НИ ДЫМА НИ ОГНЯ
НИ ДЫМА НИ ОГНЯ
ТЕХНИКА
Перспектива
АВТОМОБИЛЬ НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ
НИ ДЫМА НИ ОГНЯ
СЕРГЕЙ МИШИН
1-ый российский экологически незапятнанный автомобиль АНТЭЛ (автомобиль на топливных элементах) обозначился у нас робко и буднично (см. ЗР, 2001, № 9). На Столичном международном автосалоне-2001 машина не вызвала ожидаемого энтузиазма. Или архаичная по современным меркам наружность "Нивы" (она была носителем топливных частей) тому предпосылкой, или ВАЗ поскромничал с представлением новинки. Но вроде бы то ни было, экологически незапятнанное транПодвесканое средство существует и работы по этому проекту длятся.
Прошло два года. На замену первому АНТЭЛу пришел 2-ой, а в чертежах уже есть и 3-я версия. Главное отличие последней - на борту нет баллонов высочайшего давления, ну и заправлять ее нужно обыденным бензином. Но обо всем по порядку.
С ЧЕГО НАЧИНАЛИ
Напомним, в 2001 году только кузов 5-и дверной "Нивы" мог вместить еще массивную силовую установку на топливных элементах. Под капотом электродвигатель мощностью 25 кВт, батарея для разогрева и пуска энергоустановки и блок системы управления. Источник энергии - модернизированный химический генератор "Фотон", сделанный в свое время для решения галлактических задач. Его "упаковали" в просторный багажник бывшего внедорожника, ставшего на самом деле переднеприводным электромобилем. Баллоны с кислородом упрятали под задним сидением, а водородные, в каких газ под давлением 250 атмосфер, пристроили конкретно над генератором. Места для багажа, естественно, не осталось. С пятью седоками в салоне масса машины впритирку приближалась к двум тоннам. Все же, при припасе водорода 60, а кислорода 36 л автомобиль развивал скорость до 80 км/ч и преодолевал 200 км без "заправки".
АНТЭЛ-2
Это уже не отживающая собственный век "Нива", а относительно юный VAZ 2111, который и по внутренности значительно отличается от первого АНТЭЛа.
Новый электродвигатель переменного тока так малогабаритен, что уместился в моторном отделе совместно с энергоустановкой. Ну и сама она уже не доработанная галлактическая "батарейка", а сделанный специально для автомобиля водородно-воздушный химический генератор. Кислород он берет из атмосферного воздуха, только очищенного от примесей углекислоты.
Водородные баллоны переехали под пол багажника. Их суммарная емкость сейчас 90 л, сжатых до 400 атмосфер. Это позволило довести припас хода до 350 км, что уже сопоставимо с обыденным автомобилем. Под подушкой заднего сидения, где обычно размещен бензобак, расположены блоки систем управления источниками питания и электроприводом, также буферная батарея. Ее задачка - обеспечить разогрев и пуск энергоустановки и помогать ей при пиковых нагрузках. Таким макаром, у нового АНТЭЛа багажник практически свободен. Его емкость - 350 л - несколько меньше штатного "одиннадцатого": пол все таки чуток приподнят над водородными баллонами.
2-ой АНТЭЛ вышел легче практически на 300 кг, уложившись в оснащенную массу 1300 кг. Ну и наибольшая скорость выросла - новенькая машина способна разгоняться уже до 100 км/ч.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Естественно, как и при разработке первого АНТЭЛа, в проекте участвуют многие предприятия.
Щелочные воздушно-водородные топливные элементы напряжением 240 вольт сделаны вместе с Уральским химическим комбинатом. Вместе с переходом от сжатого кислорода к атмосферному воздуху, практически в 20 раз снижено содержание драгоценных металлов в катализаторах и, соответственно, цена последних!
Рыбинская научно-исследовательская лаборатория разработала и сделала малогабаритный и легкий тяговый электродвигатель, КПД которого более 90% - на 20% выше первенца. При всем этом он в два раза легче и в четыре раза сильнее. В режиме торможения автомобиля электродвигатель способен рекуперировать энергию и таким макаром заряжать буферную батарею.
Вместе с ракетно-космической компанией "Энергия" сделаны супербаллоны, способные хранить водород под давлением 400 атмосфер, и система чистки воздуха от присутствующего в нем СО2.
Питерская аккумуляторная компания "Ригель" сделала никель-металлогидридный аккумулятор с напряжением 240 В и емкостью 10 А.ч. Он превосходит классические свинцово-кислотные по удельной энергоемкости вчетверо! Это та батарея, которая обеспечивает резвый пуск энергоустановки и подключается к ней, увеличивая ее мощность вдвое при разгонах автомобиля.
Екатеринбургское НПО "Автоматика" разработало системы управления энергоустановкой и электроприводом, а поволжское отделение русской инженерной академии - электронный усилитель тормозов. Кстати, таковой понадобится не только лишь для АНТЭЛа и электромобиля, да и для обыденных автомобилей, имеющих трудности с "добычей" вакуума. К примеру, с дизельным движком - такие оснащают особым вакуумным компрессором.
ПЕРСПЕКТИВА
А на очереди АНТЭЛ-3. В нем водород планируют получать из бензина уже на борту автомобиля, потому заправляться он будет на обыденных АЗС.
Упразднят и водородные баллоны - все-же не дело возить с собой газ под давлением 400 атмосфер. Ну и заправка их - дело не обычное и не такое уж резвое. Заместо их - топливный микропроцессор, реформирующий бензин в водород и углекислый газ. По расчетам, нововведения совместно с бензобаком прирастят массу автомобиля всего на 30 кг и впишутся во 2-ой АНТЭЛ. Стандартный "десятый" топливный бак объемом 45 л обеспечит ему припас хода практически в тыщу км! При том, что из выхлопной трубы будут вылетать только вода и углекислый газ!
Изготовка макета АНТЭЛ-3 намечено уже на последующий год. Естественно, опытнейший эталон - еще не настоящий автомобиль и на доводочные работы пригодится время. Так же как и на создание самого производства, в особенности если учитывать оригинальность компонент.
И все-же может быть, что безобидные для нашей планетки авто с течением времени закончат быть экзотикой и в Рф.
ТЕХНИКА
Перспектива
АВТОМОБИЛЬ НА ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ
НИ ДЫМА НИ ОГНЯ
СЕРГЕЙ МИШИН
1-ый российский экологически незапятнанный автомобиль АНТЭЛ (автомобиль на топливных элементах) обозначился у нас робко и буднично (см. ЗР, 2001, № 9). На Столичном международном автосалоне-2001 машина не вызвала ожидаемого энтузиазма. Или архаичная по современным меркам наружность "Нивы" (она была носителем топливных частей) тому предпосылкой, или ВАЗ поскромничал с представлением новинки. Но вроде бы то ни было, экологически незапятнанное транПодвесканое средство существует и работы по этому проекту длятся.
Прошло два года. На замену первому АНТЭЛу пришел 2-ой, а в чертежах уже есть и 3-я версия. Главное отличие последней - на борту нет баллонов высочайшего давления, ну и заправлять ее нужно обыденным бензином. Но обо всем по порядку.
С ЧЕГО НАЧИНАЛИ
Напомним, в 2001 году только кузов 5-и дверной "Нивы" мог вместить еще массивную силовую установку на топливных элементах. Под капотом электродвигатель мощностью 25 кВт, батарея для разогрева и пуска энергоустановки и блок системы управления. Источник энергии - модернизированный химический генератор "Фотон", сделанный в свое время для решения галлактических задач. Его "упаковали" в просторный багажник бывшего внедорожника, ставшего на самом деле переднеприводным электромобилем. Баллоны с кислородом упрятали под задним сидением, а водородные, в каких газ под давлением 250 атмосфер, пристроили конкретно над генератором. Места для багажа, естественно, не осталось. С пятью седоками в салоне масса машины впритирку приближалась к двум тоннам. Все же, при припасе водорода 60, а кислорода 36 л автомобиль развивал скорость до 80 км/ч и преодолевал 200 км без "заправки".
АНТЭЛ-2
Это уже не отживающая собственный век "Нива", а относительно юный VAZ 2111, который и по внутренности значительно отличается от первого АНТЭЛа.
Новый электродвигатель переменного тока так малогабаритен, что уместился в моторном отделе совместно с энергоустановкой. Ну и сама она уже не доработанная галлактическая "батарейка", а сделанный специально для автомобиля водородно-воздушный химический генератор. Кислород он берет из атмосферного воздуха, только очищенного от примесей углекислоты.
Водородные баллоны переехали под пол багажника. Их суммарная емкость сейчас 90 л, сжатых до 400 атмосфер. Это позволило довести припас хода до 350 км, что уже сопоставимо с обыденным автомобилем. Под подушкой заднего сидения, где обычно размещен бензобак, расположены блоки систем управления источниками питания и электроприводом, также буферная батарея. Ее задачка - обеспечить разогрев и пуск энергоустановки и помогать ей при пиковых нагрузках. Таким макаром, у нового АНТЭЛа багажник практически свободен. Его емкость - 350 л - несколько меньше штатного "одиннадцатого": пол все таки чуток приподнят над водородными баллонами.
2-ой АНТЭЛ вышел легче практически на 300 кг, уложившись в оснащенную массу 1300 кг. Ну и наибольшая скорость выросла - новенькая машина способна разгоняться уже до 100 км/ч.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Естественно, как и при разработке первого АНТЭЛа, в проекте участвуют многие предприятия.
Щелочные воздушно-водородные топливные элементы напряжением 240 вольт сделаны вместе с Уральским химическим комбинатом. Вместе с переходом от сжатого кислорода к атмосферному воздуху, практически в 20 раз снижено содержание драгоценных металлов в катализаторах и, соответственно, цена последних!
Рыбинская научно-исследовательская лаборатория разработала и сделала малогабаритный и легкий тяговый электродвигатель, КПД которого более 90% - на 20% выше первенца. При всем этом он в два раза легче и в четыре раза сильнее. В режиме торможения автомобиля электродвигатель способен рекуперировать энергию и таким макаром заряжать буферную батарею.
Вместе с ракетно-космической компанией "Энергия" сделаны супербаллоны, способные хранить водород под давлением 400 атмосфер, и система чистки воздуха от присутствующего в нем СО2.
Питерская аккумуляторная компания "Ригель" сделала никель-металлогидридный аккумулятор с напряжением 240 В и емкостью 10 А.ч. Он превосходит классические свинцово-кислотные по удельной энергоемкости вчетверо! Это та батарея, которая обеспечивает резвый пуск энергоустановки и подключается к ней, увеличивая ее мощность вдвое при разгонах автомобиля.
Екатеринбургское НПО "Автоматика" разработало системы управления энергоустановкой и электроприводом, а поволжское отделение русской инженерной академии - электронный усилитель тормозов. Кстати, таковой понадобится не только лишь для АНТЭЛа и электромобиля, да и для обыденных автомобилей, имеющих трудности с "добычей" вакуума. К примеру, с дизельным движком - такие оснащают особым вакуумным компрессором.
ПЕРСПЕКТИВА
А на очереди АНТЭЛ-3. В нем водород планируют получать из бензина уже на борту автомобиля, потому заправляться он будет на обыденных АЗС.
Упразднят и водородные баллоны - все-же не дело возить с собой газ под давлением 400 атмосфер. Ну и заправка их - дело не обычное и не такое уж резвое. Заместо их - топливный микропроцессор, реформирующий бензин в водород и углекислый газ. По расчетам, нововведения совместно с бензобаком прирастят массу автомобиля всего на 30 кг и впишутся во 2-ой АНТЭЛ. Стандартный "десятый" топливный бак объемом 45 л обеспечит ему припас хода практически в тыщу км! При том, что из выхлопной трубы будут вылетать только вода и углекислый газ!
Изготовка макета АНТЭЛ-3 намечено уже на последующий год. Естественно, опытнейший эталон - еще не настоящий автомобиль и на доводочные работы пригодится время. Так же как и на создание самого производства, в особенности если учитывать оригинальность компонент.
И все-же может быть, что безобидные для нашей планетки авто с течением времени закончат быть экзотикой и в Рф.