ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК
ОПОРНЫЙ ПРЫЖОК
МИНУС 10
Конкретно на столько деталей "похудела" передняя подвеска GAZ 3110. Не впечатляет? Тогда напомним, что ее лишили фирменных атрибутов: шкворней, игловатых подшипников, резьбовых втулок.
Наше 1-ое знакомство состоялось в конце прошедшего года (ЗР, 2003, № 2). Кратко напомним: новенькая передняя подвеска "Волги" по конструкции похожа на "соболиную" либо "жигулевскую" - поперечные рычаги (верхний штампованный, нижний кованый), шаровые опоры, сайлент-блоки. Стабилизатор поперечной стойкости стал приметно толще. Сзади тоже установили стабилизатор, а на фронтальных концах рессор - мощные сайлент-блоки.
Предвидим возражение "матерых волгарей": "Для чего все это необходимо? "Волговским" подвескам сносу нет! Это - машина для стабильной степенной езды, а "гонщики" пусть ездят на других!" Оставим "сносу нет" речистым былинникам, а на "степенности и размеренности" малость задержимся.
С 1956 года, когда на ГАЗ-21 появилась подвеска, конструкция которой дожила до 2003-го, мир, в том числе авто, очень поменялся. Та "Волга" была вооружена 75-сильным мотором, сегоднящая - 130-сильным. Темп жизни и интенсивность движения неизмеримо выросли. При современных скоростях надежная маневренность автомобиля - не блажь проф Подвескасменов и примкнувших к ним любителей острых чувств, а нужное условие неопасной езды для рядового водителя.
Попробуем оценить модернизированную "Волгу" с этой точки зрения. Достаточно теории - добро пожаловать на спецдороги Дмитровского полигона!
ТАНЦЫ ПОД СОЛНЦЕМ И Дождиком
Тучи набежали, как обычно, "впору": чуть успели откатать "переставку" GAZ 3110 со стандартной (сейчас уже старенькой) подвеской. Дождик, правда, стремительно кончился, но дорогу омочил значительно. КамАЗ разогнал лужи щетками, но до сухого покрытия было еще далековато. Но терпения не хватило: "бесшкворневую" машину начали катать по влажному. И... уже через пару заездов скорость прохода коридора практически сравнялась с предельной для "Волги" со шкворнями, но на сухом покрытии...
Но начнем все-же от "печки" - то бишь от машины со старенькой, стандартной подвеской. Объезд препятствия, по-испытательному "переставка", для обыкновенной "Волги" - мучение, видно невооруженным глазом. Глубочайшие наклоны, резкий срыв задней оси... Добавить пару км в час - и автомобиль, сбивая многострадальные конусы, станет практически неуправляемым.
За баранкой это чувствуещь так: "Волга" без охоты, с огромным запаздыванием заваливается на право, потом еще больше вдумчиво, как будто удивившись желанию водителя, накреняется на левый борт. Занос с ростом скорости - явление естественное. Но если процесс удержания на курсе поначалу вызывает только дискомфорт - приходится учесть запаздывания машины, - то пробы прирастить скорость приводят к очевидному диссонансу меж действиями водителя и реакциями автомобиля. "Волга" начинает выплясывать в выходном коридоре ламбаду, размашисто виляя кормой либо, того ужаснее, делать вальсовые па с разворотом на 180 градусов. Причина та же: "сонные", замедленные реакции машины, последствия которых плохо прогнозируемы для водителя. Чувство, как будто задняя ось автомобиля едет раздельно от передка, уже "заправленного" в поворот.
Чтоб ощутить разницу, пересев за руль модернизированного GAZ 3110, не надо быть матерым специалистом, довольно пару лет раз в день ездить на серийных "волгах". Поначалу чувствуещь, что маленькие неровности дороги закончили "приходить" на руль: езда сделалась приметно комфортней. (Это к вопросу о степенном и стабильном передвижении.) Попробуем малость покачать на ходу автомобиль - не баловства ради, а, скажем, чтоб объехать выбоины. "Волга" реагирует на маленькие отличия руля не по привычке послушливо и без задержки.
А сейчас "похулиганим" на поворотах: резвее, еще резвее... Сейчас сорвет заднюю ось... Чтоб сделать это, пришлось попытаться. Вобщем, с этого мы начали наш рассказ.
На "переставке" автомобиль с новейшей подвеской охотней реагирует на повороты руля. Задний стабилизатор приметно уменьшает наклон кузова и за счет увода шин принуждает заднюю ось послушнее следовать за фронтальной, делая поведение "Волги" предсказуемым. Машина стала более цельной, если желаете - гармонической. Поверьте, выигрыш на "переставке" практически 6 км/ч (см. табл.) - итог очень показательный.
3-ий вариант - "гибридный". Напомним: передняя подвеска в сборе взаимозаменяема со старенькой для всех "волг" с 15-дюймовыми колесами. Завод разрешает такую переделку без конфигурации задней подвески: для установки ее нового варианта потребуются достаточно сложные сварочные работы. Итак, отсоединяем задний стабилизатор и вновь на дорогу.
Поведение "Волги" очень похоже на "эталон": задняя ось вновь отрешается работать в полную силу. Исходя из убеждений маневренности автомобиль фактически не поменялся.
Итак, "Волга" с новыми подвесками стала комфортабельней, послушней, понятней - ее поведение легче предсказывать. Но более четкий подбор черт амортизаторов пошел бы на пользу.
ПРОЩАЙТЕ, ИГЛЫ И ШПРИЦЫ!
Сейчас не надо часто загонять смазку в резьбовые втулки и игловатые подшипники шкворней, другими словами, следуя заводской аннотации, делать ТО каждые 5 тыс. км. Согласитесь, таковой межсервисный пробег в ХХI веке - нонсенс! Соревнования опытных "волгарей", кто резвее прошприцует и при всем этом меньше испачкается, перекочуют из гаражей в воспоминания.
Но главное даже не в этом. "Волга" стала не просто послушней и комфортабельней, а безопасней и, в конце концов, современней. Надежней? Заводчане заверяют, что новейшую переднюю подвеску пока не удалось сломать даже на особом щите. Но, естественно, окончательный ответ может дать только каждодневная эксплуатация обыденного товарного автомобиля.
Мы планируем, что скоро носителем модифицированных узлов станет редакционная "Волга". И тогда побеседуем о бытовых дилеммах. А пока - тесты GAZ 3110 на полигоне очень укрепили желание переоборудовать знакомый, обычный автомобиль...
РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ "ЗА РУЛЕМ"
Варианты подвесок Упражнение
"переставка"
Скорость, км/ч
"Эталон" 86,5
"Новенькая" 92,0
"Новенькая" без стабилизатора сзади 88,5
"Переставка" на стандартной "Волге" - занятие не для новичков и зрелище не для слабонервных.
Место - то же, скорость - выше, машина снаружи практически неотличима, но ведет себя совершенно по-другому.
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ