ПОЛКУ ВОДОРОДНЫХ ПРИБЫЛО
ПОЛКУ ВОДОРОДНЫХ ПРИБЫЛО
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Миша ГЗОВСКИЙ
ПОЛКУ ВОДОРОДНЫХ ПРИБЫЛО
Водородной АЗС в аэропорту Мюнхена, похоже, не угрожает остаться без клиентов. БМВ, "Mercedes", а сейчас "Опель" подгоняют свои новинки к священному "пистолету".
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Итак, прямо за "Зафирой", работающей на метаноле, появилась и модель с водянистым водородом в баке. В отличие от БМВ, "Опель" пошел по пути преобразования водорода в электроэнергию при помощи топливных частей. Этот принцип уже заявил о для себя, но необходимо обусловиться с основным: получать Н2 прямо на борту либо заправлять его в водянистом виде подобно бензину. 1-ый вариант неплох тем, что выигрывает в пожаробезопасности - метанол можно заливать в обыденный бак на обыкновенной АЗС. Но на борту приходится отдавать большое место реформеру - прощай, багажный отсек! 2-ой метод просит освоения криогенных технологий, но еще более выгоден благодаря компактности всей установки.
Поглядим, что вышло на подопытной "Зафире"? Начнем с бака, поточнее, "термоса". При длине около метра и поперечнике 400 мм он вмещает в себя 75 л охлажденного до -253° С водорода. Хватает этого припаса на 400 км пробега и, если поделить 75 на 4, то создается воспоминание чрезвычайной прожорливости автомобиля. Это не совершенно так. Весит весь этот водород всего 5 кг и удельный расход, измеренный в единицах массы, составит только 1,25 кг/100 км! Сохранить припас горючего помогает суперсовременная термоизоляция, эквивалентная девятиметровой толще пенопласта, при этом баллон из нержавейки способен выдержать перегрузки до 30 g и расположен в самом неопасном месте - под вторым рядом сидений.
Топливные элементы (их 195) объединены в единый блок размером 590х270х500 мм и размещены под капотом рядом с тяговым электродвигателем. Их отличительная особенность - низкая рабочая температура (80° С), способность пускаться аж при -40° С (в первый раз в мире!) и общая мощность 80 кВт.
Более увлекателен и агрегат. При массе всего 68 кг он выдает пиковую мощность 60 кВт/82 л.с. и вращающий момент 305 Н.м при... 0 об/мин! Так что коробка водородной "Зафире" просто не нужна. И без нее автомобиль массой 1575 кг (на 100 кг больше серийного эталона) просто разгоняется до сотки за 16 с и развивает наивысшую скорость 140 км/ч.
Сейчас две "зафиры" - "метанольная" и "водородная" в добросовестном бою должны проявить свои плюсы и недочеты, чтоб спецы исследовательского центра GAPC смогли найти более перспективное направление предстоящей работы.
А работы эти по другим топливам и приводам ведут сейчас в мире таким широким фронтом, что практически со стопроцентной вероятностью можно предсказывать: лет через 20 авто останутся, а вот бензина в их баках уже не будет!
Снаружи ничто, не считая надписей, не выдает содержимое баков новейшей "Зафиры".
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовили Денис БОРОВИЦКИЙ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Миша ГЗОВСКИЙ
ПОЛКУ ВОДОРОДНЫХ ПРИБЫЛО
Водородной АЗС в аэропорту Мюнхена, похоже, не угрожает остаться без клиентов. БМВ, "Mercedes", а сейчас "Опель" подгоняют свои новинки к священному "пистолету".
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Итак, прямо за "Зафирой", работающей на метаноле, появилась и модель с водянистым водородом в баке. В отличие от БМВ, "Опель" пошел по пути преобразования водорода в электроэнергию при помощи топливных частей. Этот принцип уже заявил о для себя, но необходимо обусловиться с основным: получать Н2 прямо на борту либо заправлять его в водянистом виде подобно бензину. 1-ый вариант неплох тем, что выигрывает в пожаробезопасности - метанол можно заливать в обыденный бак на обыкновенной АЗС. Но на борту приходится отдавать большое место реформеру - прощай, багажный отсек! 2-ой метод просит освоения криогенных технологий, но еще более выгоден благодаря компактности всей установки.
Поглядим, что вышло на подопытной "Зафире"? Начнем с бака, поточнее, "термоса". При длине около метра и поперечнике 400 мм он вмещает в себя 75 л охлажденного до -253° С водорода. Хватает этого припаса на 400 км пробега и, если поделить 75 на 4, то создается воспоминание чрезвычайной прожорливости автомобиля. Это не совершенно так. Весит весь этот водород всего 5 кг и удельный расход, измеренный в единицах массы, составит только 1,25 кг/100 км! Сохранить припас горючего помогает суперсовременная термоизоляция, эквивалентная девятиметровой толще пенопласта, при этом баллон из нержавейки способен выдержать перегрузки до 30 g и расположен в самом неопасном месте - под вторым рядом сидений.
Топливные элементы (их 195) объединены в единый блок размером 590х270х500 мм и размещены под капотом рядом с тяговым электродвигателем. Их отличительная особенность - низкая рабочая температура (80° С), способность пускаться аж при -40° С (в первый раз в мире!) и общая мощность 80 кВт.
Более увлекателен и агрегат. При массе всего 68 кг он выдает пиковую мощность 60 кВт/82 л.с. и вращающий момент 305 Н.м при... 0 об/мин! Так что коробка водородной "Зафире" просто не нужна. И без нее автомобиль массой 1575 кг (на 100 кг больше серийного эталона) просто разгоняется до сотки за 16 с и развивает наивысшую скорость 140 км/ч.
Сейчас две "зафиры" - "метанольная" и "водородная" в добросовестном бою должны проявить свои плюсы и недочеты, чтоб спецы исследовательского центра GAPC смогли найти более перспективное направление предстоящей работы.
А работы эти по другим топливам и приводам ведут сейчас в мире таким широким фронтом, что практически со стопроцентной вероятностью можно предсказывать: лет через 20 авто останутся, а вот бензина в их баках уже не будет!
Снаружи ничто, не считая надписей, не выдает содержимое баков новейшей "Зафиры".