НА РАЗЛАПИСТОЙ НИВЕ
НА РАЗЛАПИСТОЙ "НИВЕ"
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
НА РАЗЛАПИСТОЙ "НИВЕ"
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Неодолимое желание россиян выделить свою особенность сплошь и рядом находит выражение в принадлежащих им автомобилях. В особенности приметно это у хозяев "Нивы" VAZ 21213 и ее модификаций. Оставим пока в покое "кенгурятники", пластмассовые обвесы и остальные отлично известные прибамбасы. Лучше побеседуем о колесах, ибо хорошая половина "нив" разъезжает никак не на собственных стандартных с шинами ВлИ-5 и ВлИ-10, а совершенно на других.
Немножко ТЕОРИИ
Плечо обкатки почти во всем определяется конструкцией фронтальной подвески (рис. 1). Отрицательное плечо обеспечивает более устойчивое движение при разгоне и торможении, в особенности на дорогах с различным коэффициентом сцепления под колесами (так именуемый "микст"). Плечо обкатки точно можно найти только по сборочному чертежу фронтальной подвески автомобиля. Но этого не требуется. Довольно знать его изменение, которое можно высчитать по размерам шины и колеса.
Более принципиальный в данном случае параметр - "вылет колеса" (обычно обозначается ЕТ). Метод его самостоятельного замера (для колес с симметричными бортовыми закраинами) показан на рис. 2. Чем меньше ЕТ, тем больше смещение колеса наружу, а плеча обкатки - в положительную сторону. У "Нивы" оно и так положительное, потому повышение и совсем не лучше - мучается маневренность автомобиля.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Проиллюстрировать теорию примерами мы решили при помощи редакционного теста. Носителем колес стал VAZ 21214 с 1,7-литровым мотором и моновпрыском GM. Пробег автомобиля к началу работ составил 4650 км. В тесте использовали четыре варианта колес (на авто жаргоне - дисков) с шинами, размеры которых приведены в табл. 1. Эти композиции были выбраны, как более всераспространенные и к тому же не требующие переделки ступичных узлов и частей подвески.
НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!
Результаты измерений (табл. 2) подтвердили наши догадки. Существенное улучшение динамики - одна из обстоятельств установки "малеханьких" колес. 2-ая, быстрее, психическая - показания спидометра в таком варианте становятся уж очень "оптимистичными". Наибольшая скорость во всех вариантах была достигнута на четвертой передаче. В базисном (шины ВлИ-10 и железные колеса) обороты мотора при очень достигнутой скорости 126,2 км/ч составили всего 4800 об/мин. В других случаях они колебались от 5300 до 5400 об/мин. Таким макаром, в заводской комплектации движок не выходит на обороты наибольшей мощности. Не считая того, с уменьшением поперечника и массы колес увеличивается эффективность торможения, но главное - отлично чувствуещь педаль тормоза.
Многие русские водители очень амбициозны на дороге, а тут установка "малеханьких" колес, кроме всего остального, не просит издержек на форсировку мотора либо вмешательства в коробку. Добавим психический эффект от приметно завышающего скорость спидометра, так что уверить возвратиться к эталону будет совершенно не просто. Итак, на наименьших по поперечнику и поболее легких колесах автомобиль резвее разгоняется. А если шины к тому же завезенные из других стран, шоссейные, с низким сопротивлением качению и высочайшими сцепными качествами - это ли не триумф "домашнего" тюнинга?
ПОРУЛИМ - ПООХАЕМ...
Применение широких низкопрофильных шин на колесах со стандартным значением вылета (в нашем случае 205/55-70 заместо 175/80) практически не меняет плечо обкатки. А вот "маленький" профиль шины благоприятно влияет на маневренность и устойчивость. Вправду, автомобиль на легкосплавных 16-дюймовых дисках (ЕТ 58) с низкопрофильной шиной (205/55) резвее реагирует на поворот руля и лучше держит дорогу. В то же время на таких шинах не очень поездишь по разбитому асфальту. Дорожный просвет меньше, ну и способность противостоять сколам и выбоинам похуже. Есть и еще кое-что, о чем умалчивать не стоит. Установленные на узенький обод 5Jх16 широкие низкопрофильные шины в повороте работают не хорошим образом. Для их был бы лучше обод шириной 6 либо даже 61/2 дюйма. Но тогда придется уменьшить вылет... А он куда заметнее оказывает влияние на поведение автомобиля. С этой точки зрения 14-дюймовое колесо от GAZ 24 (ЕТ 0) - худший вариант. Плечо обкатки с покрышкой шириной 205 мм значительно больше в сопоставлении с базисным вариантом (у которого вылет 58 мм). Как это сказывается на чувствах водителя?
При маневрировании в стесненных критериях (выезд со стоянки, парковка) растет усилие на управляющем колесе, которое и у стандартной "Нивы" велико. Езда по бездорожью, в особенности с глубокими колеями, также доставляет массу заморочек. При всем этом "удары" на руле при проезде поперечных борозд либо неглубоких канав становятся посильнее - сберегайте пальцы.
Установка колес с уменьшенным вылетом увеличивает склонность автомобиля к эффекту "закусывания". Попадая одним из фронтальных колес на поверхность с огромным сопротивлением качению (рыхловатый грунт либо плотный снег), автомобиль резко стремится в эту сторону. При этом усилие на руле наращивается скачком, вприбавок внезапно для водителя. Сохранить данное направление движения автомобиля в таком случае достаточно тяжело.
Даже при обычном торможении автомобиль на колесах, увеличивающих плечо обкатки (в особенности с ЕТ 0), очень тянет в сторону фронтального колеса, у которого на дорожном покрытии большой коэффициент сцепления либо сопротивление качению. Что уж гласить об критической остановке. Поясним цифрами...
При торможении с 70 км/ч на "миксте" (колеса одной стороны на сухом, другой - на сыром покрытии) стандартный автомобиль удавалось задерживать в данном коридоре при усилии на тормозной педали до 200-250 Н. "Нива" на 14-дюймовых колесах с уменьшенным вылетом (ЕТ 0) в подобных критериях оставалась в обозначенных конусами границах при усилии на тормозной педали менее 100-150 Н. Тормозной путь при всем этом увеличивался на 16-18%.
С ростом скорости критическое торможение на скользкой дороге с неоднородным покрытием может окончиться потерей траекторной стойкости автомобиля с следующим глубочайшим заносом задней оси и неконтролируемым вращением.
Нехорошие КОМПРОМИССЫ
Хоть какой серийный автомобиль - собственного рода баланс конструктивных решений для данных эксплуатационных требований. Либо, если желаете, компромисс. Потому малозначительное, казалось бы, вмешательство в конструкцию приводит к улучшению одних, но ухудшению других черт. Вопрос исключительно в том, удовлетворяет ли это требованиям безопасности и как приобретенный итог применим для потребителя.
ЧТО Произнесет ЗАВОД?
Наши выводы подтвердили спецы АвтоВАЗа. Авто модельного ряда VAZ 21213 на заводе оснащаются колесами 5jх16 с вылетом обода 58 мм. Уменьшение поперечника колеса либо повышение ширины обода без конфигурации вылета приведет к касанию обода о верхний рычаг поворотного кулака. На авто семейства VAZ 21213, VAZ 2120, VAZ 2131 допускается установка колес 5jх15 при вылете 45 мм и 6jх15 при вылете 35 мм. Применение колес с наименьшим вылетом неприемлимо по условиям маневренности и стойкости при торможении. Применение 14-дюймовых колес не разрешается. Нужно учесть, что с 15-дюймовыми колесами должны употребляться шины таковой размерности, наружный поперечник которых близок поперечнику шины 175/80R16, принятой для комплектации VAZ 21213. К примеру: 195/80R15, 205/70R15, 205/75R15.
"ПОДАРОК" ОТ ГИБДД
Любителям "домашнего" тюнинга следует знать, что 7 декабря 2000 года был подписан приказ № 1240 министра МВД РФ, регламентирующий деятельность ГИБДД. Один из разделов приказа касается переоборудования автотранПодвесканых средств, находящихся в эксплуатации. В согласовании с этим документом внесение конфигураций, влияющих на Законодательство движения, в конструкцию серийного автомобиля может быть только с разрешения ГИБДД на основании заключения завода-изготовителя либо организаций, аккредитованных в Системе сертификации ГОСТ Р. Но это уже отдельный разговор.
НАША СПРАВКА
Автомобиль VAZ 2121 был вначале задуман для движения по нехорошим дорогам. Вот поэтому у него высочайший дорожный просвет и маленькая база. Чтоб прирастить дорожный просвет, на первых опытнейших образчиках "Нивы" применяли диагональные шины М-51 размером 6,70-15 с высотой профиля около 100%. Но маневренность недлинной машины в таком варианте оказалась неудовлетворительной - высочайшая шина "складывалась" в поворотах. Потому отважился применить 16-дюймовые покрышки с уменьшенной высотой профиля (ВлИ-5 - около 80%). Круговые ВлИ-10 с всесезонным рисунком протектора появились через доброе десятилетие, да и их пропорции (175/80R16) далеки от современных эталонов. Избранный вазовскими спецами размер почти во всем продиктован компоновочной схемой "Нивы", по которой запасное колесо помещается только под капотом - а там кандидатуры "стандартному" размеру нет.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ООО "ПРОМА-КОЛЕСА ИЗ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ" ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ
НА ТЕСТ КОЛЕСА И "РАЛЛИ-КЛУБ" ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ И АКТИВНОЕ Роль В ИСПЫТАНИЯХ.
175/80R16 ВлИ-10 ЕТ 58
205/65R15 "Волтайр VS-20" ЕТ 35
205/55R16 "Семперит-Дирекшн" ЕТ 58
205/70R14 "Таганка М-284" ЕТ 0
ТЕХНИКА
/ТЕСТ
НА РАЗЛАПИСТОЙ "НИВЕ"
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН
Неодолимое желание россиян выделить свою особенность сплошь и рядом находит выражение в принадлежащих им автомобилях. В особенности приметно это у хозяев "Нивы" VAZ 21213 и ее модификаций. Оставим пока в покое "кенгурятники", пластмассовые обвесы и остальные отлично известные прибамбасы. Лучше побеседуем о колесах, ибо хорошая половина "нив" разъезжает никак не на собственных стандартных с шинами ВлИ-5 и ВлИ-10, а совершенно на других.
Немножко ТЕОРИИ
Плечо обкатки почти во всем определяется конструкцией фронтальной подвески (рис. 1). Отрицательное плечо обеспечивает более устойчивое движение при разгоне и торможении, в особенности на дорогах с различным коэффициентом сцепления под колесами (так именуемый "микст"). Плечо обкатки точно можно найти только по сборочному чертежу фронтальной подвески автомобиля. Но этого не требуется. Довольно знать его изменение, которое можно высчитать по размерам шины и колеса.
Более принципиальный в данном случае параметр - "вылет колеса" (обычно обозначается ЕТ). Метод его самостоятельного замера (для колес с симметричными бортовыми закраинами) показан на рис. 2. Чем меньше ЕТ, тем больше смещение колеса наружу, а плеча обкатки - в положительную сторону. У "Нивы" оно и так положительное, потому повышение и совсем не лучше - мучается маневренность автомобиля.
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Проиллюстрировать теорию примерами мы решили при помощи редакционного теста. Носителем колес стал VAZ 21214 с 1,7-литровым мотором и моновпрыском GM. Пробег автомобиля к началу работ составил 4650 км. В тесте использовали четыре варианта колес (на авто жаргоне - дисков) с шинами, размеры которых приведены в табл. 1. Эти композиции были выбраны, как более всераспространенные и к тому же не требующие переделки ступичных узлов и частей подвески.
НА СТАРТ, ВНИМАНИЕ, МАРШ!
Результаты измерений (табл. 2) подтвердили наши догадки. Существенное улучшение динамики - одна из обстоятельств установки "малеханьких" колес. 2-ая, быстрее, психическая - показания спидометра в таком варианте становятся уж очень "оптимистичными". Наибольшая скорость во всех вариантах была достигнута на четвертой передаче. В базисном (шины ВлИ-10 и железные колеса) обороты мотора при очень достигнутой скорости 126,2 км/ч составили всего 4800 об/мин. В других случаях они колебались от 5300 до 5400 об/мин. Таким макаром, в заводской комплектации движок не выходит на обороты наибольшей мощности. Не считая того, с уменьшением поперечника и массы колес увеличивается эффективность торможения, но главное - отлично чувствуещь педаль тормоза.
Многие русские водители очень амбициозны на дороге, а тут установка "малеханьких" колес, кроме всего остального, не просит издержек на форсировку мотора либо вмешательства в коробку. Добавим психический эффект от приметно завышающего скорость спидометра, так что уверить возвратиться к эталону будет совершенно не просто. Итак, на наименьших по поперечнику и поболее легких колесах автомобиль резвее разгоняется. А если шины к тому же завезенные из других стран, шоссейные, с низким сопротивлением качению и высочайшими сцепными качествами - это ли не триумф "домашнего" тюнинга?
ПОРУЛИМ - ПООХАЕМ...
Применение широких низкопрофильных шин на колесах со стандартным значением вылета (в нашем случае 205/55-70 заместо 175/80) практически не меняет плечо обкатки. А вот "маленький" профиль шины благоприятно влияет на маневренность и устойчивость. Вправду, автомобиль на легкосплавных 16-дюймовых дисках (ЕТ 58) с низкопрофильной шиной (205/55) резвее реагирует на поворот руля и лучше держит дорогу. В то же время на таких шинах не очень поездишь по разбитому асфальту. Дорожный просвет меньше, ну и способность противостоять сколам и выбоинам похуже. Есть и еще кое-что, о чем умалчивать не стоит. Установленные на узенький обод 5Jх16 широкие низкопрофильные шины в повороте работают не хорошим образом. Для их был бы лучше обод шириной 6 либо даже 61/2 дюйма. Но тогда придется уменьшить вылет... А он куда заметнее оказывает влияние на поведение автомобиля. С этой точки зрения 14-дюймовое колесо от GAZ 24 (ЕТ 0) - худший вариант. Плечо обкатки с покрышкой шириной 205 мм значительно больше в сопоставлении с базисным вариантом (у которого вылет 58 мм). Как это сказывается на чувствах водителя?
При маневрировании в стесненных критериях (выезд со стоянки, парковка) растет усилие на управляющем колесе, которое и у стандартной "Нивы" велико. Езда по бездорожью, в особенности с глубокими колеями, также доставляет массу заморочек. При всем этом "удары" на руле при проезде поперечных борозд либо неглубоких канав становятся посильнее - сберегайте пальцы.
Установка колес с уменьшенным вылетом увеличивает склонность автомобиля к эффекту "закусывания". Попадая одним из фронтальных колес на поверхность с огромным сопротивлением качению (рыхловатый грунт либо плотный снег), автомобиль резко стремится в эту сторону. При этом усилие на руле наращивается скачком, вприбавок внезапно для водителя. Сохранить данное направление движения автомобиля в таком случае достаточно тяжело.
Даже при обычном торможении автомобиль на колесах, увеличивающих плечо обкатки (в особенности с ЕТ 0), очень тянет в сторону фронтального колеса, у которого на дорожном покрытии большой коэффициент сцепления либо сопротивление качению. Что уж гласить об критической остановке. Поясним цифрами...
При торможении с 70 км/ч на "миксте" (колеса одной стороны на сухом, другой - на сыром покрытии) стандартный автомобиль удавалось задерживать в данном коридоре при усилии на тормозной педали до 200-250 Н. "Нива" на 14-дюймовых колесах с уменьшенным вылетом (ЕТ 0) в подобных критериях оставалась в обозначенных конусами границах при усилии на тормозной педали менее 100-150 Н. Тормозной путь при всем этом увеличивался на 16-18%.
С ростом скорости критическое торможение на скользкой дороге с неоднородным покрытием может окончиться потерей траекторной стойкости автомобиля с следующим глубочайшим заносом задней оси и неконтролируемым вращением.
Нехорошие КОМПРОМИССЫ
Хоть какой серийный автомобиль - собственного рода баланс конструктивных решений для данных эксплуатационных требований. Либо, если желаете, компромисс. Потому малозначительное, казалось бы, вмешательство в конструкцию приводит к улучшению одних, но ухудшению других черт. Вопрос исключительно в том, удовлетворяет ли это требованиям безопасности и как приобретенный итог применим для потребителя.
ЧТО Произнесет ЗАВОД?
Наши выводы подтвердили спецы АвтоВАЗа. Авто модельного ряда VAZ 21213 на заводе оснащаются колесами 5jх16 с вылетом обода 58 мм. Уменьшение поперечника колеса либо повышение ширины обода без конфигурации вылета приведет к касанию обода о верхний рычаг поворотного кулака. На авто семейства VAZ 21213, VAZ 2120, VAZ 2131 допускается установка колес 5jх15 при вылете 45 мм и 6jх15 при вылете 35 мм. Применение колес с наименьшим вылетом неприемлимо по условиям маневренности и стойкости при торможении. Применение 14-дюймовых колес не разрешается. Нужно учесть, что с 15-дюймовыми колесами должны употребляться шины таковой размерности, наружный поперечник которых близок поперечнику шины 175/80R16, принятой для комплектации VAZ 21213. К примеру: 195/80R15, 205/70R15, 205/75R15.
"ПОДАРОК" ОТ ГИБДД
Любителям "домашнего" тюнинга следует знать, что 7 декабря 2000 года был подписан приказ № 1240 министра МВД РФ, регламентирующий деятельность ГИБДД. Один из разделов приказа касается переоборудования автотранПодвесканых средств, находящихся в эксплуатации. В согласовании с этим документом внесение конфигураций, влияющих на Законодательство движения, в конструкцию серийного автомобиля может быть только с разрешения ГИБДД на основании заключения завода-изготовителя либо организаций, аккредитованных в Системе сертификации ГОСТ Р. Но это уже отдельный разговор.
НАША СПРАВКА
Автомобиль VAZ 2121 был вначале задуман для движения по нехорошим дорогам. Вот поэтому у него высочайший дорожный просвет и маленькая база. Чтоб прирастить дорожный просвет, на первых опытнейших образчиках "Нивы" применяли диагональные шины М-51 размером 6,70-15 с высотой профиля около 100%. Но маневренность недлинной машины в таком варианте оказалась неудовлетворительной - высочайшая шина "складывалась" в поворотах. Потому отважился применить 16-дюймовые покрышки с уменьшенной высотой профиля (ВлИ-5 - около 80%). Круговые ВлИ-10 с всесезонным рисунком протектора появились через доброе десятилетие, да и их пропорции (175/80R16) далеки от современных эталонов. Избранный вазовскими спецами размер почти во всем продиктован компоновочной схемой "Нивы", по которой запасное колесо помещается только под капотом - а там кандидатуры "стандартному" размеру нет.
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ООО "ПРОМА-КОЛЕСА ИЗ ЛЕГКИХ СПЛАВОВ" ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ
НА ТЕСТ КОЛЕСА И "РАЛЛИ-КЛУБ" ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ И АКТИВНОЕ Роль В ИСПЫТАНИЯХ.
175/80R16 ВлИ-10 ЕТ 58
205/65R15 "Волтайр VS-20" ЕТ 35
205/55R16 "Семперит-Дирекшн" ЕТ 58
205/70R14 "Таганка М-284" ЕТ 0