В НОВЫЙ ВЕК - БЕЗ СТАРТЕРА!
В НОВЫЙ ВЕК - БЕЗ СТАРТЕРА!
СЕНСАЦИЯ
В НОВЫЙ ВЕК - БЕЗ СТАРТЕРА!
Прямо за "кривым" стартером в небытие уходит
и обычный, электронный.
Не нужно грустить, автомобиль от этого только выиграет.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Тяжело представить для себя автомобиль без ... стартера? Но в этом нет ничего неосуществимого. Дочерняя компания шинного концерна "Континенталь ИСАД Системс" в Кельне разработала принципно новый узел, который так и именуется - ИСАД (Встроенный Стартер-Альтернатор (Генератор) - Демпфер). За этими сухими словами кроется реальная революция в автомобилестроении.
Как и в обыденных электромоторах, механизм работы нового устройства основан на силовом воздействии электрического поля. Но сейчас ротором стартера-генератора служит сам маховик (естественно, без обычного зубчатого венца), вокруг которого расположены обмотки статора. Управляющая узлом электроника сама решает, в каком режиме - стартера либо генератора - должен работать ИСАД на этот момент. Ременный привод генератора, никогда не отличавшийся надежностью и требовавший повторяющейся регулировки, больше не нужен.
Но не ради этой мелочи создавался ИСАД. Обычный стартер раскручивал коленчатый вал мотора максимум до 150 об/мин. Новый механизм развивает 800 оборотов всего за 0,2 с! От такового рывка заведется даже самый "дохлый" мотор. При всем этом нет никаких тарахтящих звуков. Как следует, возникает возможность автоматического выключения и запуска мотора на хоть какой остановке, к примеру у светофора либо в "пробках". Экономия горючего в городском цикле может составить до 35%! Сейчас представьте, что у светофора собралась компания машин, снаряженных ИСАДом. Моторы молчат, означает, на улице тишь и не идет ядовитый газ из выхлопных труб, но чуть загорается "зеленоватый" - как будто и по мановению магической палочки, поток автомобилей приходит в движение. При этом довольно быстро: ведь "революционный" стартер может посодействовать при разгоне, добавив около 50 кВт(!) мощности, правда, всего на несколько секунд. Где взять энергию? Об этом позаботятся установленные на автомобиле конденсаторные накопители большой емкости. Дальше: благодаря электронике неискусный шофер не заглушит ненамеренно движок при троганьи с места, не дав довольно "газа". Ему поможет сила электрических полей.
Сейчас обратимся к генераторной функции ИСАД. Тут также много приятных сюрпризов. Если рядовая бортовая сеть питается от неизменного тока напряжением 12 В, то на автомобиле " Ситроен Ксара-Динальто", оборудованном новейшей системой (в первый раз машина была показана весной в Женеве), целые четыре раздельные сети. Не считая стандартных 12 В, вырабатываются еще 42 В для питания кондюка, 100 В для работы системы впрыска и пуска, также... 220 В переменного тока для подключения бытовых электроприборов! Более того, к. п. д. нового генератора добивается 80% во всем спектре частот вращения мотора, что дополнительно сберегает около 0,5 л горючего на 100 км.
Всем этим, но, не исчерпываются достоинства системы ИСАД. Благодаря созданию маленьких импульсов тормозящего момента система служит демпфером крутильных колебаний коленчатого вала, что обеспечивает более размеренную и тихую работу мотора без использования балансирных валов. Даже очень неравномерно работающий трехцилиндровый дизель просто укрощается ИСАДом.
Серийное применение новейшей системы ожидается с 2001 года на автомобилях с движками рабочим объемом 1,4-1,8 л. А пока с ИСАДом бегает уже упоминавшийся "Ситроен" с 4-х цилиндровым 1,6-литровым движком. Реально достигнутая экономия горючего в городском цикле - от 15 до 20%, а эффективность помощи при ускорении выражается в дополнительных "электронных" 7кВт, так что, к примеру, разгон на пятой передаче с 80 до 120 км/ч занимает на 2 секунды меньше, чем на стандартной "Ксаре". Согласитесь, совершенно хорошо для начала!
Д-р Ульрих Масберг (слева) и Клаус Цейен - разработчики системы ИСАД.
Размещение узлов системы ИСАД: 1 - стартер-генератор; 2 - блок управления; 3 - аккумулятор; 4 - конденсаторный накопитель энергии; 5 - розетка 220 В; 6 - цепь 42 В кондюка.
СЕНСАЦИЯ
В НОВЫЙ ВЕК - БЕЗ СТАРТЕРА!
Прямо за "кривым" стартером в небытие уходит
и обычный, электронный.
Не нужно грустить, автомобиль от этого только выиграет.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Тяжело представить для себя автомобиль без ... стартера? Но в этом нет ничего неосуществимого. Дочерняя компания шинного концерна "Континенталь ИСАД Системс" в Кельне разработала принципно новый узел, который так и именуется - ИСАД (Встроенный Стартер-Альтернатор (Генератор) - Демпфер). За этими сухими словами кроется реальная революция в автомобилестроении.
Как и в обыденных электромоторах, механизм работы нового устройства основан на силовом воздействии электрического поля. Но сейчас ротором стартера-генератора служит сам маховик (естественно, без обычного зубчатого венца), вокруг которого расположены обмотки статора. Управляющая узлом электроника сама решает, в каком режиме - стартера либо генератора - должен работать ИСАД на этот момент. Ременный привод генератора, никогда не отличавшийся надежностью и требовавший повторяющейся регулировки, больше не нужен.
Но не ради этой мелочи создавался ИСАД. Обычный стартер раскручивал коленчатый вал мотора максимум до 150 об/мин. Новый механизм развивает 800 оборотов всего за 0,2 с! От такового рывка заведется даже самый "дохлый" мотор. При всем этом нет никаких тарахтящих звуков. Как следует, возникает возможность автоматического выключения и запуска мотора на хоть какой остановке, к примеру у светофора либо в "пробках". Экономия горючего в городском цикле может составить до 35%! Сейчас представьте, что у светофора собралась компания машин, снаряженных ИСАДом. Моторы молчат, означает, на улице тишь и не идет ядовитый газ из выхлопных труб, но чуть загорается "зеленоватый" - как будто и по мановению магической палочки, поток автомобилей приходит в движение. При этом довольно быстро: ведь "революционный" стартер может посодействовать при разгоне, добавив около 50 кВт(!) мощности, правда, всего на несколько секунд. Где взять энергию? Об этом позаботятся установленные на автомобиле конденсаторные накопители большой емкости. Дальше: благодаря электронике неискусный шофер не заглушит ненамеренно движок при троганьи с места, не дав довольно "газа". Ему поможет сила электрических полей.
Сейчас обратимся к генераторной функции ИСАД. Тут также много приятных сюрпризов. Если рядовая бортовая сеть питается от неизменного тока напряжением 12 В, то на автомобиле " Ситроен Ксара-Динальто", оборудованном новейшей системой (в первый раз машина была показана весной в Женеве), целые четыре раздельные сети. Не считая стандартных 12 В, вырабатываются еще 42 В для питания кондюка, 100 В для работы системы впрыска и пуска, также... 220 В переменного тока для подключения бытовых электроприборов! Более того, к. п. д. нового генератора добивается 80% во всем спектре частот вращения мотора, что дополнительно сберегает около 0,5 л горючего на 100 км.
Всем этим, но, не исчерпываются достоинства системы ИСАД. Благодаря созданию маленьких импульсов тормозящего момента система служит демпфером крутильных колебаний коленчатого вала, что обеспечивает более размеренную и тихую работу мотора без использования балансирных валов. Даже очень неравномерно работающий трехцилиндровый дизель просто укрощается ИСАДом.
Серийное применение новейшей системы ожидается с 2001 года на автомобилях с движками рабочим объемом 1,4-1,8 л. А пока с ИСАДом бегает уже упоминавшийся "Ситроен" с 4-х цилиндровым 1,6-литровым движком. Реально достигнутая экономия горючего в городском цикле - от 15 до 20%, а эффективность помощи при ускорении выражается в дополнительных "электронных" 7кВт, так что, к примеру, разгон на пятой передаче с 80 до 120 км/ч занимает на 2 секунды меньше, чем на стандартной "Ксаре". Согласитесь, совершенно хорошо для начала!
Д-р Ульрих Масберг (слева) и Клаус Цейен - разработчики системы ИСАД.
Размещение узлов системы ИСАД: 1 - стартер-генератор; 2 - блок управления; 3 - аккумулятор; 4 - конденсаторный накопитель энергии; 5 - розетка 220 В; 6 - цепь 42 В кондюка.