Тест ВАЗ-2123. Вероятны ВАРИАНТЫ
Тест ВАЗ-2123. Вероятны ВАРИАНТЫ
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
Вероятны ВАРИАНТЫ
"НИВА" С АВТОМАТИЧЕСКОЙ Коробкой
ТЕКСТ И ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
Поднаторев на единичных заказах по установке привезенных из других стран коробок-"автоматов" на российские авто, спецы Центра автоматических трансмиссий МАИ решили поработать вместе с инженерами НТЦ ВАЗа. Заводчан заинтересовывала сама возможность вживления "автоматов" в "Ниву" и в случае фуррора - изменение ее потребительских параметров.
Избрали автоматическую четырехступную коробку 4НР22 германской компании "Цанрадфабрик" - за высшую надежность, простоту механической системы управления режимами, а главное - подходящие размеры.
Первым на стапеле ЦАТ МАИ приблизительно годом ранее оказался вэдовый мини-вэн VAZ 2120 (см. ЗР, 2001, №3), а следом за ним новенькая "Нива" VAZ 2123.
В гидротрансформаторе, рассчитанном на более мощнейший движок, под VAZ 2123 изменили угол наклона лопаток насоса. Чтоб состыковать его с вазовским мотором, сделали уникальный картер. Для остывания рабочей воды трансформатора его теплообменник установили перед радиатором системы остывания мотора. К самой автоматической коробке пристроили одноступенчатую "раздатку". Ее задачка только справедливо разделять вращающий момент меж фронтальной и задней осями. В конструкции применено оригинальное решение - вращающий момент с 1-го вала на другой передается многорядной цепью. Межосевой дифференциал - самоблокирующийся, типа "Торсен".
Маленькие доработки потребовались и самой "Ниве". Широкий картер гидротрансформатора вынудил немного расширить (подмять) с одной стороны тоннель пола, а сдвинутая впритирку к коробке "раздатка" - подрезать-подварить кузов в зоне задней опоры агрегата и установить для нее необычную поперечину.
Перераблотали и карданные валы. Задний удлинили на 230мм - величину подвижки "раздатки" вперед, сделали его составным из 2-ух частей и подвесили к кузову на промежной опоре. Фронтальный кардан по той же причине стал на 200мм короче и из-за широкого картера "автомата" трубу поменяли на прут поперечником 25мм. Для управления системой "кик-даун" (включения низшей передачи при насыщенном разгоне) трос ее привода соединили с приводом дроссельной заслонки.
Заместо рычага переключения передач - селектор управления АКП, рычаги "раздатки" убрали за ненадобностью, а педалей оставили только две - газ да тормоз. В моторном отделе появился щуп уровня масла в "автомате".
Знакомство с двухпедальной "Нивой" я начал с тестов. Пробовал жать на газ очень лаского - передачи переключались "ввысь" при оборотах чуток выше 2-ух тыщ. Если надавить до середины хода - поближе к трем. Газ в пол - мотор закручивался за четыре тыщи! И всегда переключения происходили стремительно, без задержки.
Единственный противный момент - режим "овердрайв" в городке. При плавном управлении газом завышенная передача врубалась меж 60 и 70км/ч и появлялся резонансный рокот в коробки, потому в городских критериях, где скорость ограничена, селектор лучше держать в положении "драйв". Если же не пробовать перехитрить автоматику, а просто надавить на газ и ехать, все происходит просто и плавненько. Совместно с тем, что в плотном городском потоке динамики машине полностью довольно, она располагает к степенной езде.
Шумов и вибраций, обычно исходящих в "Ниве" от коробки, тут нет совсем. Автоматическая коробка работает очень тихо и ровно. Естественно, гидротрансформатор "съедает" часть лошадиных сил и поболее мощнейший мотор был бы кстати.
При съезде на "пересеченку" уже не гадаешь, пора ли активизировать межосевую блокировку либо пониженную передачу. Исходя из убеждений потребителя, это просто потрясающе, но движку, на крутых подъемах работающему на пределе, - не очень здорово. Тут гидротрансформатор трудится вовсю. Кажется даже, как будто буксует сцепление и мотор приходится держать "в тонусе". Для буераков очевидно не хватает пониженной передачи.
Зато в грязищи и снегу "Нива" ползет не буксуя - автоматика сглаживает рывки вращающего момента на колесах. На машине с ручной коробкой акселератор тут приходится приотпускать, ограничивая тем тягу, и так избегать пробуксовки.
А вот скользкие подъемы автомобиль берет не совершенно уверенно. Автоматическая межосевая блокировка срабатывает только при пробуксовке колес. Торможение движком (к примеру, на спусках) происходит только в одном режиме, когда селектор находится в положении "1-ая передача". И еще - "автомат" не позволяет просто раскачать засевшую в грязищи машину либо стремительно повторить неудавшийся проезд какой-нибудь выпуклости.
Но это ведь уже особенные условия. А для ежедневной езды такая машина - конкретно то, что необходимо!
Некие особенности управления "Нивой" с "автоматом" в различных критериях, включая бездорожье, - дело привычки. Главное - "автоматика" пришлась машине впору, сделав ее более комфортной, податливой и степенной.
ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА КП И АКП
Пере- В РК В РК АКП АКП с гидро-
дача низшая высшая трасформатором
передача передача (Ктр=2,68)
I 7,80 4,42 2,73 7,32
II 4,47 2,53 1,58 4,23
III 2,89 1,64 1,00 2,68
IV 2,13 1,21 0,73 1,97
V 1,74 0,99
з. х. 7,50 3,92 2,09 5,60
Удлинение заднего карданного вала потребовало дополнительной опоры.
Под капотом появился щуп уровня масла в АКП.
Новенькая коробка подошла к "Ниве" с наименьшими переделками.
Заместо частокола рычагов - один, селектора.

ВАЗ-2123
г.