ГОВОРЯЩИЕ БАТАРЕИ
ГОВОРЯЩИЕ БАТАРЕИ
/ПОСЕЩЕНИЕ
ГОВОРЯЩИЕ БАТАРЕИ
Батареи Сейчас И ЗАВТРА
ТЕКСТ/ Миша КОЛОДОЧКИН
Я приближался к месту моего предназначения. До цели с труднопроизносимым для россиянина заглавием VB Autobatterie GmbH оставалось меньше 200 км – полтора часа езды от Гамбургского аэропорта до Ганновера. Отсюда разбегаются по свету батареи «Бош» – главные герои прошлогодней экспертизы «За рулем», наделавшей много шуму. И хотя инцидент издавна исчерпан, оборотная связь «завод-журнал» сохранилась.
– Нам очень принципиально развеять мельчайшие сомнения в качестве нашей продукции, – расслабленно объясняет герр Вайнвурм, управляющий продаж в Восточной Европе. – Русский рынок очень многообещающий.
Вот и завод. Довоенные корпуса 30-х годов, спрятавшиеся в лесопарке, никак не смотрятся этакими «графскими развалинами» – быстрее напоминают древнейшие напольные часы, уверенно шагающие по времени.
– Доходит до забавного, – делится своими неуввязками доктор Герольф Рихтер, начальник отдела разработок. – Как заказчик обнаруживает, что какие-то характеристики наших батарей оказываются лучше заявленных, он немедля протестует и просит дать ему скидку! Мол, я согласен дать излишние ампер-часы назад, а за это вы сбавляете мне стоимость…
Минут через пятнадцать после общих фраз о качестве, сервисе и крещенских морозах удалось повернуть беседу с фирмачами в подходящую колею. В конечном итоге узнали – компания не несет ответственности за РАЗРЯЖЕННЫЕ батареи. Напряжение на клеммах аккума, который устанавливается в машину, должно быть более 12,2 В – если же вольтметр покажет наименее 12 В, батарее – капут! К примеру, если в той же Германии новый автомобиль простоял без движения год, то аккуму автоматом выносится смертный приговор. Та же судьба ждет батареи, провалявшиеся подольше положенного на складах, – потому все просроченные «Бош-Сильверы», попавшие после «зарулевской» экспертизы «в опалу», будут уничтожены.
Нас заинтересовывало к тому же другое – какой ток должна выдавать батарея и как его верно измерить?
Ответ звучал так – заявленный ток проверяется в течение 10 с, потом – такая же пауза, после этого ток нагрузки понижают до 0,6 от исходного. Общая продолжительность тесты – 150 с для северных государств и 90 с – для южных. Что ж, Наша родина – страна северная, а услышать еще раз доказательство корректности «зарулевских» методик всегда приятно…
Пора задать вопрос «что нового?» Так именуемые белоснежные батареи – это, по местным меркам, позавчерашний денек, но отрешаться от их пока не собираются. Такие батареи поставляют сухими, а электролит в их заливает торговец. Белоснежная батарея – необслуживаемая. Согласно нормам эталона EN, это значит, что расход воды составляет наименее 4 г/А.ч. В общем, для обслуживания этой необслуживаемой батареи необходимо открутить пробку и долить водички.
Батареи «Бош-Сильвер» для VB Autobatterie GmbH – денек вчерашний. «Сильверы» по сути необслуживаемые – пробки наглухо заклеены: в их даже захочешь – ничего не зальешь. Это и не надо – срок службы изделий, выполненных по технологии с добавлением серебра, и без того на 20% выше, чем у стандартных.
Денек нынешний – это «Бош-Сильвер Плюс»: их выпускают с 1999 года. Такие батареи на 30% сильнее обычных «сильверов» благодаря применению большего количества тонких пластинок. Денек завтрашний… Дизайнер компании указывает набросок необыкновенной формы аккума – нечто футуристическое. Проект одобрен – скоро увидим. А вот это… а вот это не только лишь увидим, да и услышим!
Новое изделие будет докладывать обладателю о собственном самочувствии – прямо до числа оставшихся удачных попыток запуска мотора. Варианты определенного выполнения могут быть различными – синтезатор речи, световое табло, звуковые сигналы – все находится в зависимости от определенного заказа. Кстати, внезапно выясняется, что никакой это не будущий день – говорящие батареи с июля этого года уже поставляются на «Даймлер-Крайслер» и «Ауди»…
Очень любопытно. Не «говорилка» сама по для себя, а датчики – что непосредственно оценивает «умный» аккумулятор? Ведь не в глазок же он глядит – известную игрушку, сделанную в угоду покупателю. Доктор Рихтер после некого раздумья докладывает, что главных измеряемых характеристик четыре: температура датчика, температура мотора, напряжение при пуске мотора и затраченное на старт время. Представляете, вам молвят: «Хозяин, назад поедешь на такси»…
Вернемся к завтрашнему деньку – что еще можно прирастить, повысить? Оказывается, напряжение в бортсети – при этом в три раза! Количество бортовых потребителей электроэнергии быстро вырастает – современная импортная машина потребляет на стоянке до 100 мА! А здесь еще электротормоза, электронный руль – никакой «Сильвер» не потянет. Ну и меди не хватит, чтоб 10-ки ампер передавать по километрам проводов без утрат. Остается одно – прирастить напряжение: сейчас все почаще молвят о 42 В. Что касается гибридных автомобилей, то для их будет нужно вольт 300–400… Отсюда и живое внимание к новым технологиям – никель-металло-гидридной и литий-ионной. Как досадно бы это не звучало, самый подходящий для Рф аккумулятор – белоснежный, позавчерашний. Либо купим современную батарею, чтоб приделать к ней все другое? z