СПИРАЛЬ . ПОД КАПОТ
"СПИРАЛЬ"... ПОД КАПОТ
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Миша ГЗОВСКИЙ
"СПИРАЛЬ"... ПОД КАПОТ
Надрывисто жужжащий стартер уступает место системам фактически моментального запуска, способным за десятую долю секунды раскрутить вал мотора до 800 об/мин. Но где взять силы для такового рывка?
Возникновение комбинированных стартер-генераторных систем ("Династарт", ИСАД и других) подвинуло разработчиков на то, чтоб пересмотреть шкалу ценностей аккумуляторных батарей. Сейчас на 1-ое место выходит не емкость (мотор должен пуститься в первую же секунду), а наибольший разрядный ток. Как следует, внутреннее сопротивление должно стремительно устремиться к нулю, что может быть только с повышением активной площади электродов и уменьшением расстояния меж ними. Мы уже знакомили читателей с батареями компании "Оптима" (ЗР, 1998, № 10), смогшей свернуть пластинки в трубочку. Последующий шаг сделала южноамериканская "Джонсон Контролз", ухитрившаяся перевоплотить их в тончайшую железную пленку. В итоге суммарная площадь свернутого в спираль электрода возросла в 20 раз, а путь тока от плюса к минусу сократился в 20-100 раз! Маленькая свинцово-кислотная батарея емкостью 6,5 А.ч может дать "стартеру" в 1-ые 0,1 с ток до... 4900 А. При всем этом коробку размером 117х196х105 мм весом 4,1 кг можно расположить в любом комфортном месте автомобиля хоть ввысь ногами. Броско, что окружающая температура может быть в интервале от -60 до +100°С при разряде и от -20 до +75°С при заряде.
Батареи "Инспира" имеют номинальное напряжение 12 В, но ничто не мешает соединить три таких блока поочередно для прогрессивной 36-вольтовой (почаще ее именуют 42-вольтовой по величине зарядного напряжения) бортсети. При этом совсем не непременно располагать их рядом вместе. Вероятна и совместная параллельная работа "спирального аккума" с обычным, ведь химическая система, а означает и ЭДС остались прежними. Тогда крохотный полуторакилограммовый блочок обеспечит уверенный запуск обыденным стартером (1800 А, полагаю, хватит!), а большой и тяжкий "брат" возьмет на себя буферные функции и электроснабжение других потребителей.
Не торопитесь, но, звонить в редакцию с вопросом, где приобрести новинку. "Джонсон Контролз" со своими 23 патентами планирует серийное оснащение двойными системами электроснабжения автомобилей 2003 модельного года, а спустя год рассчитывает внедриться и в "высоковольтные" бортовые сети.
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Миша ГЗОВСКИЙ
"СПИРАЛЬ"... ПОД КАПОТ
Надрывисто жужжащий стартер уступает место системам фактически моментального запуска, способным за десятую долю секунды раскрутить вал мотора до 800 об/мин. Но где взять силы для такового рывка?
Возникновение комбинированных стартер-генераторных систем ("Династарт", ИСАД и других) подвинуло разработчиков на то, чтоб пересмотреть шкалу ценностей аккумуляторных батарей. Сейчас на 1-ое место выходит не емкость (мотор должен пуститься в первую же секунду), а наибольший разрядный ток. Как следует, внутреннее сопротивление должно стремительно устремиться к нулю, что может быть только с повышением активной площади электродов и уменьшением расстояния меж ними. Мы уже знакомили читателей с батареями компании "Оптима" (ЗР, 1998, № 10), смогшей свернуть пластинки в трубочку. Последующий шаг сделала южноамериканская "Джонсон Контролз", ухитрившаяся перевоплотить их в тончайшую железную пленку. В итоге суммарная площадь свернутого в спираль электрода возросла в 20 раз, а путь тока от плюса к минусу сократился в 20-100 раз! Маленькая свинцово-кислотная батарея емкостью 6,5 А.ч может дать "стартеру" в 1-ые 0,1 с ток до... 4900 А. При всем этом коробку размером 117х196х105 мм весом 4,1 кг можно расположить в любом комфортном месте автомобиля хоть ввысь ногами. Броско, что окружающая температура может быть в интервале от -60 до +100°С при разряде и от -20 до +75°С при заряде.
Батареи "Инспира" имеют номинальное напряжение 12 В, но ничто не мешает соединить три таких блока поочередно для прогрессивной 36-вольтовой (почаще ее именуют 42-вольтовой по величине зарядного напряжения) бортсети. При этом совсем не непременно располагать их рядом вместе. Вероятна и совместная параллельная работа "спирального аккума" с обычным, ведь химическая система, а означает и ЭДС остались прежними. Тогда крохотный полуторакилограммовый блочок обеспечит уверенный запуск обыденным стартером (1800 А, полагаю, хватит!), а большой и тяжкий "брат" возьмет на себя буферные функции и электроснабжение других потребителей.
Не торопитесь, но, звонить в редакцию с вопросом, где приобрести новинку. "Джонсон Контролз" со своими 23 патентами планирует серийное оснащение двойными системами электроснабжения автомобилей 2003 модельного года, а спустя год рассчитывает внедриться и в "высоковольтные" бортовые сети.