КУРИЛКА
"КУРИЛКА"
КЛУБ
Автовладельцев
"КУРИЛКА"
- А-а, очередной "жигулист"! Входи, послушай, что Вася ведает! Для тебя должно быть любопытно. На чем тебя оборвали, Вася?
- Итак вот, у моего соседа в "семерке" с пробегом тыщ под 20 на прямом шоссе в один прекрасный момент что-то здорово заскрежетало, при этом при повороте на лево - будто бы даже еще посильнее... Жуть! Сосед, понятно, натужился, взмок...
- А кто бы здесь не натужился!
- Я бы тоже струхнул, пожалуй. Сосед, когда взмок, прямо на ходу стал различные книги вспоминать. Припомнил, что в заднем мосту какие-то Ремонт и эксплуатация так себя ведут при износе, соотнес это с наблюдениями и пришел к плачевному выводу: редуктору - конец... Там различные шестерни, шлицы, подшипники - есть чему заскрежетать! А звук - вот он, точно идет оттуда, сзади!..
- Ой, да на этом кто только не "прокалывался"! Кажется, звук отсюда, а по сути... Помню, пищу я как-то - еще на "Запорожце" - и вдруг слышу нарастающий рокот. Желал уже тормознуть и узнать причину, но здесь догнал некий грузовик и сообразил - это он гудит! Дорога-то в гору шла...
- А мой сосед проверил масло в редукторе, позже заехал на эстакаду, вывесил колеса, при включенной передаче пустил мотор и нырнул под машину - слушать! Да, шумит, стервец!.. И побежал брать новые полуоси - показалось, повинны они. Поменял, проехался... А шум тот же. Никакого улучшения.
- А с чем он ассоциировал, с каким "образцом"? Редукторы же все так либо по другому гремят - бесшумных не бывает. Соображать нужно!
- То-то и оно, что ни с чем же не ассоциировал. Послушал, ужаснулся. И по совету каких-либо знатоков снял редуктор, разобрал... Ничего преступного! Разве что показалось, как будто ось сателлитов очень свободно посиживает в отверстиях коробки дифференциала. Попробовал сделать лучше посадку оси, "прокернив" поверхности отверстий. Это типо обеспечит подходящий натяг. Собрали редуктор, засунули в машину, задрали колеса, завели мотор... Ничего в редукторе не поменялось. А на ходу - все тот же скрежет.
Опять машина на эстакаде. Редуктор - долой, вокруг - консилиум: от того, кто что-то в "железяках" соображает, до того, кто соображает только "на троих"... И вот итог: решили, что шестерни имеют "не ту геометрию" - и своими кромками грызут друг дружку, а поэтому гремят. Сосед мгновенно включил электроточило и спилил на кромках зубьев фаски мм по три шириной. Опять машину собрали - и вновь старенькый скрежет на ходу остался без конфигурации!
- А редуктор небось "запел" заного!
- Ну, естественно... Тем паче, что к этому шагу сосед подготовился основательнее и кое-где заполучил мед стетоскоп. С его помощью редуктор и "слушали". И чем больше слушали, тем страшнее было даже самым конкретным знатокам: оказывается, в редукторе столько всяких шумов! А что считать нормой, кто знает?
Словом, редуктор он погубил, пришлось брать новый. Собрал мост, поднял колеса, пустил мотор... И этот редуктор не лучше старенького! А на ходу... Черт возьми, все тот же отлично знакомый скрежет. Ну, что бы вы стали делать?
В конце концов, кто-то из "мастеров" надоумил - давайте, гласит, слушать машину на ходу. Для начала посадили человека в багажник, прикрыли крышку - и вперед. Ничего не выявили. Тогда, представьте, сняли капот моторного отдела - и "слухач" водрузился туда. Проехались по улице (отлично, что на ГАИ не натолкнулись!), "слухач" воспринимал то одну страшную позу, то другую. И услышал: скрежетало... правое фронтальное колесо!
- А ты гласил - редуктор...
- Невнимательно слушаешь. Мучились-то с редуктором, а скрежет был вроде бы сам по для себя... Вот "слухач" его и локализовал. Сосед ушам своим не поверил - ведь не так давно менял смазку в подшипниках, кропотливо отрегулировал в их зазоры, ну и машина эта у него далековато не 1-ая, "чайником" его не назовешь.
После разборки выяснилось: на беговой дорожке внутреннего кольца подшипника 6-7805У металл "задрался", как доска под тупым рубанком, кольцо провернулось в ступице. Посадка, естественно, нарушилась: здесь же должен быть натяг до 0,038 мм... А его, видать, не стало. Вот и слышал сосед непонятный шум. В какую сумму вылилась вся эта эпопея, подсчитайте сами: полуоси, редуктор, подшипник... Правда, работал "мастер" сам, другими словами безвозмездно.
- Отлично еще, что так дело кончилось. Могло быть куда ужаснее, если б подшипник в один прекрасный момент стопроцентно заклинило...
- Да, уж сколько раз гласили: с шумами в автомобиле обходиться нужно деликатно. Они, в особенности снутри салона, распространяются самыми различными способами, и ничего не стоит ошибиться в определении источника. Вот многие и лупят себя кулаком в грудь - "шумит выжимной!" либо "стучит клапан!" А разберут узел - ничего подобного!
– У меня вот так в один прекрасный момент "коробка кончилась"... Ехал по полю в прошлогодней травке - и вдруг застучало под машиной, да так, что я аж похолодел: коробка!.. Чтоб удостовериться, подъехал к наиблежайшей эстакаде около шоссе, поднялся на нее... Оказалось, просто кусочек толстого сухого стебля застрял в фронтальном карданном шарнире и так успешно, что при вращении шарнира упруго щелкал по тоннелю! И мне - стервец! - жизнь уменьшил минимум на год!
"Доработанные" горе-мастером шестерни дифференциала...
...и "закерненные" отверстия под ось сателлитов. Редуктор загублен -
а дело-то было совершенно не в нем.