В РЕШЕТЕ ВОДУ НЕ НОСЯТ
В РЕШЕТЕ ВОДУ НЕ НОСЯТ
ТЕХПОМОЩЬ
мастерская
Авто ВАЗ - Остывание
В РЕШЕТЕ ВОДУ НЕ НОСЯТ
АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН
Кто из суровых автомобилистов хоть раз не простонал: "Ну вот, "Тосол" куда-то уходит!". Естественно, вода дырочку отыщет - неважно какая охлаждающая жидкость при мельчайшей способности постарается убежать из системы остывания. Но "Тосол" по этой части рекордист: он умопомрачительно текуч - при этом в прохладном состоянии! Вот таковой превосходный продукт.
Прибывший ко мне автовладелец - человек тертый, почему, заметив в один прекрасный момент, что "Тосол" очевидно убывает, попробовал убрать неисправность сам. Благо, "Жигули" - машина не самая непростая. Пристально оглядел под капотом и в салоне все, что было доступно взгляду, свету фонарика и зеркальцу. Ничего не отыскал. Завел движок и повторил программку исследовательских работ: авось, под давлением где-нибудь капнет. Надежды не оправдались. О восхитительной текучести "Тосола" в прохладном виде клиент, как досадно бы это не звучало, не знал! Ему бы подстелить под машину пару незапятнанных газет и на другой денек поглядеть, не появились ли пятна, но это в голову не пришло. Меж тем кто-то из знакомых корифеев сервиса уверенно заявил, что без подмены прокладки головки блока не обойтись. К счастью, обладатель не согласился, а общие знакомые надоумили приехать к нам.
Что мы делаем в схожих случаях? Сперва, естественно, тоже осматриваем машину. К примеру, прохудившийся радиатор сходу себя выдаст - он влажный. С другими элементами системы картина труднее: иногда без опрессовки (проверки под давлением) никак не обойтись. Ведь идет речь об очень слабеньких утечках, а не ручьях из крана отопителя либо лопнувшего шланга.
Чтоб опрессовать систему остывания "Жигулей", нет нужды в сложных приспособлениях. На фото - переделанная пробка радиатора, из которой удалили начинку и, просверлив отверстие, воткнули кусочек авто камеры с вентилем. Ниппель удаляем - не будет нужно. На прохладном движке, навернув этот "прибор" на горловину радиатора заместо пробки, подключаем компрессор (сможете пользоваться ножным шинным насосом с оборотным клапаном) и, заткнув патрубок расширительного бачка хотя бы рукою, создаем в системе лишнее давление - около 1 кгс/см2. Выдержав полминуты, проверяем итог. Если кое-где есть неплотность, то под давлением "Тосол" в нее просочится.
Осмотра здесь недостаточно: каждое соединение необходимо пощупать рукою - не набралось влаги ли снизу. Нет? Перебегаем к водяному насосу, где самое свойственное место утечки - дренажное отверстие. Если уплотнение подшипникового узла потеряло плотность, 1-ые капли "Тосола" ищем тут - тем паче, что качество сегодняшних "помп" часто не выдерживает критики. Не обработав ратфилем место посадки, часто насос на движок не поставишь. А треугольный фланец при попытке завернуть болты сходу лопается!
Если под капотом порядок, перейдем в салон. Тут два вероятных виновника. Если капает под ноги водителя - наверное прохудился радиатор отопителя. Когда же струйка бежит под ноги пассажира, смело готовимся поменять кран. За время существования "Жигулей" "неувязка крана" перевоплотился в нескончаемую. Издавна забыт недостаток запчастей, различных кранов на рынке - завались, но... один другого ужаснее.
Хотя сегодня самые сумрачные истории говорят об отопителе "десяток", возня с "жигулевским" тоже не подарок. Кто занимался им хоть раз, уже не забудет. Даже юный, на физическом уровне крепкий, с гибким позвоночником слесарь на смену радиатора отопителя какой-либо "семерки" издержит часа три. Вот почему мы никогда не ставим на машину непроверенный радиатор - непременно опрессовываем. Негерметичному дорога назад в магазин! Латунные подводят очень нередко. Дюралевые лучше. Для нас слова "деталь новенькая, из магазина" - не аргумент в ее пользу.
Бывает, "Тосол" уходит, но опрессовка видимых утечек не выявляет. Тогда стоит приглядеться и прислушаться к мотору. Временами к нам попадают перегретые, со "свищами" по прокладке. "Тосол" может просто стекать в цилиндры (почаще в какой-либо один) и далее в картер. Такую машину даже летом просто выяснить по шлейфу белоснежного "тумана" за кормой. Убедиться в том, что машину поняла эта неудача, можно, снова "наддув" систему минутки на две. Потом при вывернутых свечках прокручиваем стартером. "Влажный" цилиндр сходу выдаст себя каплями...
Если дело дойдет до подмены прокладки, то ей - максимум внимания. В ближайшее время на рынке, кроме обыденных мягеньких прокладок, стали появляться жесткие. В чем разница? После полной протяжки головки блока 1-ые сжимаются приблизительно на 0,3 мм, просто компенсируя и все допустимые (в несколько "соток") погрешности стыка (на основательно поработавшем моторе последние всегда есть). Жесткие прокладки ни пальцем, ни ногтем не продавишь. Предназначение таких - для меня загадка. Опробовав их, мы "прослезились"... совместно с мотором, который чинили. Прокладки совсем не обжимаются - стык не уплотняют. Представьте, каковы наши утраты: необходимо поновой снимать головку блока!
Чем отличаются отличные хомуты от нехороших? Тот, кто норовит сберечь на их каждый рубль, естественно, обзаводится барахлом. Острые кромки с заусенцами - приговор для шланга, хотя и с отсрочкой: перережут его не сходу, а когда владелец забудет. Ненадежный, склонный к "саморазборке" винтообразной узел - тоже вроде бомбы медленного действия.
Все произнесенное относится и к переднеприводным автомобилям ВАЗ - разве что кран отопителя у их понадежней. Ну, и опрессовываем систему уже через переделанную пробку расширительного бачка.
Приспособление для опрессовки системы остывания "Жигулей" - переделанная пробка радиатора.