НЕ Кипятись!
НЕ Кипятись!
Охлаждающая система
Только незапятнанный радиатор отлично передает тепло от охлаждающей воды к обдувающему его воздуху. Различные отложения, грязь снутри "сот" (каналов) и на входах в их из бачка затрудняют ток воды и понижают теплопотерю к стенам каналов. Образующийся в их осадок сама жидкость, конечно, не растворяет - по другому и осадка бы не было. Потому биться с ним приходится средствами, о которых мы поведаем.
Грязь на поверхности радиатора - чуть ли не главный его неприятель. Если скопление отложений снутри можно замедлить, используя современные качественные материалы, в том числе антифризы, то от грязищи снаружи защиты нет.
ЧИСТИМ СНАРУЖИ
Остается одно - впору чистить, мыть, банить радиатор. Нередко ли? Если годичный пробег тыщ 30 и больше, лучше - не пореже раза в год. Бывает, прокатившись по очень грязной дороге всего раз, заметишь, что мотор стал греться посильнее. Посмотришь внимательнее, а радиатор так забит грязюкой, что на просвет проходы для воздуха и не заметны. Не верите? Включите лампу-переноску и посветите из-под капота, а сами глядите снаружи.
Кстати, свежайшую грязь отмочить, смыть легче. В особенности если повлиять веществом стирального порошка. Еще упорнее сопротивляются мойке окаменелости. Их образуют не только лишь грязь, пыль с дороги, да и пыльца растений, и останки насекомых, и тополиный пух. Более того, в воздухе над нашими дорогами нередко стоит туман из нефтепродуктов (к примеру, несгоревшей солярки), да к тому же антигололедных препаратов. Когда все это хорошо "поджарится", корка становится очень стойкой.
Вот почему операция, показанная на фото 1, ограниченно нужная: продувая воздушные каналы компрессором, сможете удалить часть пыли и рыхловатой грязищи. Но... только часть. Сходу предупредим: если под рукою есть источник воды с сильным напором, не теряйте от радости голову! Теплоотводящие перемычки меж трубками просто разрушить, смять.
Время от времени в ремонт попадают такие радиаторы, что отмыть их за час - задачка мистическая. Для схожих случаев можно сконструировать специальную ванну (рис. 1) с моющим веществом и, временами его подогревая, держать в нем "откисающий" от грязищи радиатор, сколько будет нужно (время от времени и суток не достаточно!).
2-ое предупреждение рационализаторам: не пытайтесь ускорить дело, работая железной щеткой, не колупайте грязь отверткой и другими жесткими предметами! Проткнуть тонкостенные трубки совсем не сложно.
МОЕМ ИЗНУТРИ
Убрать отложения в системе помогают особые добавки (в продаже их величавое огромное количество). После промывки слейте жидкость и поменяйте новейшей. Другой метод: слив старенькую жидкость, временно (на один денек) заменяем ее дистиллированной водой с добавками моющих препаратов (и таких в продаже хватает). Поездив, сливаем - и заменяем охлаждающей жидкостью.
В томных случаях радиатор так забит, что промывка слабеньким моющим веществом бессильна. Разведя в воде каустическую соду, заливаем в систему остывания и даем движку полчаса поработать. Учтите: это менее чем шанс спасти радиатор! Крепкий раствор может проесть трубки.
Время от времени латунный радиатор распаивают и чистят изнутри механически. Но это по силам только умельцам, профессионально владеющим пайкой. Проще очистить изнутри трубки разборных радиаторов с пластмассовыми бачками. Но следующая сборка - это тема отдельного разговора.
НАСТРОИМ КЛАПАНЫ
Чтоб охлаждающая система отлично работала, она должна быть герметичной при достаточно значимом лишнем давлении. Это предутверждает кипение воды прямо до 110-115°С и сразу увеличивает теплопотерю от жаркого радиатора к охлаждающему воздуху. Клапан пробки радиатора (а на машинах с герметичным расширительным бачком - клапан его пробки) настраиваем так, чтоб он раскрывался при давлении около 0,65 кгс/см2 (фото 2). Создаем давление компрессором либо ножным насосом, они удобнее ручных. Воздух можно подавать через штуцер расширительного бачка. При проверке под давлением часто удается найти и места утечек воды. Некие мастера для этой цели специально приспосабливают старенькую пробку системы, - выбросив "начинку", оснащают колесным вентилем. В данном случае лишнее давление делают побольше - до 1 кгс/см2.
ПОТЕК В ДОРОГЕ
Если течь найдена в радиаторе, а до места ремонта далековато, заделать ее можно по-разному - глядя, где течь, как мощная и т. д. Свищ в доступном месте можно заделать, к примеру, "прохладной сваркой". Правда, работа большая: жидкость слить, место очистить, просушить и т. д. Время от времени выручают имеющиеся в продаже составы (см. фото 3), а то и просто ложка горчицы, добавленная в жидкость. Не переборщите, по другому забитые ею трубки создадут новые трудности. Очень нередко борьба за радиатор равносильна борьбе за выживание. Известен случай, когда шофер замазал течь радиатора алебастром. И доехал. Вот это - творческий подход!
К ПЕЧКЕ!
Радиатор отопителя снаружи загрязняется слабо. Изнутри - вровень с главным. И чистим его так же. Особенная статья - те недостатки, из-за которых радиатор дает не достаточно тепла. Как правило это плохо припаянная перегородка (рис. 2). Если так, то жидкость от 1-го патрубка к другому идет обычным методом, не циркулируя по трубкам. Проверяем радиатор, как показано. Из свободного патрубка вода очень течь не должна. В неприятном случае радиатор нуждается в лечении, что совершенно не просто. Может быть, лучше обратиться к специалистам-паяльщикам.
Что все-таки касается чистки от грязищи, это дело полностью в руках осторожного обладателя.
Рис. 1. Приспособление для мойки радиатора: 1 - крышка; 2 - радиатор;
3 - емкость; 4 - решетка; 5 - ТЭН с регулятором (220 В).

Рис. 2. Схема проверки радиатора отопителя: 1 - воронка; 2 - радиатор; 3 - перегородка; 4 - шланг.

Продуваем радиатор воздухом от компрессора.
Регулировка клапана пробки.
Герметизирующие составы.
ВЛАДИМИР АРБУЗОВ