СКОЛЬКО ГРАДУСОВ В БЕНЗИНЕ?
СКОЛЬКО ГРАДУСОВ В БЕНЗИНЕ?
КЛУБ Автовладельцев
СКОЛЬКО ГРАДУСОВ В БЕНЗИНЕ?
Если движок издает легкие щелкающие звуки при наборе оборотов, то молвят: звенят пальцы.
Сергей МИШИН. Набросок Эдуарда Конопа
Это очень распространенное заблуждение - поршневые пальцы здесь ни при чем. Таковой звук свидетельствует об очень резвом, взрывном сгорании горючего, именуемом детонацией. Она вредоносна для мотора, потому что способна привести к суровым разрушениям, прямо до поломок поршневых колец, перемычек поршней и т.д.. Об этом журнальчик писал не один раз.
Вернемся же снова к данной теме, применительно к автомобилям Волжского завода. Когда угол опережения зажигания точно соответствует режиму работы мотора (во всем спектре оборотов и нагрузок), причина взрывов в цилиндрах кроется в горючем с недостаточно высочайшими антидетонационными качествами, другими словами - с низким октановым числом. Но детонация случается и при обычном горючем с октановым числом 92 либо 91. Дело тут в том, что рабочий процесс вазовских моторов делали в расчете на "93-й" бензин. В те времена не знали, что не считая "93-го" появятся еще АИ-92, А-92, АИ-91. Не достаточно того, возможно, в 1999 году войдет в действие новый ГОСТ на горючее: пропадет "93-й" бензин, останутся АИ-98, АИ-95, АИ-91 и уже АИ-80. Очевидно, многие будут брать что подешевле. Потому на Вуале заранее озаботились этой неувязкой и удачно ее решили. На базе исследовательских работ конструкторы советуют поменять исходные углы опережения зажигания, чтоб расслабленно ездить, например, на АИ-91. Об этом, кстати, сказано в инструкциях машин, сходящих с сборочного потока.
Отмечу: способность противостоять детонации у каждого типа вазовского мотора своя, зависящая от формы камеры сгорания и степени сжатия. Потому инженеры корректировали углы опережения зажигания для всех моторов - как у "самар", так и "жигулей" - персонально (см. табл.). Если движки традиционных машин заправлять топливом на единичку меньше положенного ("93-го"), то следует уменьшить угол на два градуса (не считая VAZ 2101 - там всего на один градус). Как следует, АИ-91 просит уменьшить угол на 4 градуса (для "первого" мотора - на два).
Для движков "самар" чуть по другому. С "91-м" бензином угол опережения зажигания на VAZ 21083 (1,5 л) необходимо уменьшить на 4 градуса, на 2108 (1,3 л) - на 2 и на 21081 (1,1 л) - на 5 градусов.
Самыми терпимыми к АИ-91 оказались моторы "Нивы" VAZ 21213 (1,7 л), где нужно уменьшить угол на один градус, и двухцилиндровый "Оки" VAZ 1111 - здесь вообщем ничего не нужно трогать. И все таки мотор мотору рознь, даже если они 1-го типа и объема. Может быть, кому-то придется отойти от рекомендуемых регулировок.
Естественно, из-за уменьшения угла опережения зажигания малость понижаются мощность и вращающий момент движков. На "91-м" бензине больше всех теряет в мощности движок 1,5-литровой "Самары" - 3,3%. VAZ 21011 (1,3 л) вообщем ничего не теряет. Вращающий момент меньше всего снизится на "жигулевском" "ноль одиннадцатом" моторе (1,3 л) - 1,5%, а на "восемьдесят 3-ем" он свалится на 5,6%.
Расход горючего на установившихся скоростях 90 и 120 км/ч вырастет на 0,7-4,1%. Любопытно, что у движков 21011 и 2106 он может даже снизиться в границах 1-8,6%! Дело в том, что для этих моторов угол опережения зажигания под бензин АИ-93 в свое время подбирался по комплексу характеристик, из которых расход горючего не являлся решающим.
В заключение отмечу, все обозначенные отличия укладываются в допуск, предусмотренный техническими критериями на авто ВАЗ: время разгона не возрастет более чем на 5%, а расходы горючего - на 10%.