - поперечные прутья, вваренные в слабеньком некогда месте. Они-то и не дали спинкам сломаться напополам, хотя металл уже начал гнуться. Остается только констатировать радостный факт:
Волжский автозавод модернизировал каркас "восьмого", "девятого" и "нивовского" сидений. Сейчас эти кресла Неопасны!
СКРОМНОСТЬ Декорирует НЕ ВСЕГДА
Итак, произошел редчайший для нашей страны случай: завод ответил на критику не словом, а делом. Предпосылки загадочного молчания ВАЗа так и останутся неведомыми. Но мы не в обиде - цель-то достигнута. Сейчас обладатели "самар" и "нив" могут быть убеждены в том, что кресла выручат их при аварии.
Но хотелось бы обратиться к заводчанам. Почетаемые вазовцы, неверная скромность ни к чему. Незнание часто порождает стрессовость и кучу домыслов. Если б мы не провели тест, многие потребители как и раньше считали бы, что приобретают авто, снаряженные сиденьями-убийцами. Думаем, сказать им о принятых мерах все таки стоило. Спокойствием людей порочно третировать, ну и репутации марки откровенность не повредила бы. Когда производитель исправляет ошибки, смущяться нечего. Его усвоют, простят и будут уважать.
Проверка деформации подголовника "десятого" сидения при нормируемой нагрузке.
Проверка стульчика "Оки" на крепкость. Итог неутешительный.
Проверка энергоемкости подголовника сидения "Самары" - удар макетом головы.
VAZ 2110
При нагрузке 165 даН согнулись станины салазок и упоры нижних звеньев механизма наклона спинки.
Спинка крепка без дополнительных усилителей.
"ОДА"
Каркас сработан на совесть. При нагрузке 100 даН согнулась станина салазок. Небезопасных изломов нет.
"НИВА"
Сидения "Нивы" и "девятки" оказались самыми крепкими.
VAZ 2109
В слабеньком месте спинки приварен усилитель, под нагрузкой он согнулся, но спинка выдержала...
... а вот что происходило с каркасом без усилителя.
"ОКА"
Стульчик "Оки" - аутсайдер теста.
Вывернуты направляющие подголовника. Покороблена спинка, согнулась даже толстая поперечная труба.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СИДЕНИЙ
Нормы безопасности, Сидение
Правило 17 ЕЭК ООН, ВАЗ- ВАЗ- ВАЗ- ИЖ- КамАЗ,
приложение 05 2110 2109 21213 2126 СеАЗ-1111
Высота подголовника Более 800 (750)* 780 800 800 780* 800
(среднее положение), мм
Ширина подголовника, мм Более 170 300 270 270 270 220
Энергоемкость подголовника Менее 80 g**
при ударе макетом головы в течение 3 мс 46 g 72 g 57 g 42 g 38 g
со скоростью 24,1+0,5 км/ч
Статическое нагружение подголов- Перемещение подголовника 60 75 95 72 90
ника моментом 37,3 даН.м*** менее 102 мм
Статическое нагружение подголов- Не должно происходить
ника 89 даН поломки подголовника, Соответствует Не соответствует
сидения либо его спинки
60 - поломка
Нагружение до разрушения, даН - 165 200 250 100 крепления
подголовника
* Данные для подголовников, не регулируемых по высоте. ** g - ускорение свободного падения 9,8 м/с2.
*** 1 даН.м (деканьютон на метр) = Н.м.
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
КАРКАС Креп
Сидения "САМАР" Сейчас Неопасны
Интересная, полная шокирующих неожиданностей и приятных сюрпризов "седалищная" эпопея началась несколько лет вспять. Напомню, что тогда в процессе проверки сидений на соответствие нормам безопасности с треском провалилось кресло VAZ 2109 (ЗР, 2000, № 4, "Водянистый стул"). Приученные к неторопливости гигантов промышленности, мы запаслись терпением и стали ожидать реакции Волжского автозавода.
ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Ответом журнальчику, а как следует, и нашим читателям стало упрямое молчание. Не посодействовало даже обходительное напоминание в следующем тесте (ЗР, 2000, № 6, "На грани фола"). Время текло, и надежда получить официальную бумагу с подробным описанием обстоятельств фиаско и мерах, принятых для усиления "девятых" сидений, таяла.
Малость успокаивало только то, что
на критику в адресок ВАЗа живо отреагировал рынок, здесь же предложивший кандидатуру штатным изделиям.
Кроме узнаваемых забугорных поставщиков, появились российские независящие производители сидений. Крепких, комфортных, неопасных и относительно дешевых. Самое увлекательное - продукция этих компаний просто делала нормативы, хотя в их использовались вазовские комплектующие от "восьмых" и "девятых" кресел! А Волжский автозавод все молчал. В конце концов, мы решили, что пауза непозволительно затянулась и пришла пора действовать.
ПАРАД АУТСАЙДЕРОВ?
Собирая эталоны для нового теста российских серийных сидений, мы запланировали взбодрить ВАЗ по полной программке. Кроме контрольного выстрела в голову (поточнее, в подголовник) несчастному "девятому" креслу, пройти расправу предложили к тому же схожем по конструкции моделям VAZ 21213 и VAZ 2110. Ранее мы их не испытывали. А напрасно, широкая унификация деталей в этом случае могла сыграть злую шуточку - случается, наследными заболеваниями мучается несколько поколений семейства.
Сидения "Нивы" и "10-ки" приобрели в магазинах запасных частей, попросив подтвердить их происхождение надлежащими бумагами. А вот "девятому" по полностью понятным причинам уделили повышенное внимание. Новый, с иголочки эталон демонтировали с обретенного в салоне автомобиля 2002 года выпуска. Достоин упоминания тот факт, что кресло было оборудовано подголовником увеличенной высоты. Это отчетливый знак проведенной ВАЗом модернизации. Свежайшие нормы безопасности (Правило 17 ЕЭК ООН, поправка 05) отличаются от старенькых как раз требованиями к геометрии подголовника. Ага, заводчане молчали, точно партизаны, а сами втихаря улучшали сидения? Увлекательная, хотя и не совершенно понятная позиция. Но не будем спешить с выводами - контроль размеров и прочности расставит все точки над "i".
Ограничиваться вазовскими изделиями было бы само мало несправедливо - еще есть несколько образцов с подмоченной репутацией.
Какой-то из них - стульчик "Оки" (по другому его и не назовешь), ставший четвертым участником теста. Приреканий к нему масса: крепкость спинки оставляет вожделеть наилучшего, механизм регулировки ее наклона нередко ломается, а узлы крепления подголовника очень слабые. При этом последний так и не стал неотклонимым атрибутом каждого сидения. Еще совершенно не так давно можно было повстречать в продаже авто с "нагим" креслом. А в магазинах запчастей царствует полная путаница - подголовники продают раздельно от стульчиков и часто заместо штатных предлагают "восьмые".
5-ый участник - "Ода" Izh 2126. Желание проверить это изделие появилось после того, как очень субтильный шофер прикончил механизм регулировки наклона спинки через две недели после начала эксплуатации нового автомобиля. Энтузиазм к сидению вызван к тому же тем, что скоро им будут комплектовать не только лишь "оды", да и все "шестерки", сходящие с сборочного потока Ижевского автозавода.
КРУШИМ ПО НАУКЕ
Кратко о методике испытаний. Сидения инспектировали на соответствие нормам безопасности, а конкретно Правилу 17-05 ЕЭК ООН.
Последние две числа обозначают номер поправки, другими словами это уже 5-ая редакция документа, отличающаяся от предшествующей рядом дополнений. Их сущность - ужесточение нормативов.
Потому что размеры кресел (высота подголовника) строго регламентированы, 1-ый шаг испытаний - контроль геометрии. Прямо за ним инспектируют энергоемкость подголовников. Тест призван оценить их травмоЗаконодательство для задних пассажиров, которые при аварии могут удариться о фронтальные сидения. Заднюю поверхность подголовника лупят макетом головы, передвигающимся со скоростью 24,1+0,5 км/ч, и замеряют ускорение. Замедление в центре масс ударного элемента не должно превосходить 80 g в течение более 3 мс (g - ускорение свободного падения).
Последующий шаг - проверка прочности сидений, их подголовников и устройств регулировки наклона спинки статической нагрузкой. Поначалу к спинке макетом тела прикладывают момент 37,3 даН.м, потом сферической моделью головы передают таковой же момент и на подголовник. Его перемещение под действием этого усилия не должно быть более 102мм. Если эталон уложился в норматив, испытание длится - не снимая нагрузку со спинки, дожимают подголовник.
Правило 17-05 ЕЭК ООН считается выполненным, если подголовник выдержит действие силы 89 даН и не сломается сидение.
Вот фактически и все. Но мы привыкли на этом не останавливаться и давить эталоны до поломки. Конкретно так выявляются слабенькие места конструкции. К тому же нелишне знать припас прочности каждой модели сидения - ведь наше создание не отличается стабильностью. Сейчас выполнил требования на пределе, а завтра, глядишь, провалил целую партию из-за сбоя в технологической цепочке.
КРЕПКАЯ СЕМЕЙКА
Результаты испытаний сведены в таблицу. Комментарий такой: тест на энергоемкость подголовника победили все эталоны. Хорошо обстоит дело и с геометрией - четыре изделия укладываются в норматив, и только "десятое" сидение немножко не дотягивает до требования Правила 17-05 к высоте подголовника. Но в этом случае не стоит раздувать из мухи слона. Убежден: скоро на "10-ках" появятся кресла с увеличенным подголовником, аналогичным "девятому". Это вопрос времени. Ну и в магазинах запасных частей устаревшие модели равномерно уступят место модернизированным.
А сейчас самый вкусный кусок пирога - проверка прочности. Начну с проигравшего.
Пыток статической нагрузкой не выдержало только сидение "Оки". Результат ожидаемый и закономерный.
При дожимании подголовника элементы его крепления "потекли" под действием силы 60 даН заместо положенных 89. Таким макаром, Правило 17 не выполнено. Последующие изымательства привели к тому, что стульчик развалился. Вскрытие выявило целый набор сломавшихся деталей: вывернуты направляющие подголовника, отказал механизм наклона спинки, ну и саму спинку покоробило основательно. Это сидение небезопасно для жизни! Веселит только то, что деньки его сочтены. Из достоверных источников (простите уж за газетный штамп) стало понятно - ударными темпами идет разработка нового кресла для "Оки". Остается пожелать, чтоб смена старенькой модели на свежайшую произошла как можно резвее, ведь пассажиры малеханького автомобиля заслуживают наилучшей участи.
Приятный сюрприз преподнесло сидение Izh 2126: вопреки ожиданиям механизм регулировки наклона спинки оказался крепким. Нормативы выполнены. Нагружение до разрушения выявило только одно слабенькое место - согнулась левая подставка салазок продольной регулировки, никаких небезопасных изломов не вышло. Разборка показала, что другие Ремонт и эксплуатация уцелели. Не достаточно того, они сработаны на совесть и, судя по всему, владеют приличным припасом прочности.
Вывод очевиден - при высококачественном изготовлении механизма регулировки наклона спинки модель из Ижевска полностью неопасна.
Вазовская семейка изумила и в сей раз, ни с того ни с этого выступив массивно и размеренно. "Десятое" кресло выполнило норматив, продемонстрировав практически двукратный припас прочности. Спинка просто пережила нагружение до разрушения - в отличие от "девятых" сидений, она не имеет сужения в средней части (излом происходил конкретно там) и поэтому довольно крепка без каких-то усилителей. Вышедшие из строя Ремонт и эксплуатация в главном те же, что унифицированы с другими схожими моделями: станины крепления салазок продольной регулировки, синхронизатор и упоры нижних звеньев механизма наклона спинки.
Далее - сюрприз! Провалившееся два года вспять сидение "девятой" модели и схожее на него как две капли воды "нивовское" (отличия только в салазках, а каркасы однообразные) на этот раз оказались самыми стойкими! Более чем двукратное превышение норматива - и никаких небезопасных изломов при разрушении. Согнулись те же элементы, что у "десятого" кресла, а конкретно - упоры нижних звеньев механизма наклона. У "девятого" отказал к тому же сам механизм. Но почему же выдержали спинки, к которым ранее были прирекания? Сняв обивки, мы отыскали на каркасах усилители - поперечные прутья, вваренные в слабеньком некогда месте. Они-то и не дали спинкам сломаться напополам, хотя металл уже начал гнуться. Остается только констатировать радостный факт:
Волжский автозавод модернизировал каркас "восьмого", "девятого" и "нивовского" сидений. Сейчас эти кресла Неопасны!
СКРОМНОСТЬ Декорирует НЕ ВСЕГДА
Итак, произошел редчайший для нашей страны случай: завод ответил на критику не словом, а делом. Предпосылки загадочного молчания ВАЗа так и останутся неведомыми. Но мы не в обиде - цель-то достигнута. Сейчас обладатели "самар" и "нив" могут быть убеждены в том, что кресла выручат их при аварии.
Но хотелось бы обратиться к заводчанам. Почетаемые вазовцы, неверная скромность ни к чему. Незнание часто порождает стрессовость и кучу домыслов. Если б мы не провели тест, многие потребители как и раньше считали бы, что приобретают авто, снаряженные сиденьями-убийцами. Думаем, сказать им о принятых мерах все таки стоило. Спокойствием людей порочно третировать, ну и репутации марки откровенность не повредила бы. Когда производитель исправляет ошибки, смущяться нечего. Его усвоют, простят и будут уважать.
Проверка деформации подголовника "десятого" сидения при нормируемой нагрузке.
Проверка стульчика "Оки" на крепкость. Итог неутешительный.
Проверка энергоемкости подголовника сидения "Самары" - удар макетом головы.
VAZ 2110
При нагрузке 165 даН согнулись станины салазок и упоры нижних звеньев механизма наклона спинки.
Спинка крепка без дополнительных усилителей.
"ОДА"
Каркас сработан на совесть. При нагрузке 100 даН согнулась станина салазок. Небезопасных изломов нет.
"НИВА"
Сидения "Нивы" и "девятки" оказались самыми крепкими.
VAZ 2109
В слабеньком месте спинки приварен усилитель, под нагрузкой он согнулся, но спинка выдержала...
... а вот что происходило с каркасом без усилителя.
"ОКА"
Стульчик "Оки" - аутсайдер теста.
Вывернуты направляющие подголовника. Покороблена спинка, согнулась даже толстая поперечная труба.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СИДЕНИЙ
Нормы безопасности, Сидение
Правило 17 ЕЭК ООН, ВАЗ- ВАЗ- ВАЗ- ИЖ- КамАЗ,
приложение 05 2110 2109 21213 2126 СеАЗ-1111
Высота подголовника Более 800 (750)* 780 800 800 780* 800
(среднее положение), мм
Ширина подголовника, мм Более 170 300 270 270 270 220
Энергоемкость подголовника Менее 80 g**
при ударе макетом головы в течение 3 мс 46 g 72 g 57 g 42 g 38 g
со скоростью 24,1+0,5 км/ч
Статическое нагружение подголов- Перемещение подголовника 60 75 95 72 90
ника моментом 37,3 даН.м*** менее 102 мм
Статическое нагружение подголов- Не должно происходить
ника 89 даН поломки подголовника, Соответствует Не соответствует
сидения либо его спинки
60 - поломка
Нагружение до разрушения, даН - 165 200 250 100 крепления
подголовника
* Данные для подголовников, не регулируемых по высоте. ** g - ускорение свободного падения 9,8 м/с2.
*** 1 даН.м (деканьютон на метр) = Н.м.