МОТОРЫ С АЛТАЯ
МОТОРЫ С АЛТАЯ
ТЕХНИКА
/ПЕРСПЕКТИВА
МОТОРЫ С АЛТАЯ
"БАРНАУЛТРАНСМАШ" ГОТОВИТСЯ ВЫПУСКАТЬ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬ
Леонид Новиков: "Наш дизель должен приглянуться автомобилистам".
ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
Опытнейший Эталон
Перед командировкой в Барнаул мне довелось познакомиться с дизельной "четверкой" - VAZ 21048, проходящей ресурсные тесты в НТЦ ВАЗа. Этот вариант с атмосферным дизелем ВАЗ-343 - 1,8л еще не доработан по шуму выпуска (конструкторы "Барнаултрансмаша" уже сделали другой, но до Тольятти он пока не "добрался"). Вобщем, оценить главные ездовые свойства можно и на этом образчике.
В салоне, не считая меня и вазовского испытателя, "посиживают" три наливных манекена, имитирующих полную нагрузку. Основная передача у этой "четверки" - самая "длинноватая" из числа тех, что есть у "классики", с передаточным отношением 3,9. Такое изменение разумно - ведь мощностные характеристики мотора возросли. Кстати, в связи с повышением рабочего объема дизеля установили аккумулятор завышенной емкости - 65 А.ч и поболее мощнейший генератор. Его взяли в долг у впрысковой "Нивы" VAZ 21214.
Поехали! Очень недлинные 1-ая и 2-ая передачи. Чуток медлительнее "перебираю" третью, четвертую и выхожу на пятую. Уже с 50 км/ч (на тахометре при всем этом полторы тыщи оборотов) на ней едем полностью уверенно и даже малость ускоряемся. Приноровившись к чертам дизеля, можно просто оставлять сзади бензиновых родственников.
Выбираемся на шоссе. Машина уверенно держит заданную скорость, фактически не реагируя на рельеф местности. В другой подъем "зажигалка" (с двигателем внутреннего сгорания) не то что четвертой - третьей передачи запросила бы. А дизелю хоть бы что, идет на пятой.
Сейчас о шуме. Пока обороты мотора не перевалили за 2500, его уровень в салоне полностью обычный. При всем этом на IV передаче скорость 70 км/ч, на V - около 80. Только на рычаге коробки чувствуется легкий "дизельный зуд". На 3-х тыщах (около 100 км/ч) шумно, но терпимо. Еще через 500 об/мин (чуток больше 110) наступает предел, выше которого салон заполняется рокотом. Понятно, что с таким шумом нужно биться.
Коробка, рассчитанная на быстрые бензиновые движки, для низкооборотного дизеля "коротка". Похоже, главную пару можно "удлинить" до 3,5 (и для понижения шума полезно). Да вот неудача - при имеющихся габаритах редуктора конструкция выходит ненадежной. Остается "растягивать" ряд в коробке. Сейчас на Вуале он только один, направленный на бензиновый мотор.
ДИЗЕЛЬ
"Тыща ВОСЕМЬСОТ"
О нем и о перспективах производства мотора ВАЗ-343 на "Барнаултрансмаше" поведал его новый технический директор Леонид Новиков - выходец с ВАЗа, где работал ведущим спецом по дизельной теме. Но для начала сделал "упреждающий" маневр - отдал опробовать машину с доработанной системой впуска. Совершенно другое дело! Сейчас, не рискуя оглохнуть, можно безболезненно крутить мотор во всем спектре. Естественно, бесшумным он не стал - слышно, что дизель. Но эффект налицо! Осталось прежнее желание "растянуть" коробку.
- Но это уже задачка для производителей автомобилей, которые будут устанавливать дизель на свою машину, - гласит Новиков. - А наша - в этом году сертифицировать новый мотор и выпустить пилотную партию 25 штук. В последующем мы планируем сделать уже 500 таких движков, а в 2004-м - 2,5 тыщи. Возлагаем надежды, с освоением дизеля 1,8 у "Барнаултрансмаша" раскроется 2-ое дыхание. Новые моторы в турбоварианте подходят и на "нивы" хоть какого размера, и на мини-вэн VAZ 2120. Наверное ими заинтересуется и компания "БРОНТО" - банковским "броневичкам" дизель никак не помешает, и "ВАЗинтерсервис" со своими полурамными пикапами.
А еще планируем поставлять "343-й" мотор сызранской "РосЛаде", думаем о дизелизации ИЖа. Для начала попробуем "полторашку" (ВАЗ-341 - 1,5 л), потом "атмосферник" 1,8, а для вэдового автомобиля будет в самый раз его турбоверсия.
Но сфера наших интересов не ограничена только автомобилями - на испытаниях дизель-генераторные установки. С полуторалитровым мотором мощность таковой установки - 16 кВт, с атмосферным "343-м" - уже 24, а наддувным 3431 - 30 кв. Есть и "речная" полуторалитровая модификация для катеров, она уже пользуется неплохим спросом.
ОТ ПОЛУТОРА Тыщ - К 30
Компания СОК, купив завод дизелей, пробует вдохнуть в него новейшую жизнь. Определена основная линия "Барнаултрансмаша" - увеличение свойства продукции и понижение себестоимости. Обе задачки взаимосвязаны, а их решение может быть только при переходе от сегодняшнего, мелкосерийного производства к более сверхтехнологичному серийному.
Сейчас потенциал завода - 3,5 тыщи дизелей в год. Но до сего времени, работая исключительно в одну смену, он производит 1,5 тыс. шт. - больше ВАЗу не надо. Поэтому и отыскивают дополнительных партнеров, таких, как "РосЛада" и "Ижмаш-Авто".
Стратегический план по наращиванию производства разбит на три шага. 1-ый, на текущий год - довести производственный потенциал до 5 тыщ. 2-ой, на 2003-й - освоение дизеля 1,8 и повышение объема производства до 10 тыщ моторов. 3-ий, на конец 2004-го - выход на 30 тыщ. Жизнь, но, корректирует планы - не всегда в наилучшую сторону.
Решено передать изготовка неких деталей спец компаниям. К примеру, комплекты "поршень-палец-стопорные кольца" будет поставлять костромской завод "Мотордеталь", об изготовлении форсунок ведутся переговоры с АЗПИ (Алтайским заводом прецизионных изделий), алюминиевое литье и РТИ будут свои, барнаульские. Как досадно бы это не звучало, делать топливный насос высочайшего давления для легкового дизеля в стране пока никто не в состоянии - приходится закупать ввезенный.
Под вопросом пока два момента. Для блока цилиндров 1,8 л нужна новенькая отливка: ее, как и для 1,5-литрового мотора, будет поставлять очень загруженное чугунолитейное создание ВАЗа. 2-ая сложность касается турбодизеля - не все ладится с освоением производства турбокомпрессоров на Воронежском мехзаводе. Запасной вариант - японский аналог, более дорогой.
Повдоль И ПОПЕРЕК
Невзирая на то что львиную долю времени занимает решение насущных заморочек, трансмашевцы не запамятывают и о перспективах. Прикидки проявили: если перекомпоновать подвесное оборудование, дизель 1,8 разместится поперек моторного отдела - а означает, подойдет и для "десяток", и для "Калины".
Объем мотора можно безболезненно довести до 2,3 л, сделать пяти- и даже шестицилиндровый вариант, а в планах - дизель с конкретным впрыском. Таковой, который может соответствовать нормам токсичности Евро IV.
Дизель - узкий агрегат: просит четкого подбора деталей. Каждый поршень взвешивают и промеряют.
Линия сборки дизелей, пока мелкосерийной.
На щитке устройств дизельных "четверок" - сигнализатор свечки накаливания.
ТЕХНИКА
/ПЕРСПЕКТИВА
МОТОРЫ С АЛТАЯ
"БАРНАУЛТРАНСМАШ" ГОТОВИТСЯ ВЫПУСКАТЬ 1,8-ЛИТРОВЫЙ ДИЗЕЛЬ
Леонид Новиков: "Наш дизель должен приглянуться автомобилистам".
ТЕКСТ, ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН
Опытнейший Эталон
Перед командировкой в Барнаул мне довелось познакомиться с дизельной "четверкой" - VAZ 21048, проходящей ресурсные тесты в НТЦ ВАЗа. Этот вариант с атмосферным дизелем ВАЗ-343 - 1,8л еще не доработан по шуму выпуска (конструкторы "Барнаултрансмаша" уже сделали другой, но до Тольятти он пока не "добрался"). Вобщем, оценить главные ездовые свойства можно и на этом образчике.
В салоне, не считая меня и вазовского испытателя, "посиживают" три наливных манекена, имитирующих полную нагрузку. Основная передача у этой "четверки" - самая "длинноватая" из числа тех, что есть у "классики", с передаточным отношением 3,9. Такое изменение разумно - ведь мощностные характеристики мотора возросли. Кстати, в связи с повышением рабочего объема дизеля установили аккумулятор завышенной емкости - 65 А.ч и поболее мощнейший генератор. Его взяли в долг у впрысковой "Нивы" VAZ 21214.
Поехали! Очень недлинные 1-ая и 2-ая передачи. Чуток медлительнее "перебираю" третью, четвертую и выхожу на пятую. Уже с 50 км/ч (на тахометре при всем этом полторы тыщи оборотов) на ней едем полностью уверенно и даже малость ускоряемся. Приноровившись к чертам дизеля, можно просто оставлять сзади бензиновых родственников.
Выбираемся на шоссе. Машина уверенно держит заданную скорость, фактически не реагируя на рельеф местности. В другой подъем "зажигалка" (с двигателем внутреннего сгорания) не то что четвертой - третьей передачи запросила бы. А дизелю хоть бы что, идет на пятой.
Сейчас о шуме. Пока обороты мотора не перевалили за 2500, его уровень в салоне полностью обычный. При всем этом на IV передаче скорость 70 км/ч, на V - около 80. Только на рычаге коробки чувствуется легкий "дизельный зуд". На 3-х тыщах (около 100 км/ч) шумно, но терпимо. Еще через 500 об/мин (чуток больше 110) наступает предел, выше которого салон заполняется рокотом. Понятно, что с таким шумом нужно биться.
Коробка, рассчитанная на быстрые бензиновые движки, для низкооборотного дизеля "коротка". Похоже, главную пару можно "удлинить" до 3,5 (и для понижения шума полезно). Да вот неудача - при имеющихся габаритах редуктора конструкция выходит ненадежной. Остается "растягивать" ряд в коробке. Сейчас на Вуале он только один, направленный на бензиновый мотор.
ДИЗЕЛЬ
"Тыща ВОСЕМЬСОТ"
О нем и о перспективах производства мотора ВАЗ-343 на "Барнаултрансмаше" поведал его новый технический директор Леонид Новиков - выходец с ВАЗа, где работал ведущим спецом по дизельной теме. Но для начала сделал "упреждающий" маневр - отдал опробовать машину с доработанной системой впуска. Совершенно другое дело! Сейчас, не рискуя оглохнуть, можно безболезненно крутить мотор во всем спектре. Естественно, бесшумным он не стал - слышно, что дизель. Но эффект налицо! Осталось прежнее желание "растянуть" коробку.
- Но это уже задачка для производителей автомобилей, которые будут устанавливать дизель на свою машину, - гласит Новиков. - А наша - в этом году сертифицировать новый мотор и выпустить пилотную партию 25 штук. В последующем мы планируем сделать уже 500 таких движков, а в 2004-м - 2,5 тыщи. Возлагаем надежды, с освоением дизеля 1,8 у "Барнаултрансмаша" раскроется 2-ое дыхание. Новые моторы в турбоварианте подходят и на "нивы" хоть какого размера, и на мини-вэн VAZ 2120. Наверное ими заинтересуется и компания "БРОНТО" - банковским "броневичкам" дизель никак не помешает, и "ВАЗинтерсервис" со своими полурамными пикапами.
А еще планируем поставлять "343-й" мотор сызранской "РосЛаде", думаем о дизелизации ИЖа. Для начала попробуем "полторашку" (ВАЗ-341 - 1,5 л), потом "атмосферник" 1,8, а для вэдового автомобиля будет в самый раз его турбоверсия.
Но сфера наших интересов не ограничена только автомобилями - на испытаниях дизель-генераторные установки. С полуторалитровым мотором мощность таковой установки - 16 кВт, с атмосферным "343-м" - уже 24, а наддувным 3431 - 30 кв. Есть и "речная" полуторалитровая модификация для катеров, она уже пользуется неплохим спросом.
ОТ ПОЛУТОРА Тыщ - К 30
Компания СОК, купив завод дизелей, пробует вдохнуть в него новейшую жизнь. Определена основная линия "Барнаултрансмаша" - увеличение свойства продукции и понижение себестоимости. Обе задачки взаимосвязаны, а их решение может быть только при переходе от сегодняшнего, мелкосерийного производства к более сверхтехнологичному серийному.
Сейчас потенциал завода - 3,5 тыщи дизелей в год. Но до сего времени, работая исключительно в одну смену, он производит 1,5 тыс. шт. - больше ВАЗу не надо. Поэтому и отыскивают дополнительных партнеров, таких, как "РосЛада" и "Ижмаш-Авто".
Стратегический план по наращиванию производства разбит на три шага. 1-ый, на текущий год - довести производственный потенциал до 5 тыщ. 2-ой, на 2003-й - освоение дизеля 1,8 и повышение объема производства до 10 тыщ моторов. 3-ий, на конец 2004-го - выход на 30 тыщ. Жизнь, но, корректирует планы - не всегда в наилучшую сторону.
Решено передать изготовка неких деталей спец компаниям. К примеру, комплекты "поршень-палец-стопорные кольца" будет поставлять костромской завод "Мотордеталь", об изготовлении форсунок ведутся переговоры с АЗПИ (Алтайским заводом прецизионных изделий), алюминиевое литье и РТИ будут свои, барнаульские. Как досадно бы это не звучало, делать топливный насос высочайшего давления для легкового дизеля в стране пока никто не в состоянии - приходится закупать ввезенный.
Под вопросом пока два момента. Для блока цилиндров 1,8 л нужна новенькая отливка: ее, как и для 1,5-литрового мотора, будет поставлять очень загруженное чугунолитейное создание ВАЗа. 2-ая сложность касается турбодизеля - не все ладится с освоением производства турбокомпрессоров на Воронежском мехзаводе. Запасной вариант - японский аналог, более дорогой.
Повдоль И ПОПЕРЕК
Невзирая на то что львиную долю времени занимает решение насущных заморочек, трансмашевцы не запамятывают и о перспективах. Прикидки проявили: если перекомпоновать подвесное оборудование, дизель 1,8 разместится поперек моторного отдела - а означает, подойдет и для "десяток", и для "Калины".
Объем мотора можно безболезненно довести до 2,3 л, сделать пяти- и даже шестицилиндровый вариант, а в планах - дизель с конкретным впрыском. Таковой, который может соответствовать нормам токсичности Евро IV.
Дизель - узкий агрегат: просит четкого подбора деталей. Каждый поршень взвешивают и промеряют.
Линия сборки дизелей, пока мелкосерийной.
На щитке устройств дизельных "четверок" - сигнализатор свечки накаливания.