100 000 км ТОМУ Вспять .
100 000 км ТОМУ Вспять...
Тесты
Тест
100 000 км ТОМУ Вспять...
...мы приобрели две машины: белоснежный VAZ 21093 и вишневую "Шкоду-Фелиция". Купив (а тому уже два года с хвостиком), пообещали поведать, как отличается доступная импортная машина от российского аналога. Настало время выполнить обещание.*
По собственной конструкции многие "дешевенькие" иномарки ничем не превосходят ту же "Самару", иногда даже уступают ей. Русскую технику подводит нехорошая сборка и низкое качество девайсов.
Игорь ТВЕРДУНОВ
На одометре вылезла единичка с пятью нулями. Можно вписать последние числа в бортовой журнальчик - программка испытаний закончена. Пару недель на оценку, дефектовку, измерения и - до свиданья, "шкодовка"! Счастливо, "девятина"! Скоро у вас будут новые хозяева.
Пока авто ожидают собственной участи на стоянке перед редакцией, мы, посматривая на их из окошка, подытоживаем.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Оба автомобиля приобретены в марте 1998 года у дилеров. Комплектация - малая. Из дополнительного оборудования на обе машины установлены однообразные сигнализации "Сикура", магнитолы "Пионер", замки на рычаг коробки. Дополнительная противокоррозионная обработка не проводилась. В течение гарантийного срока обслуживались на рекомендованной торговцем сервисной станции. В послегарантийный период сервис и маленький ремонт проводили в техническом центре "За рулем". Всю жизнь подопытные потребляли российский "девяносто 2-ой" бензин и ввезенное минеральное моторное масло с вязкостью SAE 10W-40. Периодичность обслуживания - 10 000 км для "Шкоды" и 15 000 - для VAZ 21093, эксплуатация - круглосуточная, всесезонная. Каждодневная езда по Москве, постоянные выезды за город, временами - далекие рейды. Экстремальные режимы эксплуатации зависели от пристрастий редакторов-испытателей. "Девятка" часто подымалась к верхушкам гор, где шофер с грустью убеждался: нет, катанье на горных лыжах отменяется. "Фелиция" не раз (и не без помощи тягача) пробиралась на сберегал еще одного водоема, чтоб седоки сообразили: рыба клюет не тут и не на данный момент. Пробег 100 000 км достигнут за 26 месяцев.
ОТ ПОКУПКИ ДО Реализации
Приступим к поагрегатной оценке. Что самое драгоценное - кузов? С него и начнем.
КУЗОВ. Каких-то приметных нарушений геометрии у обоих автомобилей не увидено. Правда, у "Фелиции", "повешенной" на подъемник, с трудом запирались двери. Но это смолоду. Коррозии импортная машина сопротивляется много лучше. Невзирая на бессчетные повреждения лакокрасочного покрытия, видимых очагов коррозии не отыскали. "Самара" тоже старается противостоять рже, но все-же сколы краски на ней перевоплотился в рыжеватые пятна. Появилась коррозия и в соответствующих местах - к примеру, на рамке стекла пятой двери.
Движок И ЕГО СИСТЕМЫ. Оба мотора особенных заморочек не делали. Движок "девятки" вызывал сначала опаски тем, что "ел" масло. Но расход его не увеличивался, и мотор до настоящего времени показывает бодрость духа, хотя прослыл стршным замарашкой: вечно в масле и грязищи.
Стародавняя, восходящая к 60-м годам конструкция чешского мотора вызывала, если честно, опаски за его долговечность. Но ветеран оказался бойцом. Никаких приреканий, расход масла меж подменами и до настоящего времени нулевой, цепь привода распредвала, сколько нас ни стращали ее вытяжкой, родная. Разве что малость снизилась компрессия в 3-ем и четвертом цилиндрах. Основную же мигрень доставляли не сами моторы, а системы, их обеспечивающие.
Карбюратор "Солекс" на "девятке" - вещь внутри себя. Просит нередких регулировок, которым поначалу не поддается, а позже не желает держать. Нас он тоже помучил, но, к счастью, недолго. Элементы системы зажигания надежны, а вот проводка... Но об этом позже. Еще одна неудача - бензонасос. Пока отыщешь исправный, нужно перепробовать десяток. Проще сходу приобрести ввезенный. Вал стартера раздолбил втулку, на которую он опирается, прокручивая движок. Пришлось изобретать уникальный метод подмены пустяковой детальки. А вот стартер "Шкоды" морозным зимним днем взял и сгорел, чем "нагрел" нас на 100 с излишним баксов.
Карбюратор "Фелиции" - лицензионный чешский "Пирбург" востребовал только подмены мембраны в ускорительном насосе. С отверткой к нему не подходили по 40 тыщ км. Коммутатор, заляпанный грязюкой и солью, оказался стойким - только единожды пришлось очистить закисшую "массу". А вот "трамблер", мягко говоря, замучил. Симптомы его неисправности: дерганье стрелки тахометра, рывки автомобиля на низких оборотах, общая вялость мотора. Поначалу грузик автомата опережения, соскочив со собственной оси, прогрыз борозду в корпусе и засыпал электронный прибор дюралевой пудрой (см. материал в разделе "Своими силами"). Позже захандрила электрическая катушка. Прибор ремонтопригоден, и это веселит.
"Выпуск" "Самары" уже меняли, 2-ой - на подходе. У "Фелиции" прогорела приемная труба - это, кстати, была последняя неисправность за 100 тыщ.
Коробка. И там, и здесь - полная разруха. Коробку "Шкоды" поменяли после того, как шестерня пятой передачи провернулась на валу, а стружка, попавшая в подшипники и шестерни, довершила разгром. Приобрести агрегат "б/у" оказалось дешевле, чем чинить родной. Сделав так, мы не прогадали - старая коробка исправно отработала уже 25 тыщ. В приводе переключения передач потребовалось поменять две копеечные, но дефицитные резинки - тогда рычаг коробки закончил болтаться. У правого внутреннего ШРУСа разрушился чехол, мы этого впору не увидели и... приобрели новый шарнир.
Коробка VAZ 21093 мачалась приобретенным "пробоем" синхронизатора 2-ой передачи. К восьмидесяти тыщам передачу стало выбивать. Коробку перебрали без помощи других; сейчас она подвывает и с трудом врубается "1-ая". Прав был классик: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною...". Поменяли также оба внешних ШРУСа.
Подмену сцепления в сборе на обеих машинах скооперировали с ремонтом коробки (75 тыс. км - "Шкода", 80 тыс. км по состоянию тогда - ВАЗ). Оба сцепления просто проходили бы тыщ до 100.
ПОДВЕСКА. На "Самаре" поменяли по гарантии фронтальные стойки. Задние рессоры до настоящего времени родные. На данный момент хорошо бы поменять весь набор. На "Шкоду", стремясь прирастить дорожный просвет, поставили усиленные стойки, которые служат до настоящего времени. А родные лежат в гараже, тоже совсем исправные. На "девятке" работает 3-ий набор шаровых опор, на "Фелиции" - 2-ой.
ТОРМОЗА. Фронтальные диски тормозов поменяли сразу - при пробеге 85 000 км. Российские износились, у 1-го из чешских появилось биение. Фронтальные колодки меняли три раза на VAZ 21093 и два раза - на "Фелиции". Задние, соответственно, один раз и никогда.
Рулевое. Когда рейка "Шкоды" застучала в первый раз, поменяли направляющую втулку. 2-ой раз источником звука стал шарнир управляющего вала: вновь подмена. Позже снова загремела рейка, и мы приобрели новейшую. Вся эта эпопея случилась меж 65-й и 70-й тыщами.
Аналогичный механизм "Самары" прожил подольше, но на данный момент рейку уже пора поменять. До того поменяли только наконечники управляющих тяг.
Электрическое оборудование. У "Шкоды" - одна неисправность: "отгнил" провод от вентилятора. У "Самары" - одни неисправности. 2-ой год продолжается битва с платами задних габаритов, при этом платы одолевают. Из-за некрасиво проложенной проводки и негерметичных разъемов часто "отрубалось" зажигание. С проводкой сражались длительно, пока не переложили весь фронтальный жгут, загерметизировав разъемы. Пришлось поменять блок реле и предохранителей - его плата сгнила.
Качество электрического оборудования охарактеризовывает и работа сигнализации. Две однообразные "сикуры" установлены в одной мастерской. На "Шкоде" "сигналка" трудится до настоящего времени без одного сбоя, тогда как ее сестра на "девятке" сначала истязала неверными тревогами, а позже и совсем померла, сердечная.
ПРОЧЕЕ
У чешской машины этот перечень короток. Когда нам надоело брать стекла противотуманок взамен треснувших, просто закрыли фары штатными заглушками.
У "Самары" "остального" предостаточно: сломалось водительское сидение, развалился подрулевой тумблер, вышли из строя гидрокорректор фар и задний стеклоочиститель, "закис" трос ручника, облезли внешние зеркала, покоробило бамперы, повсевременно клинило курки дверных ручек, отпадали уплотнители, дребезжал и рассыпался салон... Перечень можно продолжать.
"ЗА" И "ПРОТИВ"
И все-же не будем итожить, какая машина лучше - российская либо ввезенная. Очень много чисто личных причин оказывает влияние на выбор автомобиля каждым определенным покупателем. Мы просто порассуждаем на тему "девятка" против "Шкоды" либо даже более обширно: русское изделие в сопоставлении с зарубежным.
Вывод 1-ый: "За Россию грустно!". Ведь "девятка", если поглядеть исходя из убеждений технаря, ничем не ужаснее "Фелиции", "Нексии" либо "Рено 19" - более дешевеньких иномарок такового класса на нашем рынке. Они создавались в одно время, в их использованы очень близкие технические решения. А по неким позициям (движок, к примеру) российская машина куда современнее той же "Фелиции". Придумать выдумали, а сделать толком не можем. Масса маленьких, неприятных и совсем глуповатых изъянов охарактеризовывает отношение российского производителя к собственной продукции. Ведь "по-крупному" чешско-германское изделие ломалось никак не меньше русского.
Вывод 2-ой: "доступная" импортная машина - это не жутко! Она не рассыпется на первой кочке, не востребует суперзатрат, не умрет от нашего бензина. Обычный автомобиль со своими плюсами и недочетами. Да, с недочетами. И не стоит кидаться в другую крайность, считая, что, купив ввезенный автомобиль за 6-9 тыщ баксов, получите совсем беспроблемный аппарат. Это наверное будет ровесник нашей "Самары", да к тому же произведенный вдали от центров авто моды. Можно, но, рассчитывать на более высшую культуру производства - когда с первых км не нужно "подбирать сопли", а позже год "доводить до разума". Можно возлагать на наименьший процент промышленного брака: стойки не вытекут на первых тыщах, новый ШРУС не разберется на ходу, размерные группы поршней и цилиндров будут соответствовать друг дружке. Общий же ресурс узлов и агрегатов дешевенькой иномарки навряд ли будет выше, чем у российскей машины... которую обладатель, правда, "довел до разума".
Вывод 3-ий: Энциклопедия грузовых автомобилей решают все! Импортная машина, даже самая доступная, дороже русского автомобиля. Дороже ее сервис и ремонт. Конкретно это - основная преграда на пути импорта. Российские машины приобретают не поэтому, что они такие отличные, а поэтому, что дешевенькие. Не верите? Тогда попробуйте представить для себя обеспеченного россиянина, который по хорошей воле реализует собственный... нет, не "Mercedes", он не так богат, а, скажем, "Ниссан-Алмера", и покупает VAZ 2106. Слабо верится. Сейчас, почетаемый читатель, представьте себя обеспеченным человеком. Устроились, к примеру, на неплохую работу (ограбили банк, открыли свое дело, получили наследие). Бытовые трудности решили, садоводство на даче забросили, малыши обучаются в неплохой школе, супруга отдыхает на теплом море, кошка ест "Вискас", а вы... ремонтируете в гараже престарелый "Жигуль"? Вот то-то.
Вывод последний: выше головы не прыгнешь! Посчитайте деньги. Приобрести - полдела, позже придется содержать. Заблаговременно поинтересуйтесь ценами на ремонт и запчасти и не возлагайте надежды, что со всеми неуввязками справитесь сами либо руками гаражного "дяди Васи". Наверное придется иметь дело с фирменным обслуживанием либо более квалифицированным (и дорогим) "дядей". Вас это не стращает - тогда вперед! Есть сомнения? Тогда перед вами все обилие российскей техники, не очень неповторимой, но куда более дешевенькой. Главное - делать покупку по расчету, а не по любви.
" Шкода Фелиция": коробка (9975 руб.); сцепление (2700 руб.); управляющая рейка (3000 руб.); ШРУС (1360 руб.); стартер (3200 руб.); приемная труба (1482 руб.); диски тормозов (960 руб.).
VAZ 21093: ремонт коробки (570 руб.); сцепление (740 руб.); два ШРУСа (1600 руб.); блок предохранителей (560 руб.); сидение водителя (1900 руб.); глушитель (400 руб.); диски тормозов (600 руб.).
Последствия ремонта на фирменной 100.
VAZ 21093, она же "девятка", она же "девятина". Родилась в конце 1997 года. Не по другому, предновогодние настроения "родителей" сказались на наследственности "малыша". Переболела всеми известными в ее роду заболеваниями. Смолоду отличалась склонностью к маленьким пакостям, которые подкидывала в самое неподходящее время. Повсевременно добивалась ухода и пусть дешевого, но постоянного исцеления. Многие заболевания стали приобретенными. С годами нрав совсем иПодвескаился: проделки стали грубыми и нетактичными. Склонность к брюзжанию панелей обивки стала патологической. Сохранила здоровое сердечко и способность передвигаться, но уже близка к маразму. Смотрится старше собственного возраста. Проживет еще длительно, но просит сурового исцеления. В неприятном случае замучает непредсказуемым поведением.
" Шкода Фелиция", она же "шкодовка", она же "филимойша". Родилась весной 1998 года. Потомок авторитетного, но обедневшего рода. Отец - настоящий ариец. Невзирая на субтильную наружность и тонкие ножки, в юности отличалась завидным здоровьем. Нрав ровненький, податливый. С течением времени на здоровье подопечной начала сказываться сфера обитания. Болела редко, но серьезно. Добивалась дорогостоящего исцеления. Приобретенными заболеваниями не мучается. Снаружи смотрится на собственный возраст. При неплохом уходе будет жить еще достаточно длительно до полного одряхления организма.
Фото Игоря ТВЕРДУНОВА и Александра ПОЛУНИНА


ВАЗ-21093, Skoda Felicia


г.