БЫЧОК Растянул ИЗ БАНКРОТСТВА
"БЫЧОК" Растянул ИЗ БАНКРОТСТВА
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Очами обладателя
"БЫЧОК" Растянул ИЗ БАНКРОТСТВА
Курганские автобусы делают карьеру в столице украинского автобусостроения.
Олег ИВАСИК, генеральный директор компании "Малби"
Три года вспять наша фирма-перевозчик одолела в конкурсе на сервис маршрута, соединяющего один из жилых массивов Львова с привокзальной площадью. Вспоминая, что жадный платит два раза, мы взяли в лизинг 10 16-местных микроавтобусов "ИВЕКО-Турбо Дейли" кременчугской сборки (стоимость 32 тыщи баксов). Реклама превозносила их как очень надежные, но уже через полгода начались трудности с ходовой частью, усугублявшиеся отсутствием фирменного сервиса и накладностью запчастей. К тому же наши долги по лизингу, будучи привязаны к баксу, стремительно росли совместно с ним, в то время как стоимость билетов - 50 копеек - оставалась постоянной. Мы работали в убыток и катились к банкротству. Но здесь в городке появился "Бычок"-автобус.
При первом знакомстве с ним оценили просторный салон высотой 190 см. Он рассчитан на 29 пассажиров, 14 из которых стоят. Остальные же микроавтобусы, работающие во Львове в качестве маршрутных такси: "ИВЕКО-Турбо Дейли" и "Пежо-Карсан", не говоря уже о "Газели", не дают права перевозить стоящих. Стовосьмисильный дизель Минского моторного завода обширно известен как довольно обычный, а его ремонт по силам даже сельскому механику, знающему трактор "Беларусь". Все комплектующие "Бычка" делаются в СНГ, всегда есть в продаже и в пару раз дешевле подобных привезенных из других стран. Ну и сам "Бычок" после растаможки стоит на Украине в три раза меньше, чем "Турбо Дейли"...
Решив приобрести для пробы один автобус, мы побывали на заводах в Москве, Пскове и Кургане. Тормознули на курганском "Бычке", у которого трубчатый каркас кузова. Понравилось и то, что дверь для пассажиров не сдвижная, а распашная с дистанционным управлением от 2-ух кнопок в кабине водителя. Сдвижные в наших дорожных критериях стремительно разбалтываются, ну а о полезности дверной автоматики в маршрутном такси гласить лишне.
За 1-ые месяцы работы КАвЗ-3244 оправдал надежды. Мы приобрели еще девять "курганцев", а от ИВЕКО сочли за благо избавиться. Сейчас "Бычок" № 1 наездил около 90 000 км, другие - более 50 000. Скучать ремонтникам не приходится, но ни одна из машин серьезно не подвела, невзирая на беспощадные условия эксплуатации.
Десятикилометровый маршрут более чем на третья часть пролегает по очень неровной брусчатке. В часы пик в 29-местный салон втискиваются до 50 пассажиров. Нужно быть "Бычком", чтоб раз в день "отпахать" при всем этом, соблюдая график, несколько сот км.
У первенца не выдержали шины "Таганка" размера 225/75R16: при пробеге 7-8 тыщ начал отслаиваться корд. Поменяли их белоцерковской "Росавой" и не знали горя. Замечательно служат и нижнекамские шины, в которые обута половина автобусов. Ярославскими довольны в наименьшей степени: после 30 тыщ у неких покрышек появились трещинки около диска.
Благодаря успешной подвеске в салоне практически не ощущается вибрации. Но у 2-ух машин пришлось поменять по одной задней рессоре: дали трещинкы. При затяжке гаек крепления колес часто ломаются шпильки задней ступицы (девять случаев). А заклепки, которыми крепятся к раме опоры стабилизатора поперечной стойкости, на 2-ух машинах из 10 оказались "сырыми" и начали растягиваться. Наши слесари поменяли их самоконтрящимися болтами. В 2-ух автобусах расшатались крепления бензобака, о чем он доложил водителю стуком по раме. Чтоб успокоить бак, добавили две точки крепления. Слабо, всего только миллиметровой планкой, закреплены и сидения в салоне. Не ждя, когда оторвутся, мы дополнительно наварили сверху пластинку шириной 3 мм.
К движкам нет суровых претензий. Средний расход горючего на маршруте - около 20 л/100 км. Мы балуем их, заливая немецкую "полусинтетику" марки "Титан" (трактору "Беларусь", смеются хлопцы, такое и не снилось). Но при пуске и остановке движок и радиатор очень вибрируют. В итоге три радиатора начали разрушаться в местах крепления и востребовали подмены.
Ахиллесова пята электрического оборудования - дистанционный отключатель "массы". Иногда при езде он самопроизвольно срабатывает из-за вибрации, выводя из строя электрический реле-регулятор. Поменяв четыре таких реле, мы стали устанавливать более надежные механические отключатели.
Очень беззаботно проложен жгут проводов: чтоб его не перетерло, как в "Бычке" № 1, у всех других в "травмоопасных" местах пришлось добавлять защитные чехлы и прокладки. То же сделали и на тормозных трубопроводах. Вообщем, по нашему опыту, чтоб "Бычок" вел себя благопристойно, необходимо уделить ему до эксплуатации до 200 человеко-часов, подтягивая, уплотняя и регулируя. В этом смысле - полностью "русская" машина. Но что ни гласи, каждый автобус оправдывает себя за год. Знакомиться с работящим нетребовательным поголовьем движутся к нам со всей Западной Украины. Только во Львове коллеги по нашему примеру приобрели 30 курганских "бычков", и это наверное только начало.
И последнее: не могу согласиться с создателями статьи о "Бычке"-автобусе в мартовском номере ЗР, как будто "в городке правнуку "Фердинанда" тесновато и некомфортно". Часть маршрута проходит по узеньким древним улицам в центре Львова, и ездит он там полностью уверенно.