ПРИВОДНАЯ КАРУСЕЛЬ
ПРИВОДНАЯ КАРУСЕЛЬ
КЛУБ Автовладельцев
/Страница ИСТОРИИ
ПРИВОДНАЯ КАРУСЕЛЬ
БЕССТУПЕНЧАТАЯ Коробка НАЧАЛА
Прошедшего ВЕКА
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Несовершенство коробок передач первых моторных колясок подталкивало к тому, чтоб совсем отрешиться от томных и сложных в изготовлении агрегатов. Их пробовали поменять ординарными и дешевенькими - дальними праотцами сегодняшних вариаторов.
На легких автомобилях - к примеру, издавна позабытых швейцарских "тюрикумах" - помещали большой ведущий диск на длинноватом выходном валу мотора. Перпендикулярно ведущему диску на особом промежном валу устанавливали ведомый - его называли также роликом трения. Будучи прижатым к центру ведущего диска, он оставался недвижным, а при смещении по радиусу начинал крутиться - тем резвее, чем поближе был край диска.
Муфта, на которой закрепляли ролик тягами (на неких моделях просто цепями), была связана со особым рычагом. С его помощью шофер передвигал ролик, изменяя передаточное отношение коробки. Вал с муфтой и ведущая задняя ось были связаны цепью. Задний ход включали смещением ролика на обратную - правую половину диска.
Дисковый механизм хорошо работал на легких автомобилях. Чтоб обеспечить должную силу прижима ведомого ролика к ведущему диску, на более томных и массивных машинах делали особое устройство, автоматом подтягивающее промежный вал вперед. Но бесступенчатая коробка очень нередко добивалась ремонта - подмены кожаной накладки ролика.
Интересно, что передачу перпендикулярными дисками применил на собственном автомобиле 1915 года российский инженер И. А. Юшков. До рождения серийного вариатора оставалось практически полста лет...
Схема автомобиля "Тюрикум": 1 - рычаг управления коробкой; 2 - ведущий диск; 3 - тяга управления ведомым роликом; 4 - цепь; 5 - муфта; 6 - ведомый ролик трения.