УГОСТИ МАШИНУ БАУНТИ
УГОСТИ МАШИНУ "БАУНТИ"
КЛУБ Автовладельцев
Как по маслу
УГОСТИ МАШИНУ "БАУНТИ"
Французская компания "Мотюль" делает моторное масло из...
кокосовых орехов.
Антон УТКИН
Марка Motul известна с 1853 года - тогда она принадлежала американской нефтяной компании "Сван Финч", производившей масла для паровозов и пароходов. На пике авто бума, в 1932-м, америкосы начинают экПодвеска масел в Европу, а в 1953 открывают завод во Франции. В 1969 году "Мотюль" становится стопроцентно французской компанией со штаб-квартирой в Обервилье, под Парижем.
В собственном деле она всегда опережала конкурентов. Так, полусинтетическое масло появилось в ее программке еще в 1966 году, а еще через 5 лет первой в мире 100-процентной "синтетикой", к тому же не содержащей нефтепродуктов, тоже стал "Мотюль". Где как не тут, в Обервилье, я смогу наконец выведать все, что интересует наших читателей о маслах? Моим собеседником стал один из творцов "скрытых формул", управляющий отдела развития "Мотюля" Франсуа Доль.
Итак, важное направление исследовательских работ суровых масленщиков - базисные составляющие, другими словами базы. В принципе, масло с высочайшими показателями можно получить и из дешевенькой "веретенки", начинив ее лошадиными дозами загустителей и присадок. Но так делают те, кто не дорожит маркой: ведь "поварившись" в жарком моторе десяток-другой часов, схожий заменитель утратит начальные характеристики. И напротив, если вязкостные характеристики и тепловая устойчивость масла заданы уже его основой, создатели которой не поскупились ни на доброкачественное сырье, ни на исследования, выходит продукт размеренного свойства, прославляющий доброе имя компании.
Более всераспространены минеральные базы, получаемые прямой перегонкой нефти - такие преобладают в программках больших производителей. "Мотюль" обычно нацелен на элитные масла, эта компания маленькая и зарабатывает, быстрее, не объемами, а разумом, выпуская всего около 50 тыс. тонн масел в год, из которых "минералки" менее 35%.
Гидрокрекинговую базу (она в два раза дороже минеральной) получают высокотемпературным разложением томных фракций нефти в присутствии водорода. По вязкостным свойствам масло на этой базе не намного опережает обыденную "минералку", что не мешает неким фирмам (но только не "Мотюлю"!) именовать крекинг синтезом и писать на этикетках слово "Synthese".
Последующая ступень - уже настоящая "синтетика" на базе низкомолекулярного полиизобутилена (себестоимость в 2,5 раза выше, чем у минеральной базы) и полиальфаолефинов (в 4,5 раза), получаемых полимеризацией нефтяных газов - бутилена и этилена. Большая часть выпускаемых в мире синтетических масел делают на полиальфаолефиновой базе - в отличие от минеральной, она не теряет текучести до -60°С и намного более размеренна при продолжительном воздействии больших температур, другими словами значительно меньше окисляется и испаряется. Но "Мотюль", в отличие от больших производителей, применяет полиальфаолефины только для масел среднего звена, к примеру серий 6100 и 4100, а для топ-сортов, таких как 8100 и 300V, у нее припасено кое-что лучше - эстеры.
Это и есть высшая, на сегодня, ступень развития "масляной" науки. Эстерами на Западе именуют сложные эфиры - продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. По сопоставлению с полиальфаолефинами, представляющими из себя обыкновенные углеводородные цепочки, молекулы эфиров (см. формулу) полярны - электрическая плотность смещена к атому кислорода карбонильной группы. Отсюда - важное достоинство масел на базе эфиров: негативно ионизированный атом кислорода обязательно притянется к железной поверхности смазываемых деталей, так как кристаллическая решетка хоть какого металла (либо сплава) состоит только из положительно ионизированных и нейтральных атомов. Таким макаром, Ремонт и эксплуатация агрегатов, в каких работает эфирная "синтетика", всегда покрыты крепкой пленкой смазки. Это очень принципиально - ведь по результатам исследовательских работ до 80% износа движков приходится на 1-ые секунды работы, когда масла поступает еще недостаточно. Тем паче, что в Европе мотор приходится нагружать сходу после запуска - даже краткосрочный прогрев на месте запрещен.
Себестоимость эфирной базы в 5-10 раз выше, чем минеральной, ведь ее создание включает несколько стадий. Сырьем обычно служит копра кокосовых орехов либо семечки рапса. Отжатое из их масло подвергают гидролизу, отделяя глицерин и получая нужные карбоновые кислоты. Заключительный шаг - этерификация, другими словами взаимодействие кислоты со спиртом. Очевидно, не винным, в молекуле которого всего два атома углерода, а более томным, где их от 4 до 22, ведь чем крупнее будет радикал R1 в молекуле эфира, тем выше его вязкость. Кстати, в этом и состоит 2-ое главное преимущество эстеров над полиальфаолефинами: тут можно просто поменять вязкость конечного продукта, применяя тот либо другой спирт. Дополнительно разнообразить характеристики масла можно, меняя и кислотный радикал R, что еще больше увеличивает себестоимость, - ведь и тогда карбоновые кислоты приходится синтезировать. Потому почаще используют растительные, благо кокосовых пальм на Земле хватит и на моторные масла, и на батончики "баунти"...
Возможность изменять вязкостно-температурные характеристики эстеров позволяет "Мотюлю" не один десяток лет быть поставщиком № 1 Подвескаивных команд в авто- и, в особенности, мотогонках. Представьте - масло настраивают под определенный мотор, трассу, пилота так же, как, скажем, подвеску либо коробку. Работая в команде, будь то гонки Гран-при, ралли либо кросс, химики "Мотюля" рассчитывают и подбирают требуемые характеристики масел, отслеживая каждую секунду времени прохождения круга!
При определенных сочетаниях радикалов получаются экологически незапятнанные биоразлагаемые эстеры: они дороже "минералки" уже в 15 раз. Изготовленное на их базе масло, попав в почву, за 21 денек разлагается микробами на 85%, хотя для получения экологического сертификата довольно уже 66-процентного распада. Разумеется, что за такими будущее, но пока дружеские природе творения "Мотюля" предусмотрены в главном для двухтактных моторов газонокосилок, бензопил, снегоходов, гидроциклов и скутеров.
Головное предприятие "Мотюля" (еще есть филиалы в Испании и США) - маленький завод в местечке Вэр-сюр-Марн к востоку от Парижа. Оснащение - самое современное, рабочих - минимум. Масла подешевле соединяют безпрерывно - дозирует компьютер, за которым всего два человека. Еще четыре делают элитные масла - уже вручную. Розлив стопроцентно автоматизирован, и бот наносит на каждую банку номер партии - подделать его вне завода дороже, чем приобрести подлинный "Мотюль" в магазине.
Масла каждого сорта тут делают понемногу, потому при переходе с 1-го на другой приходится очищать трубы изнутри особыми пыжами (см. рис.), прогоняя их сжатым воздухом. Вот такая аккуратность. А контроль свойства - на всех стадиях. Составляющие изучат еще до смешения, потом берут пробы готовой консистенции, позже - из первых банок партии и, в конце концов, из последних... В заводской лаборатории могут протестировать 10-ки характеристик масел. Ну и моторные тесты на авто и мотоциклетных заводах идут безпрерывно - сотрудничать с "Мотюлем" не только лишь прибыльно, да и престижно.
Четырехманжетный пыж из мягенького полиуретана для чистки трубопроводов изнутри.
O сортах масел "Мотюль" для автомобилей и их розничных ценах.
Самые доступные - минеральные серии 2000 вязкостью 15W40 и 20W50 - около $4,5 за литр.
Серия 4000 ("минералка" вязкостью 10W30 и 15W40) чуток дороже - $5,3/л, зато эти масла сертифицированы для большинства современных движков.
Серия 4100 - "полусинтетика" на базе полиальфаолефинов с добавлением минеральной базы. Ее средняя стоимость при вязкости 10W40 - $5,8/л, а 15W50 - $6,2/л. Допущена для моторов самых последних разработок.
Масло 6100 вязкостью 5W40 стоит около $10 за литр и аналогично топ-сортам других знатных компаний. Это 100-процентная "синтетика" на базе полиальфаолефинов с маленький добавкой сложных эфиров. Применимо для всех автомобилей и хоть какого климата.
Масло 8100 вязкостью 0W40 - "синтетика" на базе сложных эфиров с маленький добавкой полимеров. Аналоги того же состава у других производителей пока неопознаны. Предназначено для надежной смазки деталей мотора с первых оборотов после запуска - даже в арктических критериях. Стоимость - около $11 за литр.
300V - масло-легенда, дебют которого в 1971 году изумил авто мир. Уже тогда в нем не было ни капли нефтепродуктов - база стопроцентно эфирная. С того времени заправленные 300V моторы автомобилей, байков и катеров выиграли тыщи гонок, и все это время химики улучшали его состав. Сейчас к классическому для 300V сорту вязкостью 15W50 добавлены еще три: 5W30, 10W40 и 15W60. В Москве за 300V требуют от 12 до 20 баксов за литр, зависимо от вязкости и аппетитов магазина, хотя в Европе оно намного дороже. Там компания "Мотюль" вообщем воспрещает своим дилерам продавать 300V в магазинах - исключительно в малеханьких сервисах, где обслуживают "порше", "ягуары" и остальные дорогие игрушки автогурманов. Так что Наша родина, где масло, "выигравшее" 10-ки чемпионатов мира, вынуждено стоять на одной полке с обыденным, - быстрее исключение. Стоит его брать? Для обычных нам моторов, пожалуй, очень жирно будет. Вобщем, чтоб прикоснуться к легенде, вдохнуть винно-пряный запах из банки и уверовать, что сейчас уж мотор не придется разбирать никогда, кто-то, непременно, раскошелится...