Юный ДИЗЕЛЬ Вожделеет ПОЗНАКОМИТЬСЯ
Юный ДИЗЕЛЬ Вожделеет ПОЗНАКОМИТЬСЯ
ТЕХНИКА
ДЕБЮТ
Юный ДИЗЕЛЬ Вожделеет ПОЗНАКОМИТЬСЯ
Подарок
к собственному юбилею сделал Заволжский моторный завод, поставив "на колеса" 1-ый турбодизель ЗМЗ-514.10.
Антон ЧУЙКИН, Сергей КАНУННИКОВ
К 40-летию родного предприятия заводчане устроили маленькую выставку. Машины с моторами ЗМЗ: "волги", "пазики", "Чайка", приехал даже залетный GAZ 3105 из Нижнего... Но главный экспонат прятался под личиной умеренной "Газели". Полуторка в этом случае служила колыбелью новорожденному дизелю. Гордые предки подводили гостей полюбоваться на красового малыша. Ваши корреспонденты напросились на маленькую прогулку, то бишь поездку.
...Никого уже не околпачивает наружное сходство "Газели" с "Транзитом". Все знают, что по сути это очень различные авто.
Но чу!.. Какой непривычный уху водителя русской полуторки и естественный для "Форда" звук! Уверенно заурчав, дизель просто разгоняет наш автомобиль. Через весь город проехали, кажется, не выключая четвертую передачу: движок тяговит, максимум вращающего момента - от 2000 до 3000 об/мин. А турбонаддув позволяет быстро ехать вровень с легковыми машинами. Пока мы набираемся воспоминаний, заводские спецы говорят об устройстве мотора.
Дизель ЗМЗ-514.10 сотворен на базе (спецы молвят - "конвертирован из") двигателя внутреннего сгорания семейства 406.10. Конструкция, без всяких скидок, на уровне самых современных забугорных. Конкретный впрыск горючего в камеры сгорания, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув, интеркулер.
Дизель унифицирован по обработке блока, коленвала с моторами бензинового ряда. Естественно, соблазнительно было "заимствовать" и сложную 16-клапанную головку. На первых образчиках так и сделали. Да еще, заглянув в будущее, решили использовать для подачи горючего насос-форсунки, управляемые электроникой. Под индексом 406Д.10 мотор отправился на доводку рабочего процесса к спецам британской компании "Рикардо". Британцы порекомендовали поменять конструкцию головки цилиндров. Дизельный рабочий процесс не поддается оптимизации при V-образном расположении клапанов, доставшемся от бензинового мотора.
Головку спроектировали, на самом деле, поновой. Изменили форму камеры сгорания, клапаны поставили вертикально. По ходу доводки малость прирастили рабочий объем. От новейших насос-форсунок пока отказались - их место заняли обыденные "бошевские" форсунки, к которым подает горючее механический ТНВД (топливный насос высочайшего давления). На ЗМЗ отлично отдают для себя отчет в том, что без электроники не уложишься в экологические нормы наиблежайшего грядущего, потому впрок разрабатывают варианты топливной системы. Разумеется, насос-форсунки все-же возвратятся либо конструкторы шагнут еще далее и предложат подобие системы "коммон рейл" (ЗР, 1997, № 8). Благо, опыт работы над аналогом - электрическим впрыском бензина - есть и в Заволжье, и у партнеров моторостроителей.
ЗМЗ-514.10 встает под капот "Газели" как родной - спасибо бензиновым братьям, которых туда приспособили пару лет вспять. Новые топливные трубопроводы да генератор, совмещенный с вакуумным насосом - вот, фактически, и все переделки. Не исключено, вобщем, что ГАЗ занесет еще какие-то конфигурации, когда (и если) заволжский дизель дойдет до его сборочного потока.
Кстати, о перспективах. До установки на эту "Газель" заволжские дизели работали лишь на щитах, на данный момент идут дорожные тесты. Дизельное направление на ЗМЗ сейчас приоритетное (в этом могли убедиться гости МИМС-98 - автомобиль с новым дизелем стал основным козырем заволжцев). Заводчане обещают выдать опытно-промышленную партию в 1999 году.
Современный дизель хорош и для "Волги" (сначала, такси), и для новых УАЗов. Но соперник у "514-го" уже есть - приспособленный к нашим условиям австрийский "Штайр", он же ГАЗ-560 (ЗР, 1998, № 8). Пока, по оценкам профессионалов ЗМЗ, русский мотор выходит дешевле; но, похоже, жизнь новорожденного не будет очень легкой.
...Тем временем недолгая поездка на уникальной - первой с заволжским дизелем - "Газели" завершается. Приятный автомобиль. Основное воспоминание "из-за руля" - едешь расслабленно, не натуживаясь. Сопоставления простецкой полуторки с именитыми соперниками уже не кажутся настолько мнимыми. В общем, "ребенок был резов, но мил..."
Путевка в жизнь дизелю ЗМЗ дана. Юбилей отмечен. "За работу, товарищи!" Возлагаем надежды, что увидим возмужавший серийный движок, не дожидаясь последующей знаменательной даты.
Развозная полуторка с дизелем - то, что нужно.
Так смотрелся 1-ый ЗМЗ-406Д.10.
"Газель"+дизель=...
Родословная
А началось все 20 (!) годов назад. В 1978-м ГАЗ выдал ЗМЗ задание на проектирование совсем нового семейства моторов Э403.10 для будущей "Волги". В политре был 2,3-литровый турбодизель с металлическим блоком цилиндров. Расчетная мощность - 80-90 л. с.
Происшествия принудили "опуститься на землю" и возвратиться к базисной конструкции. В 1982-1984 гг. на базе "волговского" ЗМЗ-402.10 сделали вихрекамерный дизель (2,45 л, 68 л. с.). Дело дошло до испытаний в составе автомобиля на полигоне НАМИ. Казалось, совершенно скоро появится российский серийный легковой дизель. Но министерство выдало директиву: движки будут делать на Ульяновском моторном (УМЗ). Это решение не приблизило рождение ульяновского мотора, а только отодвинуло возникновение заволжского.
Зато когда командовать заводами стали не бюрократы, а рынок, дизелизация на ЗМЗ пошла сходу в нескольких направлениях. В 1993-м был изготовлен макет двухтактного авиационного мотора ДН-200. Проектировали (в расчете на авто ГАЗ) семейство трех- и пятицилиндровых моторов, самый мощнейший из которых при рабочем объеме 1,65 л развивал бы 103 л. с. Были построены экспериментальные эталоны. Навряд ли сейчас у двухтактников есть перспективы, зато инженеры набирались опыта.
Тем временем из "403-го" семейства вырос сегодняшний ЗМЗ-406. Сразу с освоением бензиновых моторов начали создавать на их базе турбодизель. 30 ноября 1995-го заработал 1-ый двухлитровый 105-сильный 406Д.10. Его предстоящее развитие - современный ЗМЗ-514.10
С 1996 года вместе с ЯМЗ в Заволжье работают над 4-х цилиндровым 130-сильным дизелем объемом 4 л для ПАЗов и грузовиков ГАЗ (ЗР, 1998, № 6).
Техно черта дизельного мотора ЗМЗ-514.10
Число цилиндров - 4; поперечник цилиндра и ход поршня - 87х94 мм; рабочий объем - 2,24 л; степень сжатия - 20; мощность - 81 кВт/110 л. с. при 4500 об/мин; наибольший вращающий момент - 235 Н.м при 2000-3000 об/мин; удельный расход горючего - 210 г/кВт.ч; масса - 225 кг.
ТЕХНИКА
ДЕБЮТ
Юный ДИЗЕЛЬ Вожделеет ПОЗНАКОМИТЬСЯ
Подарок
к собственному юбилею сделал Заволжский моторный завод, поставив "на колеса" 1-ый турбодизель ЗМЗ-514.10.
Антон ЧУЙКИН, Сергей КАНУННИКОВ
К 40-летию родного предприятия заводчане устроили маленькую выставку. Машины с моторами ЗМЗ: "волги", "пазики", "Чайка", приехал даже залетный GAZ 3105 из Нижнего... Но главный экспонат прятался под личиной умеренной "Газели". Полуторка в этом случае служила колыбелью новорожденному дизелю. Гордые предки подводили гостей полюбоваться на красового малыша. Ваши корреспонденты напросились на маленькую прогулку, то бишь поездку.
...Никого уже не околпачивает наружное сходство "Газели" с "Транзитом". Все знают, что по сути это очень различные авто.
Но чу!.. Какой непривычный уху водителя русской полуторки и естественный для "Форда" звук! Уверенно заурчав, дизель просто разгоняет наш автомобиль. Через весь город проехали, кажется, не выключая четвертую передачу: движок тяговит, максимум вращающего момента - от 2000 до 3000 об/мин. А турбонаддув позволяет быстро ехать вровень с легковыми машинами. Пока мы набираемся воспоминаний, заводские спецы говорят об устройстве мотора.
Дизель ЗМЗ-514.10 сотворен на базе (спецы молвят - "конвертирован из") двигателя внутреннего сгорания семейства 406.10. Конструкция, без всяких скидок, на уровне самых современных забугорных. Конкретный впрыск горючего в камеры сгорания, четыре клапана на цилиндр, турбонаддув, интеркулер.
Дизель унифицирован по обработке блока, коленвала с моторами бензинового ряда. Естественно, соблазнительно было "заимствовать" и сложную 16-клапанную головку. На первых образчиках так и сделали. Да еще, заглянув в будущее, решили использовать для подачи горючего насос-форсунки, управляемые электроникой. Под индексом 406Д.10 мотор отправился на доводку рабочего процесса к спецам британской компании "Рикардо". Британцы порекомендовали поменять конструкцию головки цилиндров. Дизельный рабочий процесс не поддается оптимизации при V-образном расположении клапанов, доставшемся от бензинового мотора.
Головку спроектировали, на самом деле, поновой. Изменили форму камеры сгорания, клапаны поставили вертикально. По ходу доводки малость прирастили рабочий объем. От новейших насос-форсунок пока отказались - их место заняли обыденные "бошевские" форсунки, к которым подает горючее механический ТНВД (топливный насос высочайшего давления). На ЗМЗ отлично отдают для себя отчет в том, что без электроники не уложишься в экологические нормы наиблежайшего грядущего, потому впрок разрабатывают варианты топливной системы. Разумеется, насос-форсунки все-же возвратятся либо конструкторы шагнут еще далее и предложат подобие системы "коммон рейл" (ЗР, 1997, № 8). Благо, опыт работы над аналогом - электрическим впрыском бензина - есть и в Заволжье, и у партнеров моторостроителей.
ЗМЗ-514.10 встает под капот "Газели" как родной - спасибо бензиновым братьям, которых туда приспособили пару лет вспять. Новые топливные трубопроводы да генератор, совмещенный с вакуумным насосом - вот, фактически, и все переделки. Не исключено, вобщем, что ГАЗ занесет еще какие-то конфигурации, когда (и если) заволжский дизель дойдет до его сборочного потока.
Кстати, о перспективах. До установки на эту "Газель" заволжские дизели работали лишь на щитах, на данный момент идут дорожные тесты. Дизельное направление на ЗМЗ сейчас приоритетное (в этом могли убедиться гости МИМС-98 - автомобиль с новым дизелем стал основным козырем заволжцев). Заводчане обещают выдать опытно-промышленную партию в 1999 году.
Современный дизель хорош и для "Волги" (сначала, такси), и для новых УАЗов. Но соперник у "514-го" уже есть - приспособленный к нашим условиям австрийский "Штайр", он же ГАЗ-560 (ЗР, 1998, № 8). Пока, по оценкам профессионалов ЗМЗ, русский мотор выходит дешевле; но, похоже, жизнь новорожденного не будет очень легкой.
...Тем временем недолгая поездка на уникальной - первой с заволжским дизелем - "Газели" завершается. Приятный автомобиль. Основное воспоминание "из-за руля" - едешь расслабленно, не натуживаясь. Сопоставления простецкой полуторки с именитыми соперниками уже не кажутся настолько мнимыми. В общем, "ребенок был резов, но мил..."
Путевка в жизнь дизелю ЗМЗ дана. Юбилей отмечен. "За работу, товарищи!" Возлагаем надежды, что увидим возмужавший серийный движок, не дожидаясь последующей знаменательной даты.
Развозная полуторка с дизелем - то, что нужно.
Так смотрелся 1-ый ЗМЗ-406Д.10.
"Газель"+дизель=...
Родословная
А началось все 20 (!) годов назад. В 1978-м ГАЗ выдал ЗМЗ задание на проектирование совсем нового семейства моторов Э403.10 для будущей "Волги". В политре был 2,3-литровый турбодизель с металлическим блоком цилиндров. Расчетная мощность - 80-90 л. с.
Происшествия принудили "опуститься на землю" и возвратиться к базисной конструкции. В 1982-1984 гг. на базе "волговского" ЗМЗ-402.10 сделали вихрекамерный дизель (2,45 л, 68 л. с.). Дело дошло до испытаний в составе автомобиля на полигоне НАМИ. Казалось, совершенно скоро появится российский серийный легковой дизель. Но министерство выдало директиву: движки будут делать на Ульяновском моторном (УМЗ). Это решение не приблизило рождение ульяновского мотора, а только отодвинуло возникновение заволжского.
Зато когда командовать заводами стали не бюрократы, а рынок, дизелизация на ЗМЗ пошла сходу в нескольких направлениях. В 1993-м был изготовлен макет двухтактного авиационного мотора ДН-200. Проектировали (в расчете на авто ГАЗ) семейство трех- и пятицилиндровых моторов, самый мощнейший из которых при рабочем объеме 1,65 л развивал бы 103 л. с. Были построены экспериментальные эталоны. Навряд ли сейчас у двухтактников есть перспективы, зато инженеры набирались опыта.
Тем временем из "403-го" семейства вырос сегодняшний ЗМЗ-406. Сразу с освоением бензиновых моторов начали создавать на их базе турбодизель. 30 ноября 1995-го заработал 1-ый двухлитровый 105-сильный 406Д.10. Его предстоящее развитие - современный ЗМЗ-514.10
С 1996 года вместе с ЯМЗ в Заволжье работают над 4-х цилиндровым 130-сильным дизелем объемом 4 л для ПАЗов и грузовиков ГАЗ (ЗР, 1998, № 6).
Техно черта дизельного мотора ЗМЗ-514.10
Число цилиндров - 4; поперечник цилиндра и ход поршня - 87х94 мм; рабочий объем - 2,24 л; степень сжатия - 20; мощность - 81 кВт/110 л. с. при 4500 об/мин; наибольший вращающий момент - 235 Н.м при 2000-3000 об/мин; удельный расход горючего - 210 г/кВт.ч; масса - 225 кг.