Кузовному ателье Bertone - 90 лет. Царство высочайшей моды
Кузовному ателье Bertone - 90 лет. Царство высочайшей моды
Он стоял с бокалом шампанского в окружении 10-ов телеоператоров и фотографов, а те, завороженные ухмылкой величавого авто кутюрье, на мгновение даже запамятовали, что нужно жать на кнопки - все ощутили: это, может быть, последний выход живой легенды на публику...
Осенью 1912-го Джованни Бертоне приехал в Турин, зарегистрировал свою фирму и, наняв 3-х рабочих, стал строить конные экипажи. (Их тогда даже на улицах 1-го из самых промышленных городов Италии было большая часть.)
Предприятие работало удачно, семья юного бизнесмена росла. В 1914-м родился 2-ой ребенок - отпрыск Джузеппе, получивший скоро прозвище Нуччо. Через 5 лет мастерская переехала в более просторное помещение на виа Монжиневро, 20. А еще через год, в 1921-м, "Кароззерия Бертоне" выстроила собственный 1-ый авто кузов - стильный "торпедо" на шасси СПА-23S. Роскошные, кропотливо сработанные кузова стремительно получили признание состоявшихся клиентов. Бертоне стал одевать шасси узнаваемых итальянских марок, и в числе их - ФИАТ и "Лянчу".
Нуччо, который основался в мастерской около отца чуть не с пеленок, лет с 12-ти стал уже серьезно вникать в тонкости кузовного ремесла. В 19 лет он оставил экономический факультет туринского института и начал продавать машины с отцовскими кузовами. У юного Бертоне очевидно обозначилась коммерческая жилка, ну и институтские познания понадобились, но куда больше его тянуло отрисовывать авто. Через несколько лет он стал, на самом деле, основным дизайнером компании. Нуччо стремительно сообразил: на эксклюзивных заказах не проживешь, для тестов необходимы средства, а залог денежной стабильности - создание, пусть даже мелкосерийное.
Все эти идеи удалось воплотить еще в годы войны. Компания строила кузова армейских и санитарных машин, не оставляя при всем этом высшую моду и готовя планы на будущее. В 1943-м для известного журналиста и гонщика-любителя Джованни Чернуши был построен красивый автомобиль с откидным верхом на укороченном шасси ФИАТ-2800.
После войны Нуччо возглавил компанию и совместно с начинающим дизайнером Витторио Станьюлини принялся за новые люксовые и Подвескаивные кузова. Вдвоем они спроектировали роскошное Подвескаивное купе и гоночную машину на шасси доступного ФИАТ-1100, показав, что и дешевый автомобиль можно поменять практически до неузнаваемости, если облечь в "костюмчик", скроенный настоящими специалистами.
Итальянскую марку узнали и за океаном. Чикагский миллионер Арнольт, искусно используя показавшуюся тогда в Америке моду на итальянские кузова, небезуспешно продавал купе и родстеры работы "Бертоне" на шасси английских MG и "Бристоль". Но реальный коммерческий фуррор пришел после Туринского мотор-шоу-1954, где выставили макет Подвескаивного купе "Альфа-Ромео Джульетта Спринт". Машина приглянулась шефам "Альфа-Ромео", и скоро выпуск "джульетт" организовали на новеньком заводе "Бертоне" в Грульяско. Сначало планировали сделать всего-то 500 автомобилей, но фуррор модели затмил все ожидания: за 12 лет из ворот предприятия вышло около 40 тыщ Подвескаивных купе.
Серийные авто и заказы именитых компаний давали возможность не оставлять и высочайшее искусство. В 1953-1955 гг. было выстроено три макета ВАТ ("Берлинетта Аэродинамика Текника" - дословно "техника аэродинамического купе"). Проект доводил до разума Франко Скальоне - новенькая восходящая звезда итальянского дизайна.
Вместе с талантом дизайнера и незаурядными организаторскими возможностями, маэстро Бертоне обладал бесспорным даром отыскивать и притягивать к для себя таланты. Конкретно у него работал тогда еще никому не узнаваемый Джорджетто Джуджаро - создатель именитых "Изо-Грифо" и "ФИАТ-Дино купе", а позже - основоположник ателье "Итал Дизайн". В 1965-м к маэстро пришел Марчелло Гандини, создавший звезду выставки "Экспо-67" - "Альфа-Ромео Монреаль", также авангардные, смелостью линий поразившие даже матерых дизайнеров, "Ламборгини-Каунтач" и "Марцал" (последняя заняла место в известной коллекции князя Монако Ренье). А еще - героиню раллийных трасс 70-х "Лянчу-Стратос HF" и уже нареченную тут "Ламборгини-Миура", на целое десятилетие задавшую стиль Подвескаивных автомобилей.
Профессиональные дизайнеры, выросшие в "Бертоне", дали повод к дискуссиям, что сам маэстро был только везучим менеджером, ловко использующим юные дарования. Против этого не один раз выступали сами "птенцы гнезда бертонева", в особенности Гандини - он подчеркивал, что Нуччо, как минимум, всегда делал 1-ые эскизы будущих шедевров. Кстати, известную "Каризму", построенную на узлах "Порше", Бертоне представил публике в 1994-м, когда самые даровитые его ученики уже не работали с ним.
Перечень только серийных машин, кузова которых спроектировали в прославленном туринском ателье, занял бы целую страничку. Посреди их - " Фольксваген Поло", "ситроены" ХМ и "Ксантия", " Дэу Эсперо", "Шкода-Фаворит"... В последние годы жизни маэстро, благодаря длительным договорам с ФИАТом и "Опелем" на создание кабриолетов, еще более укрепил денежный фундамент компании. На "Бертоне" ввели автоматическую систему проектирования, что позволило существенно ускорить создание новых кузовов.
Но, делая более 2-ух 10-ов (!) моделей в год (не считая макетов и проектов дизайна интерьеров), ателье не стало "штамповать" безликие, похожие друг на друга авто. Любая модель как и раньше имела неповторимое лицо, с чертами, как вобщем и несколько десятилетий вспять, фирменного стиля Бертоне. А это краткость без намека на вычурность, запоминающийся, привлекательный образ, сделанный выразительными жадными "мазками".
В 1994-м "Бертоне" вновь изумила мир. На этот раз - рекордным электромобилем ZER ("Зеро Эмишен Рекорд" - нулевой выброс) с потрясающей аэродинамикой: Сх=0,11! Машина, воспоминание о рекордном "Абарте" 1956 года, тоже одетом "Бертоне", достигнула скорости 303,977 км/ч и прошла за час практически 200 км.
...Женевский автосалон 1996-го вправду стал для Нуччо Бертоне последним. Маэстро скончался 26 февраля 1997-го, оставив дочерям четыре преуспевающие компании, в том числе завод, производящий 70 тыщ автомобилей в год, и... главную родовую драгоценность - прославленное имя короля высочайшей моды. Одна из последних работ маэстро - Слалом базировался на узлах Подвескаивного Опеля-Калибра.Звезда 50-х - Альфа-Ромео Джульетта Спринт.
Авангардная стилистика прототипов ВАТ, сделанных в 1953-1955 гг. вместе с Альфа-Ромео, ошеломила современников.Автомобиль с откидным верхом на шасси ФИАТ-2800 с 85-сильным мотором сделали в 1943 году в единственном экземпляре.Собственный 1-ый авто кузов Бертоне выстроила в 1921 году для СПА-23S.
Знаменитая Ламборгини-Миура 1966 года. Движок V12 мощностью 370 л.с., максималка - под 300 км/ч.Джованни (слева) и Нуччо Бертоне.
Он стоял с бокалом шампанского в окружении 10-ов телеоператоров и фотографов, а те, завороженные ухмылкой величавого авто кутюрье, на мгновение даже запамятовали, что нужно жать на кнопки - все ощутили: это, может быть, последний выход живой легенды на публику...
Осенью 1912-го Джованни Бертоне приехал в Турин, зарегистрировал свою фирму и, наняв 3-х рабочих, стал строить конные экипажи. (Их тогда даже на улицах 1-го из самых промышленных городов Италии было большая часть.)
Предприятие работало удачно, семья юного бизнесмена росла. В 1914-м родился 2-ой ребенок - отпрыск Джузеппе, получивший скоро прозвище Нуччо. Через 5 лет мастерская переехала в более просторное помещение на виа Монжиневро, 20. А еще через год, в 1921-м, "Кароззерия Бертоне" выстроила собственный 1-ый авто кузов - стильный "торпедо" на шасси СПА-23S. Роскошные, кропотливо сработанные кузова стремительно получили признание состоявшихся клиентов. Бертоне стал одевать шасси узнаваемых итальянских марок, и в числе их - ФИАТ и "Лянчу".
Нуччо, который основался в мастерской около отца чуть не с пеленок, лет с 12-ти стал уже серьезно вникать в тонкости кузовного ремесла. В 19 лет он оставил экономический факультет туринского института и начал продавать машины с отцовскими кузовами. У юного Бертоне очевидно обозначилась коммерческая жилка, ну и институтские познания понадобились, но куда больше его тянуло отрисовывать авто. Через несколько лет он стал, на самом деле, основным дизайнером компании. Нуччо стремительно сообразил: на эксклюзивных заказах не проживешь, для тестов необходимы средства, а залог денежной стабильности - создание, пусть даже мелкосерийное.
Все эти идеи удалось воплотить еще в годы войны. Компания строила кузова армейских и санитарных машин, не оставляя при всем этом высшую моду и готовя планы на будущее. В 1943-м для известного журналиста и гонщика-любителя Джованни Чернуши был построен красивый автомобиль с откидным верхом на укороченном шасси ФИАТ-2800.
После войны Нуччо возглавил компанию и совместно с начинающим дизайнером Витторио Станьюлини принялся за новые люксовые и Подвескаивные кузова. Вдвоем они спроектировали роскошное Подвескаивное купе и гоночную машину на шасси доступного ФИАТ-1100, показав, что и дешевый автомобиль можно поменять практически до неузнаваемости, если облечь в "костюмчик", скроенный настоящими специалистами.
Итальянскую марку узнали и за океаном. Чикагский миллионер Арнольт, искусно используя показавшуюся тогда в Америке моду на итальянские кузова, небезуспешно продавал купе и родстеры работы "Бертоне" на шасси английских MG и "Бристоль". Но реальный коммерческий фуррор пришел после Туринского мотор-шоу-1954, где выставили макет Подвескаивного купе "Альфа-Ромео Джульетта Спринт". Машина приглянулась шефам "Альфа-Ромео", и скоро выпуск "джульетт" организовали на новеньком заводе "Бертоне" в Грульяско. Сначало планировали сделать всего-то 500 автомобилей, но фуррор модели затмил все ожидания: за 12 лет из ворот предприятия вышло около 40 тыщ Подвескаивных купе.
Серийные авто и заказы именитых компаний давали возможность не оставлять и высочайшее искусство. В 1953-1955 гг. было выстроено три макета ВАТ ("Берлинетта Аэродинамика Текника" - дословно "техника аэродинамического купе"). Проект доводил до разума Франко Скальоне - новенькая восходящая звезда итальянского дизайна.
Вместе с талантом дизайнера и незаурядными организаторскими возможностями, маэстро Бертоне обладал бесспорным даром отыскивать и притягивать к для себя таланты. Конкретно у него работал тогда еще никому не узнаваемый Джорджетто Джуджаро - создатель именитых "Изо-Грифо" и "ФИАТ-Дино купе", а позже - основоположник ателье "Итал Дизайн". В 1965-м к маэстро пришел Марчелло Гандини, создавший звезду выставки "Экспо-67" - "Альфа-Ромео Монреаль", также авангардные, смелостью линий поразившие даже матерых дизайнеров, "Ламборгини-Каунтач" и "Марцал" (последняя заняла место в известной коллекции князя Монако Ренье). А еще - героиню раллийных трасс 70-х "Лянчу-Стратос HF" и уже нареченную тут "Ламборгини-Миура", на целое десятилетие задавшую стиль Подвескаивных автомобилей.
Профессиональные дизайнеры, выросшие в "Бертоне", дали повод к дискуссиям, что сам маэстро был только везучим менеджером, ловко использующим юные дарования. Против этого не один раз выступали сами "птенцы гнезда бертонева", в особенности Гандини - он подчеркивал, что Нуччо, как минимум, всегда делал 1-ые эскизы будущих шедевров. Кстати, известную "Каризму", построенную на узлах "Порше", Бертоне представил публике в 1994-м, когда самые даровитые его ученики уже не работали с ним.
Перечень только серийных машин, кузова которых спроектировали в прославленном туринском ателье, занял бы целую страничку. Посреди их - " Фольксваген Поло", "ситроены" ХМ и "Ксантия", " Дэу Эсперо", "Шкода-Фаворит"... В последние годы жизни маэстро, благодаря длительным договорам с ФИАТом и "Опелем" на создание кабриолетов, еще более укрепил денежный фундамент компании. На "Бертоне" ввели автоматическую систему проектирования, что позволило существенно ускорить создание новых кузовов.
Но, делая более 2-ух 10-ов (!) моделей в год (не считая макетов и проектов дизайна интерьеров), ателье не стало "штамповать" безликие, похожие друг на друга авто. Любая модель как и раньше имела неповторимое лицо, с чертами, как вобщем и несколько десятилетий вспять, фирменного стиля Бертоне. А это краткость без намека на вычурность, запоминающийся, привлекательный образ, сделанный выразительными жадными "мазками".
В 1994-м "Бертоне" вновь изумила мир. На этот раз - рекордным электромобилем ZER ("Зеро Эмишен Рекорд" - нулевой выброс) с потрясающей аэродинамикой: Сх=0,11! Машина, воспоминание о рекордном "Абарте" 1956 года, тоже одетом "Бертоне", достигнула скорости 303,977 км/ч и прошла за час практически 200 км.
...Женевский автосалон 1996-го вправду стал для Нуччо Бертоне последним. Маэстро скончался 26 февраля 1997-го, оставив дочерям четыре преуспевающие компании, в том числе завод, производящий 70 тыщ автомобилей в год, и... главную родовую драгоценность - прославленное имя короля высочайшей моды. Одна из последних работ маэстро - Слалом базировался на узлах Подвескаивного Опеля-Калибра.Звезда 50-х - Альфа-Ромео Джульетта Спринт.
Авангардная стилистика прототипов ВАТ, сделанных в 1953-1955 гг. вместе с Альфа-Ромео, ошеломила современников.Автомобиль с откидным верхом на шасси ФИАТ-2800 с 85-сильным мотором сделали в 1943 году в единственном экземпляре.Собственный 1-ый авто кузов Бертоне выстроила в 1921 году для СПА-23S.
Знаменитая Ламборгини-Миура 1966 года. Движок V12 мощностью 370 л.с., максималка - под 300 км/ч.Джованни (слева) и Нуччо Бертоне.