Мягенькой ПОСАДКИ!
Мягенькой ПОСАДКИ!
ТЕХНИКА
Конструкции
СОВРЕМЕННЫЕ Сидения
Мягенькой ПОСАДКИ!
АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ Миша ГЗОВСКИЙ
Фраза "Сидение - основной элемент безопасности автомобиля", произнесенная Х. Галлом, одним из ведущих профессионалов компании "Джонсон контролс", где, а именно, проектируют интерьеры, - совсем не преувеличение. Конкретно к сидению привязаны ремнями наши бренные тела, из сидения "вырастает" спасительный при ударе сзади подголовник. Спинка и крепления кресла при столкновениях должны выдержать усилия в несколько тонн, не нанеся при всем этом травм голове и позвоночнику.
Не плохое сидение по-своему помогает предупредить ДТП: оно поддерживает тонус водителя, не дает заснуть на ходу. А неудачное кресло может даже убить здоровье. Так, исследования, проведенные в первый раз самолетостроителями, проявили: после нескольких часов неподвижности у человека развиваются застойные явления в конечностях, приводящие к тромбозам.
До 1960-х годов авто сидение было, на самом деле, только мягеньким стулом, достаточно обычным по конструкции. В борьбе за Законодательство и комфорт сидения поменялись практически до неузнаваемости. Современное гоночное "корытце" весит в районе 3,5 кг, зато кресло "Майбаха" тянет... на все 70!
ЧТО ПОД КОЖЕЙ?
Давайте "обдерем" обивку с сидения "Фольксвагена-Фаэтон" (см. фото). Не правда ли, больше похоже на катапультируемое кресло истребителя (кстати, тут и пиропатроны есть!). Но совместно с обивкой мы удалили часть увлекательных устройств. В кожу при помощи компании "Сименс" зашиты датчики OCS (Occupant Classification System - система систематизации пассажиров). Это - "подстилка", чувствующая вес и положение седока. Необходимость таких датчиков узнали, совершенствуя надувные подушки. Последние могут не только лишь спасти, да и искалечить. К примеру, если перепутают взрослого с ребенком либо не учтут, что перед столкновением пассажир, задремав, сполз вперед. А если на сидение не человек, а сумка с покупками, растрачивать на ее спасение дорогостоящую разовую подушку и совсем не стоит. В общем, сверхчувствительный "коврик" и работающий в связке с ним контроллер распознают, кто и как посиживает в кресле, и выдают рациональные команды устройствам безопасности.
Есть, вобщем, другие конструкции. Упростить обивку позволяют четыре датчика AWS (Advanced Weight Sensing - "продвинутое" определение веса), установленные в направляющих кресла. Испытывают также системы, которые руководствуются... данными видеосъемки. Камера фиксирует все, что происходит в машине. Но объективный "соглядатай" наверное понравится не многим покупателям.
ПРОВЕТРИТ, ПОГЛАДИТ, РАЗВЛЕЧЕТ
Естественно, кресло с такими "наворотами" стоит недешево. Но кроме систем безопасности, пока, как досадно бы это не звучало, малопопулярных в Рф, в современных сиденьях много других устройств.
К примеру, вентиляторы и массажеры. Потеть в поездке не охото, наверняка, никому. Отношение к массажерам более сложное: приятно ли на ходу вдруг почувствовать толчок в спину либо... ниже? Но врачи говорят: здоровье дороже не только лишь средств. Стоит смириться с механическим массажистом, чтоб избежать радикулита, тромбоза и других, в том числе специфичных мужских болезней.
Кстати, длительно посиживать в Подвескаивном кресле с развитой боковой поддержкой тоже не здорово. Повторим: человеку нужно временами поерзать на сидение, поменять позу. Но как удержаться на месте в крутом вираже? Конструкторы "Мерседес-Бенца" сделали одномоментно надувающиеся в подходящий момент валики по краям спинок. Когда автомобиль вышел на прямую, поддерживающие эйрбэги пустеют и отпускают седоков на волю.
Что еще умеет авто сидение? К примеру, говорить, если в спинку вмонтированы мелкие динамики мобильного телефона. Рядом умещаются откидные (естественно, травмобезопасные!) столики для задних пассажиров, а заодно цветные экраны видеосистемы. Очевидно, в мониторах нет стекла. Конструкторы не допустят, чтоб вы приложились носом о взрывоопасную вакуумную электронно-лучевую трубку.
На создание функциональных кресел расходуют огромные средства. Так, разработка не самого сложного мультиконтурного (по терминологии компании) сидения новейшей "Вектры", способного передвигаться в... 18 направлениях, обошлась "Опелю" в 75 миллионов евро.
Улучшение кресел длится. Компания "Джонсон контролс" показала "концепт-сит" Live Back. Оно автоматом подстраивается под всякую фигуру седока и делает независящий подпор верхнего и нижнего отделов позвоночника. Ради уменьшения массы каркас сделали из магниевых сплавов.
На фирме "Вольво", которая, кстати, в первый раз еще в 1964-м сделала кресло с поясничным подпором, считают, что сидения внедорожника ХС90 близки к эталону. "Пассажир должен посиживать не "на", а в сидение, но при всем этом быть не стесненным в движениях. Человек не должен вообщем замечать кресло - как воздух. В конце долгого пути шофер ощутит себя так же свежо, как и сначала", - гласит эргономист "Вольво" Леннарт Лидберг. Казалось бы, так просто...
Такое огромное количество регулировок позволяет устроиться с комфортом.
В первый раз поясничный упор появился в "Вольво-Амазон" 1964 года благодаря Нильсу Болину, известному изобретением ремня безопасности.
"Сименс" прячет датчики нагрузки в обивке (вверху) либо в салазках (понизу), работают они приблизительно идиентично.
Сидение "Фольксвагена-Фаэтон": 1 - электропривод подголовника; 2 - рычажный механизм подголовника; 3 - электропривод наклона подголовника; 4 - электропривод поясничного упора (вперед-назад); 5 - вентилятор; 6 - регулятор высоты подушки; 7 - пиропатрон преднатяжителя ремня; 8 - пульт управления; 9 - дополнительный подмотчик поясной ветки ремня; 10 - электропривод наклона спинки; 11 - поясничный упор с массажером; 12 - электропривод поясничного упора (вверх-вниз); 13 - пиротехнический модуль боковой подушки безопасности.