ЧТО У ВАС В Коробке?
ЧТО У ВАС В Коробке?
КЛУБ Автовладельцев
НЕ Спутай Ремонт и эксплуатация
ЧТО У ВАС В Коробке?
И вновь перед вами "разведданные" об различиях однотипных деталей автомобилей ВАЗ, сейчас - внутренностей коробок передач. Наш "резидент" продолжает выведывать то, о чем умалчивают заводские аннотации...
Алексей НИКОЛАЕВ
Затеяв ремонт коробки (дальше - КП), обладатель "Жигулей" либо "Нивы" при покупке запчастей может столкнуться с большими трудностями. Существует выше 10-ка модификаций коробок, и, в принципе, любая из их в сборе подойдет на хоть какой "традиционный" либо вэдовый ВАЗ, чего не скажешь о деталях. Некие шестерни и валы 4-ступенчатого агрегата не подходят к 5-ступенчатому и даже возможно окажутся невзаимозаменяемыми с деталями монотипной КП, выпущенной годом ранее. Дело в том, что ВАЗ выпускал коробки с 3-мя рядами передаточных чисел, созданные для моторов различных объемов.
Напомним: до 1976 года был только ряд 2101 (I - 3,75; II - 2,3; III - 1,49; IV - 1,0; з. х. - 3,87) для КП всех "жигулей". С 1976 по 1987 год на VAZ 2106 и "Ниву" ставили коробки с "завышенным" рядом 2106 (3,24; 1,99; 1,29; 1,0; 3,34). "Промежный" ряд - 2105 (3,67; 2,1; 1,36; 1,0; 3,53) появился в 1979 году для машин нового семейства VAZ 2104-2107. В течение восьми лет завод выпускал комплекты шестерен всех 3-х рядов, пока, в конце концов, в 1987 году КП 2101 и 2106 не упразднили, а ряд 2105 стал единым, унифицированным для коробок всех "жигулей" и "нив", как 4-, так и выпускаемых с 1985 года 5-ступенчатых. И в конце концов, в 1992 году ВАЗ совсем кинул забвению коробки 2101 и 2106, прекратив делать их уникальные шестерни, а заодно отказавшись от отличительной маркировки сейчас выпускаемых деталей. Но старенькые припасы остались на руках и в магазинах - подобрать можно решительно все, если знать, как отличить одну деталь от другой. Вот здесь-то и понадобятся приведенные ниже сведения.
Промежный вал (блок шестерен) 2101-1701050 без опознавательных меток. На венце неизменного зацепления (Z1) - 29 зубьев, на венце I передачи (Z2) - 15. Применим в 4-ступенчатых КП ряда 2101 в комплекте с первичным валом 2101-1701026 (17 зубьев).
Промежный вал 2105-1701050, помеченный кольцевым буртиком на шестерне третьей передачи (показан стрелкой). Отличается от 2-ух прошлых венцом первой передачи (Z2) - тут 14 зубьев с огромным углом наклона, ежели на 15-зубчатых венцах валов 2101 и 2121. На венце неизменного зацепления (Z1) - 28 зубьев большего модуля, чем на валу 2121. Очевидно, и "5-ый" блок шестерен применим исключительно в комплекте со своим "пятым" первичным валом, и только для 4-ступенчатых КП.
Промежный вал 2121-1701050 отличается от "ноль первого" только шестерней неизменного зацепления (Z1). На ней 28 зубьев с наименьшим модулем и метка в виде кольцевого буртика (показан стрелкой). "20 1-ый" блок шестерен можно поставить в всякую "жигулевскую" 4-ступенчатую коробку в комплекте со своим (2121) первичным валом, получив передаточный ряд 2106.
Пружина фиксатора штока вилки заднего хода: а - 2101-1702088 старенького эталона (светлая); б - 2108-1702087, завышенной упругости (черная), взята из КП "Самары" и применяется во всех коробках и "раздатках" "жигулей" и "нив" с 1985 года. Обе пружины взаимозаменяемы, но "восьмерочная" лучше фиксирует задний ход и V передачу.
Первичный вал 2101-1701026 с 17 зубьями на венце, без опознавательных меток. Подойдет к хоть какой 4-ступенчатой КП "Жигулей" либо "Нивы", но исключительно в комплекте с промежным валом 2101-1701050 (29 зубьев на венце неизменного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2101. Рекомендуется использовать с моторами малого рабочего объема (1200 и 1300 смз).
Первичный вал 2121-1701026 с 19 зубьями на венце, помеченный одним цилиндрическим пояском (показан стрелкой). Подходящ для всех коробок в комплекте с промежным валом 2121-1701050 (28 зубьев венца неизменного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2106. Рекомендуется для моторов огромного объема (1600 и 1700 смз).
Первичный вал 2105-1701026 с 18 зубьями на венце: а - старенького эталона, отличающийся от валов 2101 и 2121 2-мя цилиндрическими поясками (показаны стрелками); б - нового эталона, выпускаемый с 1992 года как единый, без опознавательных меток и отличимый от вала 2101 только числом зубьев. Оба вала применимы для всех КП "жигулей" и "нив" в комплекте с промежными валами: 2105-1701050 для 4-ступенчатых и 2107-1701050 для 5-ступенчатых агрегатов. Образуют передаточный ряд 2105, удачный для всех "жигулевских" моторов.
Промежная шестерня заднего хода: а - 2101-1701082 с кольцевым выступом (показан стрелкой); б - 2121-1701080 с ровненьким торцом. Обе шестерни взаимозаменяемы и подходят к хоть каким "традиционным" КП, в том числе и к "нивовским", так как все сопряженные с ними Ремонт и эксплуатация - универсальные "жигулевские".
Шестерня первой передачи: а - 2101-1701112 без опознавательных меток; б - 2105-1701112 старенького эталона, помеченная кольцевой канавкой поперечником 80 мм; в - 2105-1701112 нового эталона, выпускаемая с 1992 года - без канавки. У каждой по 33 зуба, но на "первой" их угол наклона меньше, чем на "пятых", потому поставить ее можно исключительно в комплекте с промежным валом 2101 либо 2121, другими словами в КП с рядом 2101 либо 2106. Обе шестерни 2105 взаимозаменяемы и применимы для установки в комплекте с промежным валом 2105-1701050 (4-ступенчатые КП) либо 2107-1701050 (5-ступенчатые). Шестерни без меток реально отличить по внешнему поперечнику: у 2101 он равен 96,8 мм, а у 2105 - 98,8.
Приводы спидометров и надлежащие им ведущие шестерни вторичного вала используются только комплектами - другие композиции исключены: а - привод 2101-1702150-01 без метки с 12 зубьями ведомой шестерни и ведущая шестерня 2101-1702158 с пятью заходами червя, помеченная одной кольцевой проточкой (показана стрелкой) - для КП "жигулей" с задними мостами 2101 (передаточное число редуктора - 4,3) и 2102 (редуктор 4,44). В последнем случае спидометр несколько завышает показания; б - привод 2102-1702150-01 (9 зубьев), помеченный красноватой краской, и шестерня 2103-1702158 с 4-мя заходами червя без метки - для КП "жигулей" с задним мостом 2103 (передаточное число редуктора - 4,1); в - привод 2106-1702150-01 (13 зубьев), помеченный голубой краской, и ведущая шестерня 2106-1702158 с шестью заходами червя, помеченная 2-мя кольцевыми проточками (показаны стрелками), - для "жигулей" с мостом 2106 (редуктор - 3,9).
Гайка выходного фланца вторичного вала (резьба М20х1): а - 2101-1701244 с шестигранником "на 30", для всех коробок передач "жигулей" и "нив" в комплекте с уплотнителем центрирующей втулки 2101-1701245; б - 2121-1701244 старенького эталона для "нив", с шестигранником "на 32" - броский пример того, что именуют словом "приблуда". В течение 20 лет завод ставил на "Ниву" необычную гайку с пружинкой уплотнителя и только в конце 1997 года перебежал на обыденную "жигулевскую". В то время как несколько поколений автовладельцев удачно применяли гайку 2101 заместо архидефицитной "нивовской"...
Подшипник задней опоры первичного вала: а - 2101-1701033 (6-50706У) старенького эталона с железным сепаратором; б - 2107-1701033 (6-50706ЕУ) - представитель последнего поколения подшипников с пластмассовым сепаратором. Взаимозаменяемы в всех КП "жигулей" и "нив". То же самое касается и иных подшипников вазовских коробок - ставить можно как современные, так и снятые с производства, но оставшиеся в торговле.
Привод спидометра старенького эталона, имеющийся тоже в 3-х вариантах: 2101, 2103 и 2106. Уплотняется на крышке КП не резиновым кольцом, как современный (см. фото слева), а картонной прокладкой, что надежнее. Вобщем, если кольцо сегодняшнего привода, выпускаемого с 1988 года, не удержит масло, на разъем фланца можно нанести герметик.
Задняя крышка картера: а - 2103-1702010 для всех 4-ступенчатых "жигулевских" КП; б - 2121-1702010 с заглушкой в отверстии под привод спидометра - для 4-ступенчатой КП "Нивы". Из одной Ремонт и эксплуатация просто сделать другую. Крышка 2101 подойдет на "Ниву", если закрыть отверстие приводом спидометра либо железной пластинкой, притянув ее через прокладку гайкой. "Нивовскую" крышку ставим на "Жигули", выбив заглушку и ввернув в резьбовое отверстие шпильку М6 для крепления привода спидометра.
Картер 2101-1701015: а - старенького эталона с технологическими приливами (показаны стрелками); б - нового эталона (легче на 200 г). Взаимозаменяемы для всех 4-ступенчатых КП "жигулей" и "нив".
Стопорная шайба гайки выходного фланца вторичного вала: а - 2101-1701243 старенького эталона с 2-мя отогнутыми усиками; б - 2107-1701243, пружинная, выпускаемая с 1997 года. Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех КП "жигулей" и "нив", но при сборке коробки "себе" лучше поставить шайбу старенького эталона: отогнув ее край, мы накрепко зафиксируем гайку фланца на валу. Современная шайба эту задачку делает не всегда - самоотворачивание гайки, после которого сходу "вылетает" 5-ая передача - болезнь новых "жигулей".
КЛУБ Автовладельцев
НЕ Спутай Ремонт и эксплуатация
ЧТО У ВАС В Коробке?
И вновь перед вами "разведданные" об различиях однотипных деталей автомобилей ВАЗ, сейчас - внутренностей коробок передач. Наш "резидент" продолжает выведывать то, о чем умалчивают заводские аннотации...
Алексей НИКОЛАЕВ
Затеяв ремонт коробки (дальше - КП), обладатель "Жигулей" либо "Нивы" при покупке запчастей может столкнуться с большими трудностями. Существует выше 10-ка модификаций коробок, и, в принципе, любая из их в сборе подойдет на хоть какой "традиционный" либо вэдовый ВАЗ, чего не скажешь о деталях. Некие шестерни и валы 4-ступенчатого агрегата не подходят к 5-ступенчатому и даже возможно окажутся невзаимозаменяемыми с деталями монотипной КП, выпущенной годом ранее. Дело в том, что ВАЗ выпускал коробки с 3-мя рядами передаточных чисел, созданные для моторов различных объемов.
Напомним: до 1976 года был только ряд 2101 (I - 3,75; II - 2,3; III - 1,49; IV - 1,0; з. х. - 3,87) для КП всех "жигулей". С 1976 по 1987 год на VAZ 2106 и "Ниву" ставили коробки с "завышенным" рядом 2106 (3,24; 1,99; 1,29; 1,0; 3,34). "Промежный" ряд - 2105 (3,67; 2,1; 1,36; 1,0; 3,53) появился в 1979 году для машин нового семейства VAZ 2104-2107. В течение восьми лет завод выпускал комплекты шестерен всех 3-х рядов, пока, в конце концов, в 1987 году КП 2101 и 2106 не упразднили, а ряд 2105 стал единым, унифицированным для коробок всех "жигулей" и "нив", как 4-, так и выпускаемых с 1985 года 5-ступенчатых. И в конце концов, в 1992 году ВАЗ совсем кинул забвению коробки 2101 и 2106, прекратив делать их уникальные шестерни, а заодно отказавшись от отличительной маркировки сейчас выпускаемых деталей. Но старенькые припасы остались на руках и в магазинах - подобрать можно решительно все, если знать, как отличить одну деталь от другой. Вот здесь-то и понадобятся приведенные ниже сведения.
Промежный вал (блок шестерен) 2101-1701050 без опознавательных меток. На венце неизменного зацепления (Z1) - 29 зубьев, на венце I передачи (Z2) - 15. Применим в 4-ступенчатых КП ряда 2101 в комплекте с первичным валом 2101-1701026 (17 зубьев).
Промежный вал 2105-1701050, помеченный кольцевым буртиком на шестерне третьей передачи (показан стрелкой). Отличается от 2-ух прошлых венцом первой передачи (Z2) - тут 14 зубьев с огромным углом наклона, ежели на 15-зубчатых венцах валов 2101 и 2121. На венце неизменного зацепления (Z1) - 28 зубьев большего модуля, чем на валу 2121. Очевидно, и "5-ый" блок шестерен применим исключительно в комплекте со своим "пятым" первичным валом, и только для 4-ступенчатых КП.
Промежный вал 2121-1701050 отличается от "ноль первого" только шестерней неизменного зацепления (Z1). На ней 28 зубьев с наименьшим модулем и метка в виде кольцевого буртика (показан стрелкой). "20 1-ый" блок шестерен можно поставить в всякую "жигулевскую" 4-ступенчатую коробку в комплекте со своим (2121) первичным валом, получив передаточный ряд 2106.
Пружина фиксатора штока вилки заднего хода: а - 2101-1702088 старенького эталона (светлая); б - 2108-1702087, завышенной упругости (черная), взята из КП "Самары" и применяется во всех коробках и "раздатках" "жигулей" и "нив" с 1985 года. Обе пружины взаимозаменяемы, но "восьмерочная" лучше фиксирует задний ход и V передачу.
Первичный вал 2101-1701026 с 17 зубьями на венце, без опознавательных меток. Подойдет к хоть какой 4-ступенчатой КП "Жигулей" либо "Нивы", но исключительно в комплекте с промежным валом 2101-1701050 (29 зубьев на венце неизменного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2101. Рекомендуется использовать с моторами малого рабочего объема (1200 и 1300 смз).
Первичный вал 2121-1701026 с 19 зубьями на венце, помеченный одним цилиндрическим пояском (показан стрелкой). Подходящ для всех коробок в комплекте с промежным валом 2121-1701050 (28 зубьев венца неизменного зацепления), с которым образует передаточный ряд 2106. Рекомендуется для моторов огромного объема (1600 и 1700 смз).
Первичный вал 2105-1701026 с 18 зубьями на венце: а - старенького эталона, отличающийся от валов 2101 и 2121 2-мя цилиндрическими поясками (показаны стрелками); б - нового эталона, выпускаемый с 1992 года как единый, без опознавательных меток и отличимый от вала 2101 только числом зубьев. Оба вала применимы для всех КП "жигулей" и "нив" в комплекте с промежными валами: 2105-1701050 для 4-ступенчатых и 2107-1701050 для 5-ступенчатых агрегатов. Образуют передаточный ряд 2105, удачный для всех "жигулевских" моторов.
Промежная шестерня заднего хода: а - 2101-1701082 с кольцевым выступом (показан стрелкой); б - 2121-1701080 с ровненьким торцом. Обе шестерни взаимозаменяемы и подходят к хоть каким "традиционным" КП, в том числе и к "нивовским", так как все сопряженные с ними Ремонт и эксплуатация - универсальные "жигулевские".
Шестерня первой передачи: а - 2101-1701112 без опознавательных меток; б - 2105-1701112 старенького эталона, помеченная кольцевой канавкой поперечником 80 мм; в - 2105-1701112 нового эталона, выпускаемая с 1992 года - без канавки. У каждой по 33 зуба, но на "первой" их угол наклона меньше, чем на "пятых", потому поставить ее можно исключительно в комплекте с промежным валом 2101 либо 2121, другими словами в КП с рядом 2101 либо 2106. Обе шестерни 2105 взаимозаменяемы и применимы для установки в комплекте с промежным валом 2105-1701050 (4-ступенчатые КП) либо 2107-1701050 (5-ступенчатые). Шестерни без меток реально отличить по внешнему поперечнику: у 2101 он равен 96,8 мм, а у 2105 - 98,8.
Приводы спидометров и надлежащие им ведущие шестерни вторичного вала используются только комплектами - другие композиции исключены: а - привод 2101-1702150-01 без метки с 12 зубьями ведомой шестерни и ведущая шестерня 2101-1702158 с пятью заходами червя, помеченная одной кольцевой проточкой (показана стрелкой) - для КП "жигулей" с задними мостами 2101 (передаточное число редуктора - 4,3) и 2102 (редуктор 4,44). В последнем случае спидометр несколько завышает показания; б - привод 2102-1702150-01 (9 зубьев), помеченный красноватой краской, и шестерня 2103-1702158 с 4-мя заходами червя без метки - для КП "жигулей" с задним мостом 2103 (передаточное число редуктора - 4,1); в - привод 2106-1702150-01 (13 зубьев), помеченный голубой краской, и ведущая шестерня 2106-1702158 с шестью заходами червя, помеченная 2-мя кольцевыми проточками (показаны стрелками), - для "жигулей" с мостом 2106 (редуктор - 3,9).
Гайка выходного фланца вторичного вала (резьба М20х1): а - 2101-1701244 с шестигранником "на 30", для всех коробок передач "жигулей" и "нив" в комплекте с уплотнителем центрирующей втулки 2101-1701245; б - 2121-1701244 старенького эталона для "нив", с шестигранником "на 32" - броский пример того, что именуют словом "приблуда". В течение 20 лет завод ставил на "Ниву" необычную гайку с пружинкой уплотнителя и только в конце 1997 года перебежал на обыденную "жигулевскую". В то время как несколько поколений автовладельцев удачно применяли гайку 2101 заместо архидефицитной "нивовской"...
Подшипник задней опоры первичного вала: а - 2101-1701033 (6-50706У) старенького эталона с железным сепаратором; б - 2107-1701033 (6-50706ЕУ) - представитель последнего поколения подшипников с пластмассовым сепаратором. Взаимозаменяемы в всех КП "жигулей" и "нив". То же самое касается и иных подшипников вазовских коробок - ставить можно как современные, так и снятые с производства, но оставшиеся в торговле.
Привод спидометра старенького эталона, имеющийся тоже в 3-х вариантах: 2101, 2103 и 2106. Уплотняется на крышке КП не резиновым кольцом, как современный (см. фото слева), а картонной прокладкой, что надежнее. Вобщем, если кольцо сегодняшнего привода, выпускаемого с 1988 года, не удержит масло, на разъем фланца можно нанести герметик.
Задняя крышка картера: а - 2103-1702010 для всех 4-ступенчатых "жигулевских" КП; б - 2121-1702010 с заглушкой в отверстии под привод спидометра - для 4-ступенчатой КП "Нивы". Из одной Ремонт и эксплуатация просто сделать другую. Крышка 2101 подойдет на "Ниву", если закрыть отверстие приводом спидометра либо железной пластинкой, притянув ее через прокладку гайкой. "Нивовскую" крышку ставим на "Жигули", выбив заглушку и ввернув в резьбовое отверстие шпильку М6 для крепления привода спидометра.
Картер 2101-1701015: а - старенького эталона с технологическими приливами (показаны стрелками); б - нового эталона (легче на 200 г). Взаимозаменяемы для всех 4-ступенчатых КП "жигулей" и "нив".
Стопорная шайба гайки выходного фланца вторичного вала: а - 2101-1701243 старенького эталона с 2-мя отогнутыми усиками; б - 2107-1701243, пружинная, выпускаемая с 1997 года. Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех КП "жигулей" и "нив", но при сборке коробки "себе" лучше поставить шайбу старенького эталона: отогнув ее край, мы накрепко зафиксируем гайку фланца на валу. Современная шайба эту задачку делает не всегда - самоотворачивание гайки, после которого сходу "вылетает" 5-ая передача - болезнь новых "жигулей".