Для тебя ПИСЬМО .
Для тебя "ПИСЬМО"...
КЛУБ Автовладельцев
"Чайнику" в поучение
Для тебя "ПИСЬМО"...
Конкретно так водитель-профессионал "подковырнет" сотруднику, заметив спустившее колесо на его машине.
Виктор СЛЕСАРЕВ
От этой неудачи не застрахован никто...
Чуть сев за руль, ты, мой молодой друг, рискуешь "словить гвоздя" приблизительно так же, как и твой опытный дедушка, - ведь предметов, способных проколоть шину, на наших дорогах довольно. Правда, усмотрительный и внимательный шофер все таки мучается пореже: лицезрев на дороге осколки древесной тары, россыпь бутылочных осколков, другие "перспективные" материалы, он их объедет. А тот, кому лень баранку повернуть, поплатится.
Все же даже современный "Остроглазый Сокол" не рассмотрит гвоздя на дороге с дистанции 100 метров. И вот - обычная ситуация под заглавием "на 3-х колесах". Почему на 3-х? А так как не так давно одно уже было проколото, и его поменяли запаской. Проколотое же бросили в багажник и запамятовали.
Короче, дружок, оказавшись на 3-х колесах, для тебя придется действовать самому...
Но начнем... с начала! На полном ходу, в потоке машин, ты сообразил: колесо проколото. Если это фронтальное, то приметно по росту усилий на руле: чем меньше давление воздуха в шине, тем посильнее тянет машину в сторону. С задним труднее. Его прокол многие понимают только после того, как услышат соответствующий глухой стук стопроцентно спустившей шины. Нередко позже оказывается, что ее боковины "изжеваны", а дорога ей - на свалку.
...Итак, ты хочешь тормознуть? Но одномоментно не получится, потому, снижая скорость, постарайся аккуратненько встать там, где это довольно неопасно. Не бери примера с тех, кто из-за хоть какой ерунды готов поднять капот прямо в центре транПодвесканого потока и, выставив символ, считает себя от всех случайностей застрахованным!
Кстати, если ты приостановил машину в нелегальном месте, а она на самом деле могла двигаться, то исходя из убеждений ГИБДД это грубое нарушение. Учти: машина с проколотым колесом не обездвижена! Даже на спущенной шине можно отъехать в неопасное место. Может быть, шина будет дополнительно повреждена, но она в любом случае дешевле кузова, разбитого в случае аварии (о стоимости людской жизни умолчу).
...Естественно, водитель-новичок испытывает трепет при хоть какой, самой маленькой проблеме. А здесь - о кошмар! - проколотое колесо. Не беспокойся, действуй продуманно. Не торопись совать домкрат под машину. Секунда-другая ничего не изменит, а ты присмотрись к дороге: во что упрется домкрат, не сползет ли в сторону на льду, не провалится ли в рыхлую почву, жаркий асфальт? Не покатится ли машина под уклон? Худший вариант - падение машины с домкрата, когда, отвернув болты, снимаешь колесо - здесь можно и калекой стать.
Еще спокойнее сможешь работать, подложив под колеса обратной стороны упоры. Ну хотя бы половинки кирпича. (Вообщем же автовладелец "с понятием" возит в багажнике истинные упоры, любовно изготовленные своими руками либо приобретенные. Это лучше кирпичей...)
Снял колесо? Вот сейчас начнется самое захватывающее, что позволяет вспомнить нашего старшину: "Здесь вам не институт! Здесь мыслить нужно!".
Сначала, на каких колесах ты ездишь - камерных, бескамерных? В последнем случае, если у тебя, запасливый ты мой, припрятан в багажнике набор для их ремонта без разборки, то выйдешь из этого положения просто-таки роскошно. Только бы поперечник прокола был не очень велик (максимум 5-6 мм). Тогда, применив особые приспособления, клей и "затычку" (жгут из особенной резины), стремительно заделаешь прокол.
Если схожим комплектом похвастать не можешь, шину, хотя бы отчасти, со стороны наружного борта, придется демонтировать (разбортовать, разбортировать - некие и так молвят) и заткнуть прокол изнутри особым резиновым грибком на клее. А если хочешь - из бескамерного колеса сделай камерное, при условии, что запасная камера под рукою. Естественно, вентилем, запрессованным в отверстие обода, придется пожертвовать. Что предпочесть? Естественно, 1-ые два варианта: бескамерная шина безопаснее камерной - она медлительнее теряет воздух, в особенности если проколовший ее предмет застрял в отверстии.
Бывает в покрышке такая дыра, что о "бескамерности" уже не вспоминают - "не до жиру"... Да и просто так, не задумываясь, поставить камеру нельзя: в дыру сходу набьется песок, ну и без него края "сжуют" камеру, и ты навряд ли далековато уедешь. Остается одно: изнутри перекрыть дыру "портянкой" - к примеру, несколькими листами резины от негожей камеры. Подойдет и кусочек ободной ленты от грузовика, два ее края уже сведены на нет, остальное необходимо сделать самому, чтоб углы не "жевали" камеру. И можно будет доехать хотя бы до шиномонтажки. Насчет балансировки, дружок, не волнуйся: на таких колесах стремительно не ездят...
Но как шину разбортовать? Вот здесь, хотя сила и пригодится, воспользоваться ею необходимо с головой! Действуя неискусно, прочные ребята и монтажку напополам загибали. Итог? Изувеченные края обода, а то и порванный борт покрышки. (Заодно можно и травму получить, но это уже другая тема...)
Итак, 1-ая ответственная операция. Как отделить (оторвать) борт покрышки от обода, если они за год контакта как будто срослись воедино? Да к тому же хампы бескамерного колеса мешают этому процессу...
Естественно, особые приспособления для разных операций с шинами можно приобрести. Но по закону подлости вот тогда, когда они крайне необходимы, выясняется: остались в гараже. А ты в сотке км от него на 3-х колесах. Потому мы рассматриваем "полевые" условия работы.
Пользующийся популярностью в Рф метод придуман водителями-профессионалами: уперев в борт отрезок уголка, рессоры и т. п. (кто к чему привык), по нему радиво бьют кувалдой, в конце концов добиваясь результата. Дело сложное: резина пружинит, уголок отскакивает... Словом, если не надеешься на твердую руку и верный глаз, лучше остерегись!.. Можно искалечиться. Несложно и боковину покрышки (в особенности круговой) разрушить. Ну и диску удары не на пользу, сначала бескамерному.
Мы предпочитаем те методы, при которых действует статическая, просто контролируемая сила. Если у тебя домкрат-стойка, как на "Жигулях", то его просто конвертировать в "пресс" (рис. 1). Петля 3 из крепкой веревки либо железного тросика, связывающая диск колеса и подъемный кронштейн домкрата, должна "держать" усилие в несколько сотен кг. Кстати, чтоб отделить от обода и обратный борт, петля должна быть длиннее... либо придется поменять положение кронштейна домкрата. Практика показала: идеальнее всего возить в багажнике петлю, напоминающую восьмерку, с дополнительным узлом приблизительно на середине (подгонка - по месту).
Чем больше усилие, тем посильнее домкрат заваливается к центру колеса (на рисунке - на лево). Конкретно удерживая его, ты и сдвигаешь борт шины. А силушка нужна большая! Потому, если хочешь облегчить для себя работу, сделай, как на рис. 2, распорку 1 из подходящей трубы. Один ее конец наденешь на стержень 2 домкрата, а другой упрешь в закраину обода. Мы такую - легкую, алюминиевую - подсмотрели у 1-го опытного...
Можно сконструировать на базе этого домкрата и "станок" (рис. 3). Петля уже не нужна, ее подменяет крючок 2. Он тоже имеет два зацепа - для работы с различных сторон колеса.
Раскладной домкрат (рис. 4) употребляют так. Одним из упоров служит порожек машины. Если он недостаточно высок, придется поначалу поднять машину, водрузить на надежные подставки... Но есть и другое решение: в качестве "пресса" применить саму машину - как на рис. 5. Чтоб усилие было больше, в половину ее веса, колесо необходимо положить под середину порожка, около средней стойки.
Если дело происходит на даче, где найдется крепкая доска, воспользуйтесь ею, как показано на рис. 6, либо же сделайте "станок" (рис. 7).
Некие пробуют отделить борт от обода, просто наезжая на "нездоровое" колесо "здоровым". Не всегда это удается - машина нужна томная. К тому же можно согнуть диск "восьмеркой". Высвободить от обода лучше оба борта - почему, на данный момент поймете.
Последующая операция - фактически разбортовка (рис. 8). Сейчас борт шины (на стороне А) необходимо подцепить монтажками (поначалу одной, позже другой), а это легче всего сделать, если задвинуть борта шины на другой стороне (Б) в глубь "ручья" обода. Конкретно для этого его и выдумали. К тому же обычно он сдвинут к наружной стороне обода. Это позволяет не очень очень напрягать наружный борт, перетягивая его через край обода. (Если перетягивать внутренний, то и жать придется посильнее.)
Делу хорошо помогает мыльный раствор, в особенности если шина сравнимо свежайшая. (Кстати, возить в автомобиле кусочек мыла всегда полезно. Сделав работу, ты же не сядешь за руль с запятанными руками!..) Некие мастера используют заместо этого и бензин. Естественно, незапятнанный, без следов масла - таковой покрышку не портит.
А сейчас, внимание! Если ты работаешь с камерным колесом, то, орудуя монтажками, никогда не запамятовай о камере. Рядовая ошибка тут - защемление камеры (она же спущена!) меж монтажкой и ободом. Непродуманно нажмешь - и две отличные дырки гарантированы! Делают и другую тупость: забыв проверить состояние покрышки изнутри (а там может торчать "тот гвоздь" либо что-то еще), бодро закладывают свежайшую камеру!
При монтаже борта (рис. 9), когда будешь перетягивать его через край обода "в оборотном порядке", снова же не запамятовай о роли "ручья" в ободе. Чтоб вентиль камеры не усложнял процесс забортовки шины, начинать работу нужно на стороне, обратной вентилю. И разбортовывать камерную шину необходимо от вентиля. Опытнейший автовладелец, зная вышеупомянутые "секреты", монтирует борт шины одними ногами, практически не прибегая к монтажке! В особенности если под забортованную часть шины подложит опоры, помогающие бортам углубиться в "ручей".
Другими словами, если не хочешь уподобиться тем "простачкам", которых мы уже упоминали, то, работая с шиной, сначала думай... головой. А не монтажкой.