ПРОЩАЙ, БАРАНКА?
ПРОЩАЙ, БАРАНКА?
ТЕХНИКА
НОВИНКИ
ПРОЩАЙ, БАРАНКА?
Вроде бы ни изменялся с течением времени дизайн автомобиля, круглая либо близкая к ней форма баранки остается постоянной. Навечно ли?
Материалы рубрики подготовил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Вправду, крутить удобнее всего круглое. Хотя стремительная перекладка руля от упора до упора на три оборота доступна только опытнейшему водителю. Для других предлагается особая ручка, облегчающая процесс и делающая руль совершенно схожим на собственного прародителя начала века. А для чего вообщем крутить, если гидроусилители позволяют обойтись передаточным отношением в управляющем механизме хоть 1:1, как у велика? Но долгая езда по прямой на таковой машине способна заморить хоть какого: ведь мельчайшее отклонение баранки от нейтрального положения немедля вызовет увод автомобиля и бдительный инспектор ГИБДД, заметив это, обязательно предложит вам подуть в алкотестер.
Выход из создавшегося противоречия предложен швейцарской компанией "Вандфлю", известным разработчиком электрических и гидравлических систем. Два года напряженной работы привели к возникновению принципно нового управляющего механизма с прогрессивной (в этом случае это математический термин) чертой. При малых углах поворота управляющего колеса передаточное отношение соответствует классическому, но потом оно равномерно миниатюризируется, так что для поворота колес от "упора до упора" довольно 3/4 оборота баранки. Означает, можно не изменять обычного положения рук и, тем паче, не перехватывать "руль".
Если б речь шла о чисто электрическом управляющем управлении с разорванной механической связью меж колесами и баранкой, в этом не было бы ничего необычного: современные контроллеры позволяют задать всякую зависимость выходного параметра от входного сигнала. Но в том-то и дело, что это происходит даже без роли усилителя (хотя он и предусмотрен)! А предпочитаемая нелинейная черта реализуется нашим старенькым знакомым, работающим, например, в управляющем управлении "Москвича-2141", - карданным шарниром! Его неловкое свойство - неравномерность вращения выходного вала при равномерном повороте входного - стало, на самом деле, стержнем изобретения.
На графике 1 показана зависимость передаточного дела карданного шарнира при различных углах меж входным и выходным валами. Если при полной соосности этот коэффициент повсевременно равен единице, то при большенном отклонении он растет в два-три раза, но только при повороте шарнира от условного "нулевого" положения. Вот поэтому карданные валы до сего времени никогда не использовали при настолько значимом угле меж сопрягаемыми валами. Ну и в системе "Вандфлю" на это не пошли, применив два поочередно соединенных шарнира. Итог виден на графике 2, где представлены некие из вероятных зависимостей угла поворота фронтальных колес от угла поворота руля. Пунктирная ровная - это черта стандартного реечного управления. Видите ли, в спектре приблизительно до 60° она фактически стопроцентно совпадает с новыми кривыми. Зато далее угол поворота колес резко растет, при этом степень "остроты" руля можно просто и плавненько настраивать под определенную модель автомобиля либо даже под определенного водителя! Только бы спектр углов поворота руля не превосходил ±180°.
Где же в последнее время отыщет применение настолько увлекательная новинка? Сейчас, пока не произнесли собственного слова сертификационные органы, руль "Вандфлю" устанавливается на гоночные машины - карты, позволяя им расслабленно ехать по прямой и совершенно точно проходить повороты. Проходит тесты и "семерка" БМВ, снаряженная прогрессивным - в буквальном и переносном смысле - управляющим управлением. Но до ее серийного выпуска еще не близко - года три. А пока дизайнерам есть над чем поразмыслить: если руль сейчас нужно не крутить, а только поворачивать, то так ли уж непременно ему быть круглым? И, может быть, слово "баранка" остается только для хлебобулочных изделий да в известной шоферской песне!
Вот и весь механизм.
1. Зависимость передаточного дела карданного шарнира от угла поворота входного вала при различных углах меж валами.
2. Угол поворота колес зависимо от поворота руля: все кривые неплохи - выбирай на вкус!
ТЕХНИКА
НОВИНКИ
ПРОЩАЙ, БАРАНКА?
Вроде бы ни изменялся с течением времени дизайн автомобиля, круглая либо близкая к ней форма баранки остается постоянной. Навечно ли?
Материалы рубрики подготовил Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Вправду, крутить удобнее всего круглое. Хотя стремительная перекладка руля от упора до упора на три оборота доступна только опытнейшему водителю. Для других предлагается особая ручка, облегчающая процесс и делающая руль совершенно схожим на собственного прародителя начала века. А для чего вообщем крутить, если гидроусилители позволяют обойтись передаточным отношением в управляющем механизме хоть 1:1, как у велика? Но долгая езда по прямой на таковой машине способна заморить хоть какого: ведь мельчайшее отклонение баранки от нейтрального положения немедля вызовет увод автомобиля и бдительный инспектор ГИБДД, заметив это, обязательно предложит вам подуть в алкотестер.
Выход из создавшегося противоречия предложен швейцарской компанией "Вандфлю", известным разработчиком электрических и гидравлических систем. Два года напряженной работы привели к возникновению принципно нового управляющего механизма с прогрессивной (в этом случае это математический термин) чертой. При малых углах поворота управляющего колеса передаточное отношение соответствует классическому, но потом оно равномерно миниатюризируется, так что для поворота колес от "упора до упора" довольно 3/4 оборота баранки. Означает, можно не изменять обычного положения рук и, тем паче, не перехватывать "руль".
Если б речь шла о чисто электрическом управляющем управлении с разорванной механической связью меж колесами и баранкой, в этом не было бы ничего необычного: современные контроллеры позволяют задать всякую зависимость выходного параметра от входного сигнала. Но в том-то и дело, что это происходит даже без роли усилителя (хотя он и предусмотрен)! А предпочитаемая нелинейная черта реализуется нашим старенькым знакомым, работающим, например, в управляющем управлении "Москвича-2141", - карданным шарниром! Его неловкое свойство - неравномерность вращения выходного вала при равномерном повороте входного - стало, на самом деле, стержнем изобретения.
На графике 1 показана зависимость передаточного дела карданного шарнира при различных углах меж входным и выходным валами. Если при полной соосности этот коэффициент повсевременно равен единице, то при большенном отклонении он растет в два-три раза, но только при повороте шарнира от условного "нулевого" положения. Вот поэтому карданные валы до сего времени никогда не использовали при настолько значимом угле меж сопрягаемыми валами. Ну и в системе "Вандфлю" на это не пошли, применив два поочередно соединенных шарнира. Итог виден на графике 2, где представлены некие из вероятных зависимостей угла поворота фронтальных колес от угла поворота руля. Пунктирная ровная - это черта стандартного реечного управления. Видите ли, в спектре приблизительно до 60° она фактически стопроцентно совпадает с новыми кривыми. Зато далее угол поворота колес резко растет, при этом степень "остроты" руля можно просто и плавненько настраивать под определенную модель автомобиля либо даже под определенного водителя! Только бы спектр углов поворота руля не превосходил ±180°.
Где же в последнее время отыщет применение настолько увлекательная новинка? Сейчас, пока не произнесли собственного слова сертификационные органы, руль "Вандфлю" устанавливается на гоночные машины - карты, позволяя им расслабленно ехать по прямой и совершенно точно проходить повороты. Проходит тесты и "семерка" БМВ, снаряженная прогрессивным - в буквальном и переносном смысле - управляющим управлением. Но до ее серийного выпуска еще не близко - года три. А пока дизайнерам есть над чем поразмыслить: если руль сейчас нужно не крутить, а только поворачивать, то так ли уж непременно ему быть круглым? И, может быть, слово "баранка" остается только для хлебобулочных изделий да в известной шоферской песне!
Вот и весь механизм.
1. Зависимость передаточного дела карданного шарнира от угла поворота входного вала при различных углах меж валами.
2. Угол поворота колес зависимо от поворота руля: все кривые неплохи - выбирай на вкус!