АВТОГАЗ
АВТОГАЗ
Одна из обстоятельств, сдерживающих распространение пропан-бутана как моторного горючего, - высочайшие цены на газобаллонное оборудование (ГБО) и его установка. В Москве и области переводят лошадиные силы на дешевенький "овес" за $250-300. Но это для "классики", для впрыскового мотора наслаждение еще дороже. Приблизительно две третьих уходит на оборудование, при этом российскее по стоимости практически догнало европейских "основателей жанра".
ТРИ Бакса ЗА ДЫРКУ
Но есть другие цены и другая математика. В Италии оптовая стоимость редуктора "Ловато" либо "Марини" - $25-28, в Москве $35-40, а установщики, взяв оптом, берут уже $70-80. В таких же пропорциях вырастает стоимость арматуры - клапанов, трубок и т. п. Похоже, не только лишь перевоз определяет стоимость телушки...
Установка ГБО обойдется в 2200-2900 руб.: согласитесь, дорого за 5-8 часов работы. Основной инструмент - электродрель, нужно просверлить около 15 отверстий для крепежного элемента.
Естественно, пропан-бутан горюч, но не намного коварнее бензина. Есть ли опасность, к примеру, при подмене карбюратора спалить машину? Ее не стоит гиперболизировать, и обладатель вправе выбирать, самому поменять либо на 100 за 100-150 руб. Но подмену редуктора фирмы-установщики, как будто сговорившись, оценивают в 600-750 руб. Времени растрачивают не больше получаса, здесь даже "Тосол" не нужно сливать. Похоже, лицензией на право работы с ГБО прикрываются, как будто патентом на морской разбой во времена Френсиса Дрейка. А так ли страшен черт, как его малюют? Попробуем-ка установить газовую аппаратуру без помощи других.
САМИ С УСАМИ
Напомним (ЗР, 2002, № 10), "железо" для собственной "Оды" мы желали приобрести как можно дешевле - за 1500-2000 рублей, но в смету не уложились: новогрудская аппаратура, которая валялась в гараже у владельца с августа 1998-го, обошлась в 750 руб., правда, без редуктора. Добавили новый редуктор "Ловато" за 2100 руб. - итого 2850.
Наилучшее место для установки редуктора - левая чашечка кузова, так короче расходный шланг, но она занята расширительным бачком. Последний перенесли вправо. Шланги подогрева редуктора подсоединили к магистрали впускного коллектора, а сам прибор смонтировали на пластинке, закрепленной к шпилькам подушки стойки. Пробка для слива конденсата, как и положено, оказалась понизу.
На "Ловато" подводящая газовая трубка поперечником 6 мм, а у нас-то вся магистраль из медной "10-ки", потому ее надставили медной же "шестеркой" и стык опаяли латунью.
Смеситель "верхний". Его просто смонтировать на резинку воздушного фильтра и закрепить 4-мя гайками М5. Для подвода газа к смесителю просверлили отверстие в корпусе фильтра и воткнули в него гнутую железную трубку от радиатора "печки" "Жигулей". Стык обварили - трубка не отвалится, плотность фильтра обещана.
Бензиновый клапан смонтировали на болты водяного насоса, а газовый - на кронштейн для диагностической розетки: все равно пустует. Тумблер вида горючего - кнопка "печки" от "копейки". Систему зажигания поменяли на бесконтактную "восьмерочную" - с ней опережение "не уходит", и риск спалить клапаны сведен к минимуму. Баллон поставили меж арками колес, сместив до упора на лево - справа мешают шланги.
В конце концов, работы завершены, экзамен по опрессовке в ЗАО "Газаппаратура" при МАМИ сдан удачно, можно заправляться газом.
ЦЕННАЯ Заплатка
Вот сейчас, наверняка, начнутся трудности: ведь баллон не освидетельствован с 1998 года (дата указана на металлической "заплатке", приваренной рядом с блоком мультиклапанов). Заправщик, не смотря на табличку и не спрашивая документов на ГБО, начал заполнять "сосуд под давлением". Отлов нарушителей не его задачка. А чья - может, ГАИ? У примыкающей колонки лицезреем "Газель" с очень пузатым баллоном (ранее такие ставили на ГАЗ-53-08). Шофер и не задумывается отпираться: да, ГБО поставил сам, на собственный ужас и риск, без регистрации и опрессовки. "Газель"-кормилица на пропане ездит уже три года - за этот период времени ни один гаишник не спросил документов на аппаратуру. Естественно, должны инспектировать бумаги при техосмотре, но пока бог миловал, а если придерутся, снять баллон не неувязка. А позже опять поставить... Такая вот "нашенская" философия.
А ведь можно зарегистрировать без помощи других установленное ГБО и даже опрессовать баллон. Только там, где переоборудуют авто на газ, этого не делают, у их и оснастки-то таковой нет. Двигайте на районные газонаполнительные станции (ГНС), там все есть нужное. Главное, чтоб был шильдик-"заплата" и документы на редуктор. Снять-поставить, помыть и провести освидетельствование баллона обойдется в 350 руб. И 100 руб. за диагностику всего оборудования, после этого выдают документы.
В Москве это сделают в конторе АГНС по адресу: 5-я Кабельная улица, 12 и на Очаковской БСГ: ул. Лобачевского, 120.
Кстати, как поведал спец по освидетельствованию баллонов, за 25 лет его работы было всего несколько случаев утраты плотности. При этом практически все с новыми итальянскими и голландскими баллонами, а к российским претензии только эстетического нрава. На лицо ужасные, доброкачественные снутри...
Статистика подтверждает: предпосылки возгорания автомобилей (как досадно бы это не звучало, частого) совсем не в газовом оборудовании. За 2002 год в Столичной области записанно 1176 пожаров на легковых и грузовых автомобилях, из их только один "газовый", когда в Чехове взорвалась "пятерка". Бытовой 50-литровый баллон неосмотрительно оставили в багажнике на два горячих летних денька...
Но вернемся к "Оде". Заправили 10 л. газа, на бензине возвратились в МАМИ. На газе под присмотром профессионалов мотор завелся сходу, работал стабильно, без провалов, только подрегулировали обороты холостого хода. Зажигание выставили еще на бензине - добивались очевидного гула при разгоне. При езде на газе детонация пропала, мотор работает мягче и тише, кажется, даже мощность не убавилась (ну это навряд ли). Расход - около 10 л/100 км. При температуре ниже -10°С мотор пускаем на бензине, а прогрев его до 40°С, переключаем на газ.
Самое главное - "бензиновая дыра" в нашем бюджете стала затягиваться.
Редуктор и клапан разместились очень компактно, зато баллон занял третья часть багажника.
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
Одна из обстоятельств, сдерживающих распространение пропан-бутана как моторного горючего, - высочайшие цены на газобаллонное оборудование (ГБО) и его установка. В Москве и области переводят лошадиные силы на дешевенький "овес" за $250-300. Но это для "классики", для впрыскового мотора наслаждение еще дороже. Приблизительно две третьих уходит на оборудование, при этом российскее по стоимости практически догнало европейских "основателей жанра".
ТРИ Бакса ЗА ДЫРКУ
Но есть другие цены и другая математика. В Италии оптовая стоимость редуктора "Ловато" либо "Марини" - $25-28, в Москве $35-40, а установщики, взяв оптом, берут уже $70-80. В таких же пропорциях вырастает стоимость арматуры - клапанов, трубок и т. п. Похоже, не только лишь перевоз определяет стоимость телушки...
Установка ГБО обойдется в 2200-2900 руб.: согласитесь, дорого за 5-8 часов работы. Основной инструмент - электродрель, нужно просверлить около 15 отверстий для крепежного элемента.
Естественно, пропан-бутан горюч, но не намного коварнее бензина. Есть ли опасность, к примеру, при подмене карбюратора спалить машину? Ее не стоит гиперболизировать, и обладатель вправе выбирать, самому поменять либо на 100 за 100-150 руб. Но подмену редуктора фирмы-установщики, как будто сговорившись, оценивают в 600-750 руб. Времени растрачивают не больше получаса, здесь даже "Тосол" не нужно сливать. Похоже, лицензией на право работы с ГБО прикрываются, как будто патентом на морской разбой во времена Френсиса Дрейка. А так ли страшен черт, как его малюют? Попробуем-ка установить газовую аппаратуру без помощи других.
САМИ С УСАМИ
Напомним (ЗР, 2002, № 10), "железо" для собственной "Оды" мы желали приобрести как можно дешевле - за 1500-2000 рублей, но в смету не уложились: новогрудская аппаратура, которая валялась в гараже у владельца с августа 1998-го, обошлась в 750 руб., правда, без редуктора. Добавили новый редуктор "Ловато" за 2100 руб. - итого 2850.
Наилучшее место для установки редуктора - левая чашечка кузова, так короче расходный шланг, но она занята расширительным бачком. Последний перенесли вправо. Шланги подогрева редуктора подсоединили к магистрали впускного коллектора, а сам прибор смонтировали на пластинке, закрепленной к шпилькам подушки стойки. Пробка для слива конденсата, как и положено, оказалась понизу.
На "Ловато" подводящая газовая трубка поперечником 6 мм, а у нас-то вся магистраль из медной "10-ки", потому ее надставили медной же "шестеркой" и стык опаяли латунью.
Смеситель "верхний". Его просто смонтировать на резинку воздушного фильтра и закрепить 4-мя гайками М5. Для подвода газа к смесителю просверлили отверстие в корпусе фильтра и воткнули в него гнутую железную трубку от радиатора "печки" "Жигулей". Стык обварили - трубка не отвалится, плотность фильтра обещана.
Бензиновый клапан смонтировали на болты водяного насоса, а газовый - на кронштейн для диагностической розетки: все равно пустует. Тумблер вида горючего - кнопка "печки" от "копейки". Систему зажигания поменяли на бесконтактную "восьмерочную" - с ней опережение "не уходит", и риск спалить клапаны сведен к минимуму. Баллон поставили меж арками колес, сместив до упора на лево - справа мешают шланги.
В конце концов, работы завершены, экзамен по опрессовке в ЗАО "Газаппаратура" при МАМИ сдан удачно, можно заправляться газом.
ЦЕННАЯ Заплатка
Вот сейчас, наверняка, начнутся трудности: ведь баллон не освидетельствован с 1998 года (дата указана на металлической "заплатке", приваренной рядом с блоком мультиклапанов). Заправщик, не смотря на табличку и не спрашивая документов на ГБО, начал заполнять "сосуд под давлением". Отлов нарушителей не его задачка. А чья - может, ГАИ? У примыкающей колонки лицезреем "Газель" с очень пузатым баллоном (ранее такие ставили на ГАЗ-53-08). Шофер и не задумывается отпираться: да, ГБО поставил сам, на собственный ужас и риск, без регистрации и опрессовки. "Газель"-кормилица на пропане ездит уже три года - за этот период времени ни один гаишник не спросил документов на аппаратуру. Естественно, должны инспектировать бумаги при техосмотре, но пока бог миловал, а если придерутся, снять баллон не неувязка. А позже опять поставить... Такая вот "нашенская" философия.
А ведь можно зарегистрировать без помощи других установленное ГБО и даже опрессовать баллон. Только там, где переоборудуют авто на газ, этого не делают, у их и оснастки-то таковой нет. Двигайте на районные газонаполнительные станции (ГНС), там все есть нужное. Главное, чтоб был шильдик-"заплата" и документы на редуктор. Снять-поставить, помыть и провести освидетельствование баллона обойдется в 350 руб. И 100 руб. за диагностику всего оборудования, после этого выдают документы.
В Москве это сделают в конторе АГНС по адресу: 5-я Кабельная улица, 12 и на Очаковской БСГ: ул. Лобачевского, 120.
Кстати, как поведал спец по освидетельствованию баллонов, за 25 лет его работы было всего несколько случаев утраты плотности. При этом практически все с новыми итальянскими и голландскими баллонами, а к российским претензии только эстетического нрава. На лицо ужасные, доброкачественные снутри...
Статистика подтверждает: предпосылки возгорания автомобилей (как досадно бы это не звучало, частого) совсем не в газовом оборудовании. За 2002 год в Столичной области записанно 1176 пожаров на легковых и грузовых автомобилях, из их только один "газовый", когда в Чехове взорвалась "пятерка". Бытовой 50-литровый баллон неосмотрительно оставили в багажнике на два горячих летних денька...
Но вернемся к "Оде". Заправили 10 л. газа, на бензине возвратились в МАМИ. На газе под присмотром профессионалов мотор завелся сходу, работал стабильно, без провалов, только подрегулировали обороты холостого хода. Зажигание выставили еще на бензине - добивались очевидного гула при разгоне. При езде на газе детонация пропала, мотор работает мягче и тише, кажется, даже мощность не убавилась (ну это навряд ли). Расход - около 10 л/100 км. При температуре ниже -10°С мотор пускаем на бензине, а прогрев его до 40°С, переключаем на газ.
Самое главное - "бензиновая дыра" в нашем бюджете стала затягиваться.
Редуктор и клапан разместились очень компактно, зато баллон занял третья часть багажника.
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ