10 ЛЕТ СПУСТЯ
10 ЛЕТ СПУСТЯ
КЛУБ "Автовладелец"
Семинар
ЭВОЛЮЦИЯ Мотора "ВОЛГИ"
10 ЛЕТ СПУСТЯ
АНТОН ЧУЙКИН
Датой рождения мотора ЗМЗ-406 принято считать 1993 год. Вобщем, 10-летний юбилей можно отмечать и на данный момент, и позднее: за первыми опытнейшеми партиями последовало мелкосерийное создание, выход на главный сборочный поток в 1996-м, освоение мощностей в 1997-м... За этот период времени конструкцию мотора улучшали, устраняли замечания потребителей (в числе первых был, кстати, журнальчик "За рулем"). Опустив некие мелочи и детские заболевания (ЗР, 1997, № 5), проследим эволюцию "четыреста шестого".
В кривошипно-шатунном механизме поменялся шкив коленвала - на отдельных комплектациях мотора появилось дополнительное "колесо" для привода компрессора кондюка. В сборе со металлической ступицей новые и старенькые шкивы взаимозаменяемы.
Не меняя устройство отдельных деталей, завод расширял перечень поставщиков. Так, поршневые кольца поступают из Костромы или от компаний "Гётце" и "Бузулук" (комплектация последними приостановлена). Сальники коленвала делают "Эльринг" и русские предприятия в Балакове и Кировочепецке.
Пожалуй, самый "проблемный" механизм ЗМЗ-406 - привод распредвалов (см. рис.). Ботинки натяжителей 1 стремительно срабатывались, продукты износа попадали в гидротолкатели, те стучали и т. д. и т. п. В приводе был модернизирован гидронатяжитель 2 - улучшали профиль канавок под стопорное кольцо. Тем снизили риск заклинивания, при котором резко ускорялся износ ботинка.
Вобщем, главные перемены впереди. Со слов заводчан мы не раз обещали, что ботинок поменяет звездочка (плюс сопутствующие Ремонт и эксплуатация) - сейчас нас заверили, что это случится еще до конца года. Тем паче, что на модификациях ЗМЗ-405 и 409 устройство внедрено. Сразу под оборотную унификацию попадут и обе цепи - к каждой будет нужно прибавить два звена, так что их станет 72 и 92.
В газораспределительном механизме с прошедшего года используют уникальные пружины 3 уменьшенной жесткости, чтоб понизить нагрузки на привод распредвалов. С прежними, от мотора VAZ 2108, они стопроцентно взаимозаменяемы (клапаны, кстати, также "восьмерочные"). Совершенно скоро пойдет в создание модифицированная верхняя тарелка клапана. Ее высоту уменьшили, чтоб исключить забияки на стержне, от которых могли мучиться маслосъемные колпачки. Тут же отметим гидротолкатели 4 уменьшенной массы. Взаимозаменяемость с предшественниками сохранена и у тарелок, и у толкателей.
В системе впуска несколько изменена форма ресивера - "гусеница" заместо плоских поверхностей посодействовала понизить шум впуска.
Когда движок ЗМЗ вчеркивали в моторный отдел УАЗа, потребовалось поменять масляный поддон и, соответственно, маслоприемник, который сейчас крепится к насосу в 3-х, а не 4 точках. Модифицированный насос с 2000 года устанавливают на все "четыреста шестое" семейство; с прежним он взаимозаменяем в сборе.
Ранее, в 1996-1997 гг., в насосе разнесли опоры ведомой шестерни, чтоб винтообразное зацепление работало стабильнее, без перекосов. К старенькым насосам новые шестерни не подходят, и напротив.
Масляный фильтр "Колан" (2101С), который завод предписывает использовать в течение гарантийного периода, с 1999 года стал неразборным. Собственной монополией он должен дополнительному фильтру перед перепускным клапаном, который способен задержать "технологическую" грязь, оставшуюся в блоке после литья и обработки. Вобщем, блоки обещают скоро кропотливо мыть на новеньком оборудовании.
Ряд конфигураций перетерпел водяной насос. Чтоб повысить надежность, вазовский двухрядный шариковый подшипник поменяли на шарико-роликовый. Сразу вал насоса прирастили в поперечнике на 1 мм, что повлекло и доработку сальников. В общем, "помпу" на древнем движке по мере надобности необходимо поменять в сборе со шкивом и трубкой забора воды. Модифицированная конструкция в производстве - с 1995-1996 года.
С апреля 2000-го паронитовая прокладка в термостате заменена на резиновую. Сам прибор сейчас отличается наименьшей проливаемостью - клапаны уплотнены, чтоб избежать утечек антифриза в радиатор при прогреве мотора.
Поликлиновой ремень на первых 406-х приводил только "помпу" и генератор; его длина - 1220 мм. Когда "волги" стали оснащать гидроусилителями руля, потребовался более длиннющий ремень - 1370 мм, его устанавливают на ГАЗе. Прежний, маленький, крутит компрессор кондюка на дорогих версиях и употребляется на ЗМЗ-405 и 409.
Вызывал прирекания натяжной ролик - в нем проворачивался подшипник, разбивая пластмассу. На внешней обойме подшипника ввели проточки, а при сборке его "сажают" на клей ВК-9: недостаток, таким макаром, побежден.
Электрическая система управления движком (ЭСУД) за годы выпуска ЗМЗ-406 сохранила состав датчиков и устройств. Некие, к примеру, форсунки, подвергались "апдейту". На данный момент на комплектации взаимозаменяемые узлы "Сименс" и "Бош".
Два элемента обновлены кардинально. С 2001 года заместо не очень надежных датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) проволочного типа используют пленочные, производства "Автэл", с чувствительным элементом "Сименс". Наружное отличие - в цвете корпуса: старенькые датчики блестящие, железные, новые - темные. По отзывам, новинка безотказно работает, но ее установка не так ординарна. Во-1-х, будет нужно адаптер (переходник) для жгута проводов, а во-2-х - как досадно бы это не звучало, новый блок управления с этим же "именованием", но в уникальном выполнении и со собственной программкой.
Компы эволюционируют куда резвее автомобилей, потому ЗМЗ-406 пережил несколько блоков управления. Последняя подмена произошла три года вспять, когда место МИКАС-5.47 занял МИКАС-7.1. Новый блок с другим микропроцессором способен обеспечить нормы Евро II. При подмене учитывайте произнесенное о ДМРВ: проволочному и пленочному датчикам соответствуют собственные "железо" и программки!). Сейчас на сборочный поток ГАЗа поступают также блоки СОАТЭ под нормы Евро 0 - с современными МИКАСами они взаимозаменяемы стопроцентно.
Кроме упомянутых узлов и деталей, совершенствовалось и подвесное оборудование мотора - появились стартеры с редуктором, стали более надежными катушки и т. д. Не рассматривая их тщательно, отметим, что подмена большинства прежних устройств новыми полностью допустима.
Модернизация ЗМЗ-406 и всего семейства движков длится. Так, конструкторы считают, что звездочка в приводе распредвалов хотя и прирастит приметно ресурс узла, не решит делему совсем. О предстоящей эволюции заволжских моторов мы непременно поведаем; возлагаем надежды - скоро...
Модернизация
мотора
ЗМЗ-4062.10
(см. позиции в
тексте).
КЛУБ "Автовладелец"
Семинар
ЭВОЛЮЦИЯ Мотора "ВОЛГИ"
10 ЛЕТ СПУСТЯ
АНТОН ЧУЙКИН
Датой рождения мотора ЗМЗ-406 принято считать 1993 год. Вобщем, 10-летний юбилей можно отмечать и на данный момент, и позднее: за первыми опытнейшеми партиями последовало мелкосерийное создание, выход на главный сборочный поток в 1996-м, освоение мощностей в 1997-м... За этот период времени конструкцию мотора улучшали, устраняли замечания потребителей (в числе первых был, кстати, журнальчик "За рулем"). Опустив некие мелочи и детские заболевания (ЗР, 1997, № 5), проследим эволюцию "четыреста шестого".
В кривошипно-шатунном механизме поменялся шкив коленвала - на отдельных комплектациях мотора появилось дополнительное "колесо" для привода компрессора кондюка. В сборе со металлической ступицей новые и старенькые шкивы взаимозаменяемы.
Не меняя устройство отдельных деталей, завод расширял перечень поставщиков. Так, поршневые кольца поступают из Костромы или от компаний "Гётце" и "Бузулук" (комплектация последними приостановлена). Сальники коленвала делают "Эльринг" и русские предприятия в Балакове и Кировочепецке.
Пожалуй, самый "проблемный" механизм ЗМЗ-406 - привод распредвалов (см. рис.). Ботинки натяжителей 1 стремительно срабатывались, продукты износа попадали в гидротолкатели, те стучали и т. д. и т. п. В приводе был модернизирован гидронатяжитель 2 - улучшали профиль канавок под стопорное кольцо. Тем снизили риск заклинивания, при котором резко ускорялся износ ботинка.
Вобщем, главные перемены впереди. Со слов заводчан мы не раз обещали, что ботинок поменяет звездочка (плюс сопутствующие Ремонт и эксплуатация) - сейчас нас заверили, что это случится еще до конца года. Тем паче, что на модификациях ЗМЗ-405 и 409 устройство внедрено. Сразу под оборотную унификацию попадут и обе цепи - к каждой будет нужно прибавить два звена, так что их станет 72 и 92.
В газораспределительном механизме с прошедшего года используют уникальные пружины 3 уменьшенной жесткости, чтоб понизить нагрузки на привод распредвалов. С прежними, от мотора VAZ 2108, они стопроцентно взаимозаменяемы (клапаны, кстати, также "восьмерочные"). Совершенно скоро пойдет в создание модифицированная верхняя тарелка клапана. Ее высоту уменьшили, чтоб исключить забияки на стержне, от которых могли мучиться маслосъемные колпачки. Тут же отметим гидротолкатели 4 уменьшенной массы. Взаимозаменяемость с предшественниками сохранена и у тарелок, и у толкателей.
В системе впуска несколько изменена форма ресивера - "гусеница" заместо плоских поверхностей посодействовала понизить шум впуска.
Когда движок ЗМЗ вчеркивали в моторный отдел УАЗа, потребовалось поменять масляный поддон и, соответственно, маслоприемник, который сейчас крепится к насосу в 3-х, а не 4 точках. Модифицированный насос с 2000 года устанавливают на все "четыреста шестое" семейство; с прежним он взаимозаменяем в сборе.
Ранее, в 1996-1997 гг., в насосе разнесли опоры ведомой шестерни, чтоб винтообразное зацепление работало стабильнее, без перекосов. К старенькым насосам новые шестерни не подходят, и напротив.
Масляный фильтр "Колан" (2101С), который завод предписывает использовать в течение гарантийного периода, с 1999 года стал неразборным. Собственной монополией он должен дополнительному фильтру перед перепускным клапаном, который способен задержать "технологическую" грязь, оставшуюся в блоке после литья и обработки. Вобщем, блоки обещают скоро кропотливо мыть на новеньком оборудовании.
Ряд конфигураций перетерпел водяной насос. Чтоб повысить надежность, вазовский двухрядный шариковый подшипник поменяли на шарико-роликовый. Сразу вал насоса прирастили в поперечнике на 1 мм, что повлекло и доработку сальников. В общем, "помпу" на древнем движке по мере надобности необходимо поменять в сборе со шкивом и трубкой забора воды. Модифицированная конструкция в производстве - с 1995-1996 года.
С апреля 2000-го паронитовая прокладка в термостате заменена на резиновую. Сам прибор сейчас отличается наименьшей проливаемостью - клапаны уплотнены, чтоб избежать утечек антифриза в радиатор при прогреве мотора.
Поликлиновой ремень на первых 406-х приводил только "помпу" и генератор; его длина - 1220 мм. Когда "волги" стали оснащать гидроусилителями руля, потребовался более длиннющий ремень - 1370 мм, его устанавливают на ГАЗе. Прежний, маленький, крутит компрессор кондюка на дорогих версиях и употребляется на ЗМЗ-405 и 409.
Вызывал прирекания натяжной ролик - в нем проворачивался подшипник, разбивая пластмассу. На внешней обойме подшипника ввели проточки, а при сборке его "сажают" на клей ВК-9: недостаток, таким макаром, побежден.
Электрическая система управления движком (ЭСУД) за годы выпуска ЗМЗ-406 сохранила состав датчиков и устройств. Некие, к примеру, форсунки, подвергались "апдейту". На данный момент на комплектации взаимозаменяемые узлы "Сименс" и "Бош".
Два элемента обновлены кардинально. С 2001 года заместо не очень надежных датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) проволочного типа используют пленочные, производства "Автэл", с чувствительным элементом "Сименс". Наружное отличие - в цвете корпуса: старенькые датчики блестящие, железные, новые - темные. По отзывам, новинка безотказно работает, но ее установка не так ординарна. Во-1-х, будет нужно адаптер (переходник) для жгута проводов, а во-2-х - как досадно бы это не звучало, новый блок управления с этим же "именованием", но в уникальном выполнении и со собственной программкой.
Компы эволюционируют куда резвее автомобилей, потому ЗМЗ-406 пережил несколько блоков управления. Последняя подмена произошла три года вспять, когда место МИКАС-5.47 занял МИКАС-7.1. Новый блок с другим микропроцессором способен обеспечить нормы Евро II. При подмене учитывайте произнесенное о ДМРВ: проволочному и пленочному датчикам соответствуют собственные "железо" и программки!). Сейчас на сборочный поток ГАЗа поступают также блоки СОАТЭ под нормы Евро 0 - с современными МИКАСами они взаимозаменяемы стопроцентно.
Кроме упомянутых узлов и деталей, совершенствовалось и подвесное оборудование мотора - появились стартеры с редуктором, стали более надежными катушки и т. д. Не рассматривая их тщательно, отметим, что подмена большинства прежних устройств новыми полностью допустима.
Модернизация ЗМЗ-406 и всего семейства движков длится. Так, конструкторы считают, что звездочка в приводе распредвалов хотя и прирастит приметно ресурс узла, не решит делему совсем. О предстоящей эволюции заволжских моторов мы непременно поведаем; возлагаем надежды - скоро...
Модернизация
мотора
ЗМЗ-4062.10
(см. позиции в
тексте).