ЗАПАХЛО ЖАРЕНЫМ
ЗАПАХЛО ЖАРЕНЫМ
СИСТЕМА СМАЗКИ
Ехать нельзя!". Система смазки для мотора то же, что кровеносная для нас: закончится подача масла к деталям - жить им считанные секунды.
ДАВЛЕНИЕ - ВСЕМУ ГОЛОВА
Важный показатель - давление масла в зазорах меж трущимися деталями. Обычно, оно не ниже 1 кгс/см2 при работе мотора с нагрузкой на мало допустимых оборотах, а при номинальных - 3-5 кгс/см2. Масло под давлением позволяет накрепко поделить трущиеся Ремонт и эксплуатация, к примеру, в подшипниках скольжения. Ремонт и эксплуатация крутятся, не соприкасаясь и практически не изнашиваясь (такое трение именуют жидкостным).
Давление, сделанное насосом, дополняется эффектом клина: стремительно передвигающаяся деталь всплывает на пленке масла, как воднолыжник над зеркалом озера. Для деталей, смазываемых разбрызгиванием, - цилиндров, поршней, колец - эффект клина имеет решающее значение.
Нагрузки на Ремонт и эксплуатация изменяются в широких границах - от очень малых на холостом ходу (при малых оборотах на автомобилях неких компаний контрольной лампочке не возбраняется даже вспыхивать) до очень больших. Если при огромных нагрузках давление за насосом недостаточно, это приведет к граничному трению: микронеровности деталей будут сцепляться, а износ неоднократно ускорится. Сразу падает расход масла на разбрызгивание.
Если нагрузку еще прирастить, надежда лишь на характеристики самого масла, его "маслянистость" - крепкость соединения пленки с защищаемым металлом. Это последний предел обороны против задиров, заклинивания, а дальше трение металла о металл становится сухим.
В общем, в движке ни в коем случае нельзя допускать "масляного голодания". А вызвать его могут не только лишь недостатки смазочной системы, да и деяния водителя.
ОВЦЫ СЫТЫ, ВОЛКИ ЦЕЛЫ...
Для серийных ВАЗов нижний порог оборотов под нагрузкой - около 1500-2000 за минуту, другими словами 12-16 км/ч на первой передаче. На асфальте заморочек нет, но поедем-ка по разбитому проселку. Если погнутый рычаг подвески либо даже треснувшая стойка кузова не требуют незамедлительной остановки, то с движком шуточки плохи. Трудные безасфальтовые дороги требуют сноровки: приходится балансировать меж 2-мя угрозами - сильными ударами и перегрузкой мотора на низких оборотах. Приемов таковой езды много. Какой-то из них - на рис. 1: участок Б стараемся пройти за счет инерции машины, разогнав ее на участке А.
Кстати, услышав на низких оборотах "стук пальчиков" (на самом деле - признак детонационного сгорания), не допускайте такового режима! Означает, нагрузки на Ремонт и эксплуатация мотора просто ударные - он просит пощады.
Другая крайность - езда на запредельных оборотах, когда решающую роль играют не газовые силы (от рабочих процессов в цилиндрах), а обыденные механические: в движке много деталей, передвигающихся с переменными скоростями. Силы, связанные с ускорениями, вырастают "по квадрату оборотов", так что "перекрутка" не на пользу мотору, даже если его смазка безупречна.
ЛАМПА ВСПЫХНУЛА
Итак, красноватый сигнал контрольной лампы - все равно что запрещающий на светофоре! Остановись, разберись в причинах! Может быть, давление очень понизилось. Либо пропало совсем.
Всякое бывает. В один прекрасный момент наш сотрудник на что-то налетел и пробил в поддоне картера дыру (рис. 2). Масло ушло. "Жигуленка" докатили на буксире, поддон удалось починить, благо, металлической. Припаянная заплатка держалась пару лет. Ну а случись это вдалеке от "цивилизации"? Вот другое решение: сняв поддон и выправив края пробоины, изнутри положить "пластырь" (к примеру, из кусочка резины), закрепить доступными методами, прямо до винтов с гайками и шайбами... и поставить на место. Остается только залить масло.
Случается, поддон помят, но не пробит. Масла довольно, а давление пропало. Вероятнее всего, сломан маслоприемник насоса - под корень, выше уровня масла. Насос хлебает воздух. Что здесь делать? Опытные издавна отыскали рецепт: долить его столько, чтоб достало до места излома, и смазка мотора восстановится (рис. 3).
Еще из опыта: никаких ударов, масла в картере много, а давления нет. Ищем неисправность в самом насосе: в большинстве случаев выходит из строя его привод. Слабенькое место "жигулевского" - шлицевое соединение приводной шестерни с валиком насоса (рис. 4). Добраться туда нетрудно - снять трамблер. Под ним видна шестерня. Вбив в ее отверстие подходящую деревяшку, вынимаем и осматриваем шлицы в нижней части. Изношены? Вот и причина.
Восстановим работу насоса: насадим шестерню на валик поплотнее, к примеру, через прокладку из узкой жести. Пара легких ударов молотка - и дело изготовлено. Остается возвратить на место трамблер и хотя бы приблизительно откорректировать зажигание.
Вспомним тут и о "нестандартных" случаях пропажи давления. Пустил наш читатель Х. мотор в мороз... а лампочка не погасла. Открыл капот... Ба! Колпак фильтра оторван от донышка, масло - на полу! Попадаются и такие, с позволения сказать, фильтры.
Давление иногда исчезает и при полной исправности системы смазки. В сильный мороз масло "не по сезону" может так застыть, что перестает течь. Секунд через 15-20 насос начинает засасывать воздух: масло сверху в картер не стекает, под маслоприемником пусто (рис. 5). Контрольная лампа подмаргивает, мотор глухо стучит: пора, дескать, приостановить! Простой выход - добавить в картер приблизительно литр подходящего масла и, пустив движок, прогреть до рабочей температуры. А после чего смесь слить и поменять тем, что положено.
Обратимся сейчас к случаям от "обратного". Если в картер попадает горючее, допустим, из-за повреждения диафрагмы бензонасоса у карбюраторного мотора, вязкость таковой консистенции может намного снизиться - насос не создаст подходящего давления. Эффект клина, о котором шла речь, тоже миниатюризируется неоднократно. Найдя, что уровень масла выше положенного и оно пахнет бензином, поездку отложим, сольем всю дрянь и, починив бензонасос, зальем свежее масло.
Еще коварнее попавшая в картер охлаждающая жидкость - из-за прогара прокладки головки блока либо, что ужаснее, трещинкы. Когда на деньке много "Тосола" либо воды (рис. 6), они попадут и в систему смазки. Мотор при всем этом протянет недолго. Не ради красноватого словца аннотации советуют смотреть за уровнем охлаждающей воды.
Стоимость МЕЛОЧЕЙ
Днем после запуска мотора контрольная лампа вдруг вспыхнула, а позже угасала (при осторожной езде) лишь на завышенных оборотах. Причина? Под редукционный клапан, когда он стал запираться при нагреве масла, попала соринка. А приоткрытый клапан - верный метод снизить давление масла (рис. 7).
Рецептов тут два: или снимать поддон и, добравшись до клапана, высвободить его, или дать машине отдохнуть до завтра - пусть стопроцентно остынет. После этого, пустив мотор, сходу резко прогазовать, чтоб клапан на прохладном вязком масле приоткрылся и выпустил соринку. Обычно, это помогает.
Часто маленькие помехи могут понижать давление даже до критичного. При огромных оборотах значительно ограничит подачу масла засорившаяся сетка маслоприемника либо деформация поддона, прижавшегося к сетке (рис. 8). Либо другое: по мере износа зазоры в подшипниках скольжения, создающие сопротивление сгустку масла, растут - давление падает. Сразу изнашивается маслонасос, падает и его напор. В конце концов, мотор не вечен! Заметив подобные признаки его старения, пора мыслить и о ремонте.
На проселке движок не перегружать!
Пробит картер.
Сломан маслоприемник.
Сломанный привод масляного насоса.
Образование "каверны" под маслоприемником насоса при пуске с застывшим маслом.
Вода в масле...
Соринка не даст редукционному клапану закрыться.
Помятый поддон прижался к сетке маслоприемника.
СЕРГЕЙ МОРГУНОВ
СИСТЕМА СМАЗКИ
Ехать нельзя!". Система смазки для мотора то же, что кровеносная для нас: закончится подача масла к деталям - жить им считанные секунды.
ДАВЛЕНИЕ - ВСЕМУ ГОЛОВА
Важный показатель - давление масла в зазорах меж трущимися деталями. Обычно, оно не ниже 1 кгс/см2 при работе мотора с нагрузкой на мало допустимых оборотах, а при номинальных - 3-5 кгс/см2. Масло под давлением позволяет накрепко поделить трущиеся Ремонт и эксплуатация, к примеру, в подшипниках скольжения. Ремонт и эксплуатация крутятся, не соприкасаясь и практически не изнашиваясь (такое трение именуют жидкостным).
Давление, сделанное насосом, дополняется эффектом клина: стремительно передвигающаяся деталь всплывает на пленке масла, как воднолыжник над зеркалом озера. Для деталей, смазываемых разбрызгиванием, - цилиндров, поршней, колец - эффект клина имеет решающее значение.
Нагрузки на Ремонт и эксплуатация изменяются в широких границах - от очень малых на холостом ходу (при малых оборотах на автомобилях неких компаний контрольной лампочке не возбраняется даже вспыхивать) до очень больших. Если при огромных нагрузках давление за насосом недостаточно, это приведет к граничному трению: микронеровности деталей будут сцепляться, а износ неоднократно ускорится. Сразу падает расход масла на разбрызгивание.
Если нагрузку еще прирастить, надежда лишь на характеристики самого масла, его "маслянистость" - крепкость соединения пленки с защищаемым металлом. Это последний предел обороны против задиров, заклинивания, а дальше трение металла о металл становится сухим.
В общем, в движке ни в коем случае нельзя допускать "масляного голодания". А вызвать его могут не только лишь недостатки смазочной системы, да и деяния водителя.
ОВЦЫ СЫТЫ, ВОЛКИ ЦЕЛЫ...
Для серийных ВАЗов нижний порог оборотов под нагрузкой - около 1500-2000 за минуту, другими словами 12-16 км/ч на первой передаче. На асфальте заморочек нет, но поедем-ка по разбитому проселку. Если погнутый рычаг подвески либо даже треснувшая стойка кузова не требуют незамедлительной остановки, то с движком шуточки плохи. Трудные безасфальтовые дороги требуют сноровки: приходится балансировать меж 2-мя угрозами - сильными ударами и перегрузкой мотора на низких оборотах. Приемов таковой езды много. Какой-то из них - на рис. 1: участок Б стараемся пройти за счет инерции машины, разогнав ее на участке А.
Кстати, услышав на низких оборотах "стук пальчиков" (на самом деле - признак детонационного сгорания), не допускайте такового режима! Означает, нагрузки на Ремонт и эксплуатация мотора просто ударные - он просит пощады.
Другая крайность - езда на запредельных оборотах, когда решающую роль играют не газовые силы (от рабочих процессов в цилиндрах), а обыденные механические: в движке много деталей, передвигающихся с переменными скоростями. Силы, связанные с ускорениями, вырастают "по квадрату оборотов", так что "перекрутка" не на пользу мотору, даже если его смазка безупречна.
ЛАМПА ВСПЫХНУЛА
Итак, красноватый сигнал контрольной лампы - все равно что запрещающий на светофоре! Остановись, разберись в причинах! Может быть, давление очень понизилось. Либо пропало совсем.
Всякое бывает. В один прекрасный момент наш сотрудник на что-то налетел и пробил в поддоне картера дыру (рис. 2). Масло ушло. "Жигуленка" докатили на буксире, поддон удалось починить, благо, металлической. Припаянная заплатка держалась пару лет. Ну а случись это вдалеке от "цивилизации"? Вот другое решение: сняв поддон и выправив края пробоины, изнутри положить "пластырь" (к примеру, из кусочка резины), закрепить доступными методами, прямо до винтов с гайками и шайбами... и поставить на место. Остается только залить масло.
Случается, поддон помят, но не пробит. Масла довольно, а давление пропало. Вероятнее всего, сломан маслоприемник насоса - под корень, выше уровня масла. Насос хлебает воздух. Что здесь делать? Опытные издавна отыскали рецепт: долить его столько, чтоб достало до места излома, и смазка мотора восстановится (рис. 3).
Еще из опыта: никаких ударов, масла в картере много, а давления нет. Ищем неисправность в самом насосе: в большинстве случаев выходит из строя его привод. Слабенькое место "жигулевского" - шлицевое соединение приводной шестерни с валиком насоса (рис. 4). Добраться туда нетрудно - снять трамблер. Под ним видна шестерня. Вбив в ее отверстие подходящую деревяшку, вынимаем и осматриваем шлицы в нижней части. Изношены? Вот и причина.
Восстановим работу насоса: насадим шестерню на валик поплотнее, к примеру, через прокладку из узкой жести. Пара легких ударов молотка - и дело изготовлено. Остается возвратить на место трамблер и хотя бы приблизительно откорректировать зажигание.
Вспомним тут и о "нестандартных" случаях пропажи давления. Пустил наш читатель Х. мотор в мороз... а лампочка не погасла. Открыл капот... Ба! Колпак фильтра оторван от донышка, масло - на полу! Попадаются и такие, с позволения сказать, фильтры.
Давление иногда исчезает и при полной исправности системы смазки. В сильный мороз масло "не по сезону" может так застыть, что перестает течь. Секунд через 15-20 насос начинает засасывать воздух: масло сверху в картер не стекает, под маслоприемником пусто (рис. 5). Контрольная лампа подмаргивает, мотор глухо стучит: пора, дескать, приостановить! Простой выход - добавить в картер приблизительно литр подходящего масла и, пустив движок, прогреть до рабочей температуры. А после чего смесь слить и поменять тем, что положено.
Обратимся сейчас к случаям от "обратного". Если в картер попадает горючее, допустим, из-за повреждения диафрагмы бензонасоса у карбюраторного мотора, вязкость таковой консистенции может намного снизиться - насос не создаст подходящего давления. Эффект клина, о котором шла речь, тоже миниатюризируется неоднократно. Найдя, что уровень масла выше положенного и оно пахнет бензином, поездку отложим, сольем всю дрянь и, починив бензонасос, зальем свежее масло.
Еще коварнее попавшая в картер охлаждающая жидкость - из-за прогара прокладки головки блока либо, что ужаснее, трещинкы. Когда на деньке много "Тосола" либо воды (рис. 6), они попадут и в систему смазки. Мотор при всем этом протянет недолго. Не ради красноватого словца аннотации советуют смотреть за уровнем охлаждающей воды.
Стоимость МЕЛОЧЕЙ
Днем после запуска мотора контрольная лампа вдруг вспыхнула, а позже угасала (при осторожной езде) лишь на завышенных оборотах. Причина? Под редукционный клапан, когда он стал запираться при нагреве масла, попала соринка. А приоткрытый клапан - верный метод снизить давление масла (рис. 7).
Рецептов тут два: или снимать поддон и, добравшись до клапана, высвободить его, или дать машине отдохнуть до завтра - пусть стопроцентно остынет. После этого, пустив мотор, сходу резко прогазовать, чтоб клапан на прохладном вязком масле приоткрылся и выпустил соринку. Обычно, это помогает.
Часто маленькие помехи могут понижать давление даже до критичного. При огромных оборотах значительно ограничит подачу масла засорившаяся сетка маслоприемника либо деформация поддона, прижавшегося к сетке (рис. 8). Либо другое: по мере износа зазоры в подшипниках скольжения, создающие сопротивление сгустку масла, растут - давление падает. Сразу изнашивается маслонасос, падает и его напор. В конце концов, мотор не вечен! Заметив подобные признаки его старения, пора мыслить и о ремонте.
На проселке движок не перегружать!
Пробит картер.
Сломан маслоприемник.
Сломанный привод масляного насоса.
Образование "каверны" под маслоприемником насоса при пуске с застывшим маслом.
Вода в масле...
Соринка не даст редукционному клапану закрыться.
Помятый поддон прижался к сетке маслоприемника.
СЕРГЕЙ МОРГУНОВ